Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Общество Электронный ПТС жмет на тормоз. Полная отмена бумажных носителей грозит массовыми задержками выдачи машин

Электронный ПТС жмет на тормоз. Полная отмена бумажных носителей грозит массовыми задержками выдачи машин

4 103
Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ

С 1 ноября Россия должна полностью перейти на электронные паспорта транспортных средств. Участники рынка жалуются на сбои в системе и просят об отсрочке.

О том, что россияне могут столкнуться с проблемами при покупке машин из-за отмены бумажных ПТС, «Фонтанке» сообщили несколько участников рынка. По их словам, сейчас оформление цифровых документов идет в тестовом режиме и уже показало узкие места системы «Электронный паспорт», разработанной одноименной «дочкой» Ростеха. Производители из других стран ЕАЭС — Белоруссии и Казахстана – и вовсе не готовы к игре по новым правилам.

Процесс перехода на электронные паспорта автомобилей стартовал еще в 2014 году, когда Россия, Белоруссия и Казахстан заключили соответствующее соглашение. В 2016 году началось тестирование системы. Полный отказ от бумажных носителей был запланирован на июль 2018 года, но несколько раз откладывался из-за сложностей с согласованием процедур внутри ЕАЭС.

В марте 2019 года Минпромторг анонсировал новую дату — 1 ноября. С этого момента производители перестанут выдавать бумажные паспорта, а все данные об автомобилях будут храниться в электронной базе данных. Бумажные ПТС на уже выпущенные машины продолжат действовать, но по желанию автовладельца их тоже можно будет перевести в цифровой вид, обратившись к операторам техосмотра. ЭПТС на авто, ввозимые из-за рубежа в частном порядке, будет выдавать испытательная лаборатория при таможенном оформлении.

Электронный паспорт будет содержать информацию о собственнике, техническом осмотре, техническом обслуживании и ремонтных работах, пробеге, о наложении или снятии обременений, о страховании и страховых случаях (включая сведения о ДТП), а также другую информацию, вносимую собственником. По расчету Минпромторга, использование цифрового носителя позволило бы бюджету сэкономить 1 млрд рублей в год – за счет отказа от затрат на покупку бланков ПТС, их транспортировку и хранение, утилизацию испорченных бланков, приобретение и содержание оргтехники.

Более полная и детальная информация о транспортном средстве (ЭПТС может содержать от 90 до 150 полей, тогда как в бумажном варианте — только 21) делает более прозрачными сделки купли-продажи на вторичном рынке. Благодаря этому снижаются риски получить авто с перебитыми номерами, находящееся в угоне, со «скрученным» километражем, «скрытыми» собственниками и так далее.

Оператором системы стало АО «Электронный паспорт». Через АО «Ростехлогистика» 51% акций предприятия владеет ГК «Ростех», а 49% – ООО «ТХЛ», которое на 100% принадлежит Елене Худяковой, бизнес-партнеру Людмилы Рукавишниковой, тещи главы Ростеха Сергея Чемезова.

По данным сайта «Электронного паспорта», на данный момент в России оформлено 5579 электронных ПТС. «Каждый день добавляется по сотне новых», – сообщил «Фонтанке» директор оператора Илья Минкин. Для сравнения, всего с конвейеров отечественных автозаводов в 2018 году сошло 1,6 млн легковых автомобилей.

Но, по словам производителей, которые с конца лета приступили к тестированию системы, пока у них много вопросов к ее работе. Как рассказал директор по внешним связям петербургского завода «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Виктор Васильев, компания столкнулась с техническими проблемами при оформлении ЭПТС.

«Предполагалось, что процесс будет максимально автоматизирован: нажатием одной кнопки можно зарегистрировать до 300 паспортов», – говорит топ-менеджер. Но по факту из-за сбоев автоматическая выгрузка проходит не всегда, и данные приходится вбивать вручную. В итоге оформление цифрового документа стало даже более трудоемким процессом, чем бумажного: сам паспорт содержит больше данных, при этом на обработку запроса к системе может уходить 7-10 минут. Общее время выпуска ЭПТС растягивается на 20 минут. С аналогичными сложностями неизбежно столкнутся и другие звенья цепи поставок — дистрибуторы и дилеры.

Всего Hyundai рассчитывает до 1 ноября выпустить от 1 до 1,5 тысяч машин с электронными ПТС. С 1 ноября ей придется оформлять по 1000 документов в день. Если вопрос с автоматической выгрузкой не будет решен, есть риск, что при оформлении паспортов будут возникать сбои, и покупатели могут столкнуться с задержкой при получении приобретенных машин. По словам Васильева, при Минпромторге создана рабочая группа, которая обсуждает возникшие проблемы. Пока есть надежда, что оператор устранит неполадки до 1 ноября.

Снижения стоимости машин из-за перехода на электронные ПТС ждать не стоит. Те расходы, которые раньше участники рынка несли на почтовую пересылку бумажных документов, теперь будут идти на электронное оформление.

В АвтоВазе сообщили, что пока выпускают электронные ПТС в пилотном режиме для одной модели – LADA XRAY Cross. Вопрос о сложностях с оформлением концерн посоветовал переадресовать оператору. «Задача тестового периода – отработка технологии и процессов», – подытожили в АвтоВазе.

Еще один автопроизводитель из страны-участника Таможенного союза оценивает ситуацию более критически. «Программное обеспечение работает с постоянными сбоями. Если выдача бумажных ПТС с 1 ноября прекратится, продажи остановятся и рынок обвалится», – говорит он.

На прошлой неделе на встрече в Минпромторге представители Белоруссии и Казахстана попросили отсрочить окончательный переход на ЭПТС как минимум на год. Чиновники вошли в положение. «Решение о том, что бумажные ПТС можно будет использовать наравне с электронными в течение следующего года, может быть опубликовано в начале октября», – говорит собеседник «Фонтанки». Но по словам российского производителя, участвовавшего в заседании, отсрочку предполагается дать только другим участникам ЕАЭС. Для российских компаний использование цифрового носителя все-таки будет обязательным.

В Минпромторге на момент публикации на запрос «Фонтанки» не ответили. В АО «Электронный паспорт» подтвердили возможность «послаблений и смягчений, чтобы не создавать проблем». «Проводится анализ, через 2-3 недели будет решение», – пояснил Илья Минкин.

Опасения участников рынка о возникновении очередей и дефицита глава оператора не разделяет. «Бывает, что-то новое делаем, и только хуже становится», – рассуждает Илья Минкин. Но с ЭПТС не такой случай.

Наличие технических сложностей Илья Минкин отрицать не стал, но отметил, что часто проблема лежит на стороне самого пользователя. «Цифровизация — это всегда двусторонний процесс. Все дорабатывают свои информационные системы или бизнес-процессы. Некоторые компании сразу сказали, что им достаточно продуктов, которые предоставляет «Электронный паспорт». Но некоторые хотят, чтобы автомобиль сходил с конвейера, а паспорт оформлялся автоматически», – прокомментировал топ-менеджер.

Но самое сложное не оформлять паспорта, а применять, подчеркивает Илья Минкин. «Завод оформил, а пользуются собственники, дилеры, дистрибуторы, банки, лизинговые компании, госавтоинспекции, налоговые и таможенные органы. Сейчас анализируется, как не создать коллапс в этой части», – пояснил он.

Галина Бояркова,

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
11
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях