До конца года компания намерена открыть до десяти точек на стыке торговли и общепита. В партнеры зовут рестораторов Ginza и Italy group.
Петербургский ретейлер «Лэнд», избавившийся во время пандемии от трех флагманов и почти вдвое сокративший сеть супермаркетов, пытается укрепиться на рынке с помощью нового формата. Как рассказала «Фонтанке» генеральный директор сети Олеся Мальцева, компания планирует возобновить развитие сети гастромаркетов, прерванное коронакризисом. Формат востребован, считают эксперты, но активности со стороны ретейлера в поиске помещений не наблюдают. Тем временем конкурентов уже готовят федеральные сети.
Запуск новой концепции «Лэнд» анонсировал еще в 2019 году. Пилотным проектом стала точка в «Невской ратуше», начавшая работу в феврале 2020 года. Но спустя месяц компания закрыла магазин. На фоне коронавирусных ограничений трафик резко упал, а из-за наличия собственной кухни и зоны со столиками точка еще и попала под ограничения для общепита, пояснила Олеся Мальцева.
Но саму идею «Лэнд» по-прежнему считает актуальной и намерен сделать вторую попытку. Сейчас ретейлер ведет переговоры об открытии новых точек площадью 100–400 кв. м как в спальных районах, так и в центре города, рядом с бизнес-центрами. Конкретных адресов топ-менеджер не назвала, но отметила, что до конца года планирует открыть 8–10 гастромаркетов.
Ассортимент такой точки составит 1,5 тысячи наименований товаров (для сравнения: в обычном супермаркете «Лэнд» — 13 тысяч). Упор будет сделан на готовую к употреблению продукцию — выпечку и собственную кулинарию. В каждой точке будет работать повар, который будет готовить сандвичи, суши, вок, блины, пышки. Также можно будет взять кофе навынос. Примерно четверть площади займет кафе с посадочными местами. Также на полках будут вина собственного импорта, фермерская молочная продукция и мясная гастрономия.
По мнению Олеси Мальцевой, на данный момент аналоги гастромаркетов «Лэнд» на рынке отсутствуют. «Это выжимка того, что востребовано покупателями», — пояснила она. По словам топ-менеджера, конкурентное преимущество формата — быстрая покупка, которую можно совершить рядом с домом или по дороге в офис.
Инвестиции в один объект «Лэнд» оценивает в 5 млн рублей. На развитие пойдут собственные средства основных акционеров — Станислава Константинова и Юлии Демченко (владеют 78 и 22% зарегистрированной на Кипре Cecilianoco limited, которой принадлежит 95% ООО ТК «Лэнд», еще 5% у экс-гендиректора Дмитрия Чтецова). Если проект окажется успешным, компания не исключает привлечение стороннего инвестора.
Также компания видит будущее в партнерстве с ресторанами. В мае на полках супермаркетов «Лэнд» появилась пицца из ресторанов Italiani (входит в Italy group). По словам Олеси Мальцевой, вскоре в ассортименте также появится паста (в виде предупакованных готовых блюд). Также ведутся переговоры с группой Ginza, которая может стать поставщиком блюд грузинской кухни, а также с сетью ресторанов японской кухни, название которой топ-менеджер не уточнила. Продукция будет представлена как в супермаркетах, так и в точках нового формата. В Ginza на момент публикации не ответили на запрос «Фонтанки» о коллаборации с ретейлером.
В будущем «Лэнд» намерен предпринять еще одну попытку запуска гастромаркета большого формата. Изначально такая точка должна была появиться на месте супермаркета «Лэнд» во «Владимирском пассаже». Но ретейлер был вынужден свернуть проект из-за пандемии и расторг договор аренды.
