Специалисты в сфере театра, музыки, танцев и других направлений поделились своим опытом создания творческой среды для людей с особыми потребностями и его перспективах. Объединил этот опыт тематический альманах «Пути особого искусства», изданный петербургской Автономной некоммерческой организацией «Новые перспективы».
Особое искусство — должно ли оно быть особым? Могут ли особенности автора не влиять на оценку его работ? Участие в театральных постановках, создание анимации, произведений живописи, занятия танцами и музыкой для особых людей — это поддержка, развитие, социализация, шанс на профессию или что-то иное? Как выглядит настоящая инклюзия?
На эти и другие важные вопросы на страницах альманаха «Пути особого искусства» отвечают профессионалы своего дела, нашедшие свой творческий путь во взаимодействии с особыми людьми.
«Помню, на первых занятиях хореограф говорила: «Посмотрите, как пара делает упражнение», потом одёргивала себя, а потом понимала, что можно «посмотреть» только руками, если люди не против, что другие «посмотрят» их таким способом, когда они танцуют», — в интервью с Юлией Поцелуевой, куратором петербургской театральной школы «Инклюзион», хорошо виден путь проб и ошибок, которым шли первооткрыватели «особого искусства» в нашей стране.
«Работа в «Антоне» для меня расширила границы: можно сказать что-то приятное по работе, надо хвалить, надо поддерживать, потому что видишь, как актёры расцветают и лучше работают», — Варвара Купорова, режиссёр Малого театра кукол и театральный педагог Центра системной поддержки людей с аутизмом «Антон тут рядом», рассказала о том, как меняет привычные представления о театре работа с особыми актерами.
«Вопрос: что есть норма? Для вас норма, что есть руки, а для него, что их нет. Я знаю, что у меня закрытые плечевые суставы, я знаю, что я не встану на пуанты, и это моя норма, но зато я вижу, где мой потенциал. Важно давать возможность увидеть свой потенциал каждому», — Вера Щёлкина, танцевальный художник, преподаватель движения, поделилась своим видением того, как будет строиться работа совсем недавно начатого инклюзивного направления «Нормальные танцы», которое будет работать в пространстве «Нормальное место».
Также в альманахе собраны практические материалы, с помощью которых вот уже более двадцати лет педагоги творческих студий благотворительной организации «Перспективы», работающих в ПНИ № 3, строят свои занятия.
По мнению создателей альманаха, благодаря этим рекомендациям специалисты из разных городов и регионов смогут расширить свои знания, а люди с особенностями развития получат возможность ещё ярче проявлять свои творческие таланты.