Сейчас

+9˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+9˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 7

1 м/с, вос

770мм

65%

Подробнее

Пробки

1/10

«Лезут по трубам, выламывают двери».

Почему парадных Петербурга нет на туристической карте

8878
Испорченная вандалами парадная дома бухарского эмира на Каменноостровском, 44/Михаил Огнев/"Фонтанка.ру"
Испорченная вандалами парадная дома бухарского эмира на Каменноостровском, 44/Михаил Огнев/"Фонтанка.ру"
ПоделитьсяПоделиться

Парадные Петербурга страдают из-за своей исключительности. Чтобы уберечь редкое от любопытства отщепенцев, приходится закрываться и от достойных туристов.

От настырной тяги к прекрасному не спасают ни сверхпрочные двери, ни старушки-консьержи. На Гороховой поступили радикально — железной решеткой изуродовали свое окно с видом на Исаакиевский собор. Попытки монетизировать имперское наследие растаптывают суровые законы бизнеса и бюрократия. «Фонтанка» прогулялась по знаковым местам парадного Петербурга и услышала, как живется по ту сторону праздного созерцания.

К 316-му году жизни город на Неве сохранил десятки парадных, где аристократичный дух, где знатью пахнет. Их адреса не найти в типовом путеводителе. Координаты лучших передаются из уст в уста и перетекают по соцсетям. Парадная на Гороховой, 3 интерьерами никогда не блистала, ее изюминка – открыточный вид на купол Исаакиевского собора. Годами сюда идут до сотни человек ежедневно. Как рассказал «Фонтанке» местный житель Игорь Николаевич, металлическая дверь с домофоном не останавливала — проникали вслед за жильцами, обзванивали квартиры, грубили, приходили большими компаниями с алкоголем.

Фото: Михаил Огнев/"Фонтанка.ру"
ПоделитьсяПоделиться

«Отключили универсальный код на домофоне и поставили решетки на седьмом этаже. Они перекрывают вид – лезут ведь, чтобы снять купол Исаакия над крышами домов. Теперь с шестого этажа, встав ногами на подоконник, пытаются что-то делать. Но людей все равно стало значительно меньше», – рассказал Игорь Николаевич.

Заработать на народной тропе жители не смогли: не оказалось ни желания, ни технической возможности. «Для того, чтобы собирать деньги с туристов, нужен человек, который будет это делать. Его нужно где-то разместить, его нужно содержать. Нужно решить: он будет один деньги собирать или сдавать их и потом получать зарплату? Нерентабельно и глупо. Да и просто негде у нас посадить консьержа — нет места», – аргументирует он.

Дом с Ротондой

Ротонда
РотондаФото: Михаил Огнев/"Фонтанка.ру"/Архив
ПоделитьсяПоделиться

В доме с Ротондой на Гороховой, 57 пошли другим путем. Парадная, где, как считается, в свое время выступали музыканты «Кино», «Пикника» и «Алисы», манит поклонников русского рока. Долго время место культа украшали разбитые окна, исписанные двери, продукты человеческой жизнедеятельности, пьяные компании. С 2014 года на входе посадили консьержа, который за символическую плату встречает посетителей по будням с 18:00 до 22:00, по выходным – с 11 до 22:00. В Петербурге они стали первыми. Плату называют пожертвованием, чтобы полиция не посчитала процесс незаконным обогащением.

«Когда мы закрывались и ставили новые железные двери, к нам залезали по водосточной трубе, разбивали окна, очень жестко регулярно выламывали двери и ручки», – рассказал «Фонтанке» председатель совета дома Даниил Любаров.

Но и консьерж вопрос вандализма не решил. «Даже когда все налажено и мы сами готовы показывать, приходят люди к концу рабочего дня консьержа и ломают дверь. Пишут гвоздем на стене, – рассказал Даниил. – Но благодаря тому, что у нас есть система пожертвований, мы можем позволить себе косметический ремонт и оплачивать труд человека, украшать парадную к праздникам. Но ни о каком капремонте речи даже не идет — это цифры разного порядка».

По словам Любарова, посещаемость парадной непредсказуема — на открытие пришли 300 человек, в дождливом ноябре может быть ни одного. И поэтому не может существовать четкой «коммерческой модели» – «берем 100 рублей с человека, умножим на 50 человек в день — заработаем по 5 тысяч в сутки».

Дом Бака

Дом Бака
Дом БакаФото: Олег Еверзов
ПоделитьсяПоделиться

Здание на Кирочной улице, 24 известно своими витражами и подвесными галереями, а сами жильцы стали экскурсоводами. Но и у них есть проблемы с вандалами.
«Не пускать — не имеем права. И мы любим, когда в наш дом приходят гости, но не все они нам нравятся», – объяснила «Фонтанке» председатель совета дома Бака Марина Жукова.

«С началом туристского сезона в наших парадных появляется все больше вот таких гостей, считающих, что мраморные столетние подоконники просто созданы для того, чтоб на них топтались в грязной обуви. Наверное, им нравятся старинные дома и возможность видеть их изнутри. Многие в комментариях пишут, как они любят наш дом (странною любовью?). Жаль, что не понимают, что именно из-за них жители закрывают свои дома для посторонних. Мы стараемся сейчас выработать правила посещения дома Бака, ищем оптимальное решение – как обезопасить дом и жителей, не закрывая его целиком для посетителей», – говорится в последнем сообщении в группе дома.

«Мы действительно семимильными шагами идем к тому, чтобы закрыться, – рассказала Марина Жукова. – Но у нас нет самоцели никого не пускать. Надо просто немного поменять портрет посетителя и донести, что можно делать, а что нет, что «Большой Бак» смотрит на тебя. Кроме того, по 73-му федеральному закону мы обязаны предоставлять доступ к объекту культурного наследия. Но с другой стороны, мы не обязаны это делать круглосуточно. Можно выделять какие-то часы, как это делает «Ротонда». А вариант с решетками, как на Гороховой, 3, мне не нравится — почему ты сам должен лишать себя красоты?»

Жильцы дома Бака посчитали, что на круглосуточный пост охраны нужно около 95 тысяч рублей в месяц. Если это не охрана, а консьерж, то цена в два раза меньше, но рисков больше: если человек заболеет, ему придется искать замену.

«В любом случае это финансовая нагрузка и решение будут принимать все жильцы. Но если Ротонда маленькая, то у нас огромная парадная и потребуется время. Мы рассматриваем возможность донейшена (пожертвований на входе — прим. ред). Для этого нам нужно будет посчитать поток посетителей», – говорит Жукова.

Крыша как ориентир для парадных

В отличие от парадных, в использовании крыш в центре города два года назад наметился юридический прорыв — открылась первая легальная крыша на Лиговском, 65. Она была популярна у руферов и раньше, но дом с этого ничего не получал. А на верхушку забирались сразу десятки человек без всякого контроля. Управляющая компания провела общее собрание и сдала крышу в аренду компании «Панорамик Руф».

Её основатель Анастасия Красицкая рассказала «Фонтанке», что они легально платят УК за аренду 30-50 тысяч в месяц. И жильцы получают отчеты о том, куда идут эти деньги.

«Этой зимой, которая выдалась особенно снежной, они, например, вызывали на них спецтехнику и убирали снег во дворах колодцах. Они делают ремонт, поставили себе видеонаблюдение», – рассказала она.

Но сами жители вряд ли бы смогли открыть легальную крышу самостоятельно. Для получения всех разрешений потребовалось обследование конструкций, составление инструкции для туристов и персонала, которую утвердили в МЧС. А также оценка возможной предельной нагрузки и ремонт на 800 тысяч. Без инвестора обычному дому не потянуть.

И не каждая крыша подойдет — нужно сочетание удобного выхода и желания собственников. Перед тем, как найти свою крышу, Анастасия отмела, по её словам, около 200 вариантов. И все равно у неё пока есть лишь один объект со стоимостью 600 рублей с человека, а в конкурентах – нелегальные руферы, которые никому не платят зарплату и проводят людей сразу на несколько объектов, пусть и с долей экстрима.