В общей сложности сеть «Лэнд» с начала года сократилась почти наполовину. Еще в начале года компания закрыла супермаркет на Морской набережной. Летом прекратили работу три флагманских магазина в центре города — в ТРЦ «Невский центр», «Пассаж» на Невском проспекте и «Владимирский пассаж» у станции метро «Достоевская». Также после месяца работы закрылся магазин в «Невской ратуше». Одновременно ретейлер отказался от точек на Фурштатской улице и проспекте Испытателей, которые намеревался запустить на месте супермаркетов Spar. Сокращать сеть вынудила пандемия, пояснила Олеся Мальцева. Из-за отсутствия туристов в центре города и перехода сотрудников бизнес-центров на удалёнку продажи перестали окупать платежи по аренде и операционные расходы. Новые закрытия в настоящий момент не планируются, но и развивать дальше формат супермаркета компания пока не собирается.
При этом финансовое состояние компании остается стабильным, говорит топ-менеджер. Хотя выручка в первом полугодии 2020 года из-за закрытия магазинов и влияния коронавирусных ограничений упала почти в два раза по сравнению с прошлым годом, ретейлер не ушел в минус и по итогам всего года рассчитывает выйти на прибыль.
Поводов для беспокойства команда ретейлера не видит и в росте числа исков от поставщиков. Так, по данным СПАРК, на 7 августа к компании поступили 114 претензий на сумму 100,3 млн рублей. Для сравнения: за весь 2019 год — 90 исков на 109,6 млн рублей. По словам Олеси Мальцевой, после краха «Интерторга» поставщики снижают кредитные лимиты и стараются перестраховаться подачей жалоб. «Большая часть исков оканчивается мировым соглашением, мы постепенно сокращаем задолженность», — пояснила она. Общая долговая нагрузка «Лэнда», по её словам, составляет примерно 260 млн рублей.
Поставщики «Лэнда», опрошенные «Фонтанкой», подтвердили, что ухудшения ситуации с платежами не наблюдается. Компания постепенно гасит старые долги, хотя за новые поставки по-прежнему не всегда рассчитывается вовремя. Исполнительных производств по искам поставщиков в базе СПАРК нет.
Но перспективы укрепиться на рынке с помощью нового формата вызывают сомнения у экспертов. Особой активности со стороны «Лэнда» по поиску помещений для гастромаркетов участники рынка торговой недвижимости не видят. «До недавнего времени «Лэнд» рассматривал открытие новых магазинов в премиальных жилых кварталах. На фоне закрытия их точек перспективы дальнейшего развития остаются под вопросом», — комментирует Александр Волков, руководитель Rusland SP Retail. «Мы не располагаем информацией о какой-либо активности в плане поиска сетью «Лэнд» новых помещений», — соглашается Владимир Каличава, руководитель департамента услуг для ретейлеров Colliers International.
По словам экспертов, подходящие по метражу помещения на рынке есть, но самые «вкусные» объекты, появившиеся на рынке после закрытия «Интерторга», уже заняты. Арендные ставки для супермаркета могут варьироваться от 500 до 2 500 рублей за квадратный метр в месяц в спальных районах и от 1 000 до 10 000 рублей в центре города.
Формат продуктового магазина с кулинарией сейчас востребован. Но популярность конкретного проекта зависит от соотношения цены и качества, а также от конкретной локации, позиционирования на рынке и узнаваемости бренда, подчеркивает Владимир Каличава.
Кроме того, другие сети активно экспериментируют с такой концепцией. Например, ранее гипермаркет с элементами фуд-холла запустила «Лента». Супермаркеты с кафе на месте «Лэнда» в «Пассаже» под брендом Eurospar откроет нижегородский «Спар Миддл Волга». О намерении развиваться в небольшом формате и создать свою фабрику-кухню объявила Prisma. Мини-маркеты с зоной кафе также собирается запускать «Магнит». Предполагается, что 30 точек под брендом «Магнит-сити» появятся в разных городах России, включая Петербург. О коллаборации с ресторанными группами ранее заявили «Перекресток» и «Лента».
Справка
«Лэнд» работает на рынке Северной столицы с 1998 года. По данным СПАРК, в 2019 году выручка составила 4,2 млрд рублей, чистая прибыль — 67,9 млн рублей. Сейчас у компании 6 магазинов. По оценке петербургского УФАС, доля компании на продуктовом рынке Петербурга составляет 0,9%. Также у основателей ретейлера есть бизнес, связанный с поставками и монтажом торгового оборудования.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»