Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Общество Доля комбинатора. Кто стоит за переделом музейно-выставочного бизнеса в Петербурге

Доля комбинатора. Кто стоит за переделом музейно-выставочного бизнеса в Петербурге

6 489
Один из проектов Комбината музейно-выставочного искусства - Музей истории денег / фото с сайта museum.goznak.ru

Бывшие акционеры заявили о рейдерском захвате крупного игрока на рынке музейных экспозиций и выставок. За их арбитражной активностью видится тень петербуржца, умеющего притягивать к себе не только деньги, но и уголовные дела.

Принадлежавший членам Союза художников России «Комбинат музейно-выставочного искусства» (КМВИ) оказался в руках ее гендиректора Елены Михайловой. Попытка живописцев вернуть контроль над компанией через суд сопровождается взаимными упреками в фальсификации документов.

КМВИ создан в Петербурге в 2007 году, его название ассоциировалось с крупнейшим в советские годы предприятием в области художественного проектирования экспозиций – Комбинатом живописно-оформительского искусства (КЖОИ). Учредителями выступили бывшие сотрудники, они же вошли в штат новой компании. Уставный капитал размером 20 тысяч рублей состоял из личного ноутбука гендиректора Елены Михайловой. Доли в равных частях – по пять тысяч – записали на нее и трех художников: Бориса Телова, Вячеслава Глазкова и Бориса Робенко.

За бизнес-процессы и поиск заказчиков отвечала Михайлова. Художники подписали допсоглашение, которым они признавали мнимый характер своего участия в деятельности компании. В качестве учредителей они были необходимы для «рекламы и повышения рейтинга за счет авторитетности, профессионализма и известности». Их имена должны были поднять престиж компании и обеспечить самих же оформителей заказами.

В 2011 году учредители уволились из компании, комбинат набрал молодых специалистов. Телов умер. Еще через пару лет гендиректор стала единственным участником КМВИ. Робенко и Глазков свои доли не выкупили, они перешли на баланс компании, а впоследствии к Михайловой.

Компания год за годом наращивала портфель заказов. В 2014-м она зарегистрировал выручку в 10 млн рублей, а в 2017-м – уже 870 млн.

«Комбинат музейно-выставочного искусства» регулярно участвует в создании временных местных и выездных выставок Эрмитажа. Он оборудовал музей истории денег в Монетном дворе, спроектировал и воплотил внутреннее пространство Театрального музея, расположенного в здании бывшей дирекции Императорских театров на площади Островского. Компания выиграла конкурс стоимостью миллиард рублей на создание под ключ музея РЖД в Санкт-Петербурге и тендер на внутреннюю экспозицию военно-исторического музейного комплекса «Самбекские высоты» в Ростовской области за полмиллиарда.

Бизнес-спокойствие КМВИ нарушили иски, поданные Борисом Робенко и Вячеславым Глазковым в Арбитражный суд Петербурга и области в 2018 году. Они требовали восстановить корпоративный контроль над компанией. В случае победы им бы возвращалась половина долей.

Первым рассматривалось дело Робенко. Художнику сложно было подтвердить участие в деятельности компании после увольнения в 2011 году, но его представители решились на смелый шаг. Они заявили, что допсоглашение о мнимом учредительстве Робенко не подписывал, и предоставили в Арбитражный суд заключение экспертно-технического центра «Мегаполис», согласно которому невозможно установить, художник или кто-то другой подписал допсоглашение. О подписи второго дольщика, Вячеслава Глазкова, говорилось конкретнее: она «выполнена, вероятнее всего, не самим Глазковым, а каким-то иным лицом, с подражанием его почерку».

Исследование проводилось по светокопии допсоглашения. Судья Светлана Салтыкова сделала однозначный вывод:

«Материалами дела подтверждается, что Глазковым дополнительное соглашение не подписывалось. Соответственно, [оно] является сфальсифицированным».

В июле 2019 года судья удовлетворила иск Робенко, признав за ним право на долю в КМВИ.