Пустить нельзя оплатить

Фотограф и петербурговед Роман Везенин, который специализируется на авторских экскурсиях по особнякам и парадным, рассказал, что по такой же схеме собирают деньги в знаменитой парадной «Ромашка» в доме Елисеева на улице Ломоносова, 14. Консьерж берет по 150 рублей. Но везде, по его словам, это делают неофициально, потому что при ближайшем рассмотрении будет считаться незаконным обогащением. С другой стороны, возможности поддерживать парадные в нормальном состоянии другим путем, возможно, не существует.

парадная "Ромашка"
парадная "Ромашка"Фото: Михаил Огнев/"Фонтанка.ру"/Архив
ПоделитьсяПоделиться

«Условные 150 рублей с человека – это нормальная цена и это контроль за порядком. И это хорошо, что их закрыли и берут деньги. Главное, чтобы они уходили в нужное русло: на ремонт и на поддержку состояния дома», – отметил Везенин.

С ним не согласен член общественного совета при вице-губернаторе Петербурга по ЖКХ Кирилл Захарян. «Парадная – это общее имущество собственников, – считает он. – И данная плата мне представляется законной и обоснованной, если проведено общее собрание и оно постановило её взимать (а не какой-то отдельный жилец собирает себе в карман). Другой вопрос, легально ли они получают эти средства и платят ли с них налоги. И могут ли сами организовать инфраструктуру для сбора платежей. Например, они могли бы кому-нибудь предоставить право сбора средств: предпринимателю или компании, которая была агентом, пробивала кассовые чеки за оказанные услуги».

Эксперты также напомнили, что сейчас туристы, заходя в парадную, в которой не живут, используют освещение, отопление (зимой), заносят грязь на ногах — то есть пользуются общедомовым имуществом, бремя содержания которого не несут. В отличие от собственников. За размещение рекламы в парадных или оборудования интернет-провайдеров в управляющих организациях деньги брать уже научились.

Причина, по которой это до сих пор не работает в самых красивых парадных города, проста: организация работы проходной системы – долгое муторное дело с непредсказуемым финансовым результатом.

«Никто помогать в нем не будет, а ставить палки в колеса и подозревать в махинациях – вполне. Гораздо проще поставить решетки, как на Гороховой, 3. Это и логичнее, – констатировал Даниил Любаров. – А если вы с соседями смогли организоваться и сделать у себя в парадной красиво, повесили картины, положили ковры, цветы расставили, то вы будете изо всех сил стараться, чтобы никто только к вам не зашел».

Илья Казаков,
«Фонтанка.ру»

Фото: Михаил Огнев/"Фонтанка.ру"
Ротонда
РотондаФото: Михаил Огнев/"Фонтанка.ру"/Архив
Дом Бака
Дом БакаФото: Олег Еверзов
парадная "Ромашка"
парадная "Ромашка"Фото: Михаил Огнев/"Фонтанка.ру"/Архив

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 18

_Ru_26 Мая 2019 в 17:14
Где выход из этой ситуации??? Ответ прост , именно жители исторического центра должны нести полную ответственность за свой дом. Именно жители дома должны платить повышенный тариф на капитальный ремонт для воссоздания всего утраченного начиная от дверей, оконных витражей, лепнины и т.д. Тогда мы не увидим в репортажах Телекурьера плачевное состояние дома или квартиры в центре города. Опыт Римма , Парижа, Праги показал что бы исторически центр жил и приносил в бюджет города доход в центре должны быть гостинцы и проживать в центе города состоятельные люди готовые нести материальную ответственность за свой дом. Сегодня у города нет четкой программы что делать с коммуналками и обведшему фонду, денег нет, программа капитального ремонта не может осилить историческую часть города. Ответ очевиден, жители комуналк должны встать и выйти из цента города без всяких условиях, новые квартиры согласно занимаемых кв.м. ждут в новых р-н ЛО и СПБ.

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close