Елена Михайлова обжаловала решение, так как оно ставило под угрозу ее бизнес. С предпринимательницей последовательно согласились апелляционная и кассационная инстанции, сочтя выводы судьи Салтыковой поспешными, и аннулировали заключение «Мегаполиса» по подписям:

«Оно содержит только вероятностный вывод… более того, достоверность этого заключения опровергается заключением специалиста ООО «Экспертно-криминалистическое бюро», – решил Тринадцатый арбитражный апелляционный суд и отказал Робенко в иске. В декабре 2019-го кассация «засилила» это решение.

Вячеслав Глазков прошел дорогой коллеги и тоже проиграл. В восстановлении корпоративного контроля ему отказано.

Робенко и Глазкова в арбитраже защищала одна команда представителей. Среди лиц, на которых художники выписали доверенности, присутствует 56-летний петербуржец Игорь Бурдинский. В разговоре с «Фонтанкой» он не стал отрицать своей вовлеченности в дело комбината.

«Я помогаю людям правильно выстраивать защиту интересов. В корпоративных спорах раньше не участвовал, но у меня есть жизненный опыт и опыт общения с правоохранительными органами», – заявил он, но использовать свой комментарий по обстоятельствам дела отказался, уточнив, что просто обсуждает тему с корреспондентом.

«Фонтанка» дозвонилась до Бориса Робенко. Показалось, он не был расстроен поражением в арбитражном суде. Дурного о своей оппонентке Михайловой говорить не стал и признался, что «не очень встревает в это дело», целиком доверяя своим представителям.

По мнению Елены Михайловой, ее реальный оппонент – Бурдинский, а не пара художников.

«Робенко и Глазков десять лет не участвовали в деятельности компании, – сказала она «Фонтанке». – Мы встречались на праздниках, открытиях выставок, и не было никаких вопросов и претензий. Потом, видимо, художники познакомились с этим господином [Бурдинским], и их поведение резко изменилось. Я не понимаю, почему оказалась в сфере его интересов».

В июле 2019 года Бурдинского приговорили к двум годам условно за особо крупное мошенничество. Куйбышевский суд установил, что в 2015-м Бурдинский предложил петербуржцу купить квартиру на улице Чайковского и предъявил договор с КУГИ на реконструкцию мансарды. Жилье Бурдинский выдавал за свое, хотя комитет предоставил чердачное помещение на праве безвозмездного пользования, без возможности оформить в собственность. Предприниматель заключил с потерпевшим договор уступки права на реконструкцию мансарды, получил 7,2 млн рублей и не вернул. Приговор обжалуется в Санкт-Петербургском горсуде.

В декабре 2018-го Бурдинского отправили под домашний арест по делу реставрационной компании «Коринф». По версии обвинения, бизнесмен в октябре 2016-го назначил себя на должность гендиректора. К тому времени было известно, что Рускобанк планирует подать к компании иск о банкротстве за невыплаченный долг в 200 млн рублей по кредиту. В активах реставраторов значилась дебиторская задолженность в размере 15,1 млн рублей – это сумма, которую должны были выплатить «Коринфу» контрагенты. Через неделю после назначения на пост гендиректора Бурдинский, как считает обвинение, заключил с юридическим центром «Гарант» договор уступки прав на «дебиторку» и тем самым вывел ее из активов компании, а сам получил от «Гаранта» гонорар – 300 тысяч рублей.

Уголовное дело по статье 165 УК («Причинение имущественного ущерба в особо крупном размере») передано в августе 2019-го в Куйбышевский суд, процесс еще идет. Мера пресечения Бурдинскому изменена на подписку о невыезде, уточнили «Фонтанке» в объединенной пресс-службе судов Петербурга.

Российский аукционный дом распродает в настоящее время квартиры, принадлежавшие Бурдинскому, в особняке на Белинского, 9. Они находились в залоге у Рускобанка, у которого разорившаяся впоследствии компания «Коринф» брала кредит. За долги Бурдинский потерял также земельный участок 3 гектара и фабрику «Красное знамя», которую он хотел переделать в музей современного искусства.

По данным ФССП, Бурдинский является должником по восьми исполнительным производствам, требования кредиторов превышают 130 млн рублей.

Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях