19:41 25.04.2018
Особое мнение / Михаил Трофименков все авторы
Лидер производства кирпича на Северо-Западе снижает продажи и повышает цены
В Армении распалась правящая коалиция — политики готовятся к досрочным выборам
Роскомнадзор: Amazon не хочет помогать с блокировкой Telegram «по политическим причинам»
Глава ФАС не верит, что Роскомнадзору удастся победить Telegram
Концерт Азнавура в Петербурге отменили, певец госпитализирован
Двор Академии художеств начали реставрировать за 90 миллионов рублей
Фигурант антикоррупционного расследования «Трансперенси Интернешнл» задержан в Петербурге
Эколог из Адыгеи получит миллион от государства за незаконное обвинение в экстремизме
Криптотрейдеры задолжали налоговой Финляндии 30 млн евро
Ученые просят Медведева пресечь деятельность Роскомнадзора из-за повальных блокировок
Дело бывшего подрядчика новой сцены МДТ отправилось на экспертизу
Пассажиров поезда Адлер - Петербург эвакуировали из-за тележки с мороженым
В Екатеринбурге школьницы в коротких юбках и балетках прошли маршем по снегу
Под Анапой машина сбила создателя «Новичка»
Детсадовцев из Шушар в больницу отправили мордовские яйца
Собаки на границе с Финляндией учуяли за 2018 год почти 5 млн рублей
Как людям с аутизмом найти с музеями общий язык, расскажут в Фонтанном Доме
Замглавврача Александровской больницы арестовали, добавив новый состав
Экс-глава Кемерово Тулеев о своем преемнике: Я Цивилева не знаю, он назначен сверху
Аналитики увидели «смертельный крест» и прогнозируют падение рубля
Стали известны примерные размеры штрафов за следование санкциям США в России
Защитник Pussy Riot и Савченко будет обжаловать лишение статуса адвоката
В Кировском районе заменят 4 км ветхих труб, которые регулярно протекали зимой
В Петербурге сотрудница ЖКС получила условно за упавшее на голову ребенка стекло
Спрос и цены на квартиры в Петербурге растут
В доме с пропавшими витражами прокуратура обнаружила еще и новодельные перила
Вице-губернатор Албин не против платного входа в Летний сад во время ЧМ
Финские пограничники рассказали, как не попасть в пробку на майских праздниках
Росфинмониторинг нашел в «панамском досье» махинации россиян на миллиарды рублей
«Елизаровскую» вернули пассажирам
Петербург не выберет почётных граждан в 2018 году
Изобретатель «Наутилуса» получил пожизненный срок за жестокое убийство журналистки
Глава Мадрида ушла в отставку из-за обвинений в магазинной краже на 40 евро
Структуры застройщика «Норманн» намерены заявить о банкротстве
Гидрометцентр: Летом в Петербурге будет в разы меньше дождей - но это не точно
«Зенит» продлит контракт с полузащитником Жирковым
В Петербурге спустили на воду корабль противоминной обороны «Иван Антонов»
«Елизаровскую» закрыли на проверку
«Медиалогия»: Количество просмотров Telegram-каналов снизилось на 76,5%
Полиция пришла в еще один комитет Смольного с вопросами про «Красный Бор»
В Финляндии опровергли информацию о провале эксперимента с базовым доходом
WhatsApp в Европе запретят для пользователей младше 16 лет
Албин получил награду за стадион и рассказал, под каким лозунгом работает
Япония заявила протест Южной Корее из-за неполиткорректного десерта
В Армении и.о. министра спорта присоединился к оппозиции, протестующие перекрыли дорогу в аэропорт
Музыка текста: петербуржцам показали старинные печатные машинки
В бывшем здании биологической лаборатории на Союза Печатников сгорела квартира
Петербуржцев просят помочь посадить сирень рядом с хосписами
Полтавченко заявил, что в центре Петербурга надо любоваться архитектурой, а не митинговать
КС дал год, чтобы затормозить сбежавших водителей
«Теплосеть Санкт-Петербурга» может перейти городу до конца года
Полтавченко поддержал строительство океанариума в парке Интернационалистов
Директором Александринки станет бывший топ-менеджер Челябинского трубопрокатного завода
В Генштабе РФ заявили, что ПВО Сирии сбили 46 ракет во время удара западной коалиции
В комитете по труду Петербурга проходят обыски
Билет на "Аллегро" до Петербурга в дни матчей ЧМ-2018 подешевел на 25%
Блокчейн поможет властям Петербурга победить «мухлеж» в сфере ЖКХ
Полтавченко: Город обеспечил безопасность полигона «Красный Бор»
Финляндия опустилась на одну строчку в рейтинге свободы слова из-за России
СМИ сообщают об обнаружении разбившегося в Балтийском море вертолета
Петербург в 2018 году вложит в «ИТМО-Хайпарк» 1,3 млрд рублей
Приговор Навальным по делу «Ив Роше» оставили без изменений
Полтавченко не согласен с депутатами, что объем госдолга Петербурга чрезмерен
«Газпром»: Дальше упражняться с отечественной крупной турбиной смысла нет
Из «Меги Парнас» посетителей эвакуировала техническая неисправность
Полтавченко: При непосредственном участии Путина Петербург шагнул вперед
В Армении продолжились уличные протесты - возможны внеочередные парламентские выборы
АвтоВАЗ поднимает цены на «Ладу» из-за падения курса рубля
25.10.2017 00:29
В «Матильде» мне не хватает Сталина
Только к концу просмотра «Матильды» у меня выкристаллизовалось, что же именно мне этот фильм напоминает.

В 1928 году замечательный, без иронии, режиссер-иммигрант Александр Волков снял в Германии фильм «Белый дьявол, или Хаджи-Мурат» - это, собственно, одна из двух экранизаций «Хаджи-Мурата», которые существуют в мире, и обе нерусские: одна немецкая, другая итальянская. Хаджи-Мурата играл Иван Мозжухин, и в кульминационный момент фильма он врывался в окно к Николаю Первому, похотливому императору, который пытался обесчестить понравившуюся ему балерину, вступал в рукопашную с императором, давал ему по кумполу, хватал потерявшую сознание балерину в охапку, выпрыгивал с ней в окно, скакал куда-то на Кавказ, где сочетался с ней браком, вероятно, по православному обычаю.

Очевидно, что в 28-м году страсти в среде русской эмиграции, связанные с императорской фамилией, с Романовым, с верностью исторической правде — они были гораздо живее, чем нынешние искусственные страсти по Николаю Второму. Но тем не менее никаких бурных реакций на «Белого дьявола», насколько я понимаю, не было. Во всяком случае, я не встречал сообщений о каких-то демонстрациях или хорошо организованных акциях монархистов в Берлине — а там были серьезные люди, казаки Краснова, казаки Шкуро, которые, кстати, и в цирке выступали с конными трюками, и в массовке снимались в кино — вполне вероятно, что и в «Белом дьяволе» тоже. И никто из них не брал в конном строю кинотеатры, никто не угрожал распять Волкова или Мозжухина, потому что все относились к cinéma как к cinéma — киношка она и есть киношка. Им было невдомек, что существуют какие-то чудаки типа Гриффита или Дрейера, которые рассматривают кино как искусство, как медиум для трансляций откровений о природе человека или сюжетов о цикличности истории. Сinéma — это было cinéma, и это было замечательно, потому что оставалась святая наивность движущихся картинок.

Когда я смотрел «Матильду», я в какой-то момент, причем очень быстро, выключил в себе историка. Потому что историк может оценивать фильм на предмет соответствия исторической правде в тех случаях, если в фильме эта историческая правда ловко смешана с исторической ложью или если фильм претендует на то, что он эту историческую правду восстанавливает. «Матильда» не претендует ни на то, ни на другое. «Матильда» - это действительно чистое кино. Это, как сказала совершенно точно искусствовед Марина Кронидова, моя жена и соавтор, - комиксы, нарисованные Зичи, российским придворным художником рубежа прошлых веков, который рисовал в том числе и порнографические картинки для Романовых.

И если относиться к «Матильде» как к комиксу, то это, конечно, хороший комикс. А никак по-другому к нему относиться не следует, потому что изначально уже по самой графике фильма, где все кажется как бы нарисованным, мы распознаем в нем именно комикс. Это та же графичность, которая есть, скажем, в фильмах о Шерлоке Холмсе, которые делает Гай Ричи, — он же не рассказывает о страшной повседневности викторианского Лондона, он рисует вам Лондон. Точно так же Учитель рисует нам Россию конца XIX века, которая не имеет и не обязана иметь ничего общего с подлинной Россией тех лет. Мне лично в этом комиксе не хватало 16-летнего Сталина, который тайно влюблен в Матильду и потом будет мстить Романовым. Еще можно было бы Ленина добавить: хотя с 1895 года он сидел в тюрьме, но тоже вполне мог бы принять участие в этой борьбе за Матильду. Кстати, «Борьба за Матильду» - прекрасное название, потому что именно это в фильме Учителя и происходит. Матильда оказывается каким-то страстным сердцем русской жизни, которое своим биением нарушает весь покой империи. Моя жена в процессе просмотра также сказала — и я с ней согласен, — что ей не хватает преображения поручика Воронцова, которого играет Данила Козловский, в Распутина, потому что этот герой, став жертвой безумного эксперимента доктора Фишера, по количеству растительности на лице приближается к Распутину. А этот безумный доктор Фишер, который погружает подопытных пациентов в воду в надежде вызвать у них транс, сродни эффекту пантопона, ездит в этих очках-консервах на мотоцикле замечательном? Он же абсолютно рисованный, комиксовый персонаж - «безумный ученый» из мифологии комиксов 20 – 30-х годов, комиксов Эрже, например.

Там все персонажи — нарисованные. Исключая, наверное, Матильду. Польская актриса Михалина Ольшанска производит эффект живого актера среди нарисованных гномиков, этакой Белоснежки из известной сказки, потому что она действительно очень хороша. А в остальном фильм Алексея Учителя — это, повторюсь, cinéma – движущиеся картинки. Это комикс. Это авантюрная фантазия на тему, если угодно, столкновения того, что пошло называют «русским викторианством» с его монархической замшелой культурой, с двадцатым веком, который не наступил, но вот-вот наступит, и который тоже вторгается в фильм в своих комиксовых карикатурных проявлениях. Как автомобиль, который плывет на пароме, мотоцикл, на котором раскатывает доктор Фишер, сама лаборатория доктора Фишера или первый киносеанс для двора и придворных, когда через экран вламывается генерал в медвежьей шкуре. Если нужно найти «Матильде» какую-то историософскую подоплеку, философское обоснование, то вот, пожалуйста: столкновение замшелой, обреченной, вырождающейся монархии с двадцатым веком, тоже показанным в комиксовых карикатурных проявлениях. Можно и так сказать.

Кроме комиксовой графики, там - комиксовый ритм: бац-бац-бац. И в том, что я сказал, нету ничего уничижительного для фильма, никакой иронии по отношению к его создателям. Это такое кино! И я обожаю такое кино! Я обожаю «Фантомаса», обожаю «Вампиров», обожаю сериалы начала века, очень люблю комиксы — от противного мне по своим идеологическими убеждениям фашиста Эрже до близкого мне по убеждениям коммуниста Энки Белаля. И это есть в кино Учителя. То, что это комикс, вовсе не означает, что несерьезно или плохо, — комикс тоже может быть серьезным, это такой кристалл, который преломляет реальные исторические события. Сейчас существует очень много комиксов, которые посвящены крайне серьезным сюжетам — войне в Испании, или геноциду в Руанде, или диктатуре в Аргентине. Или у того же Энки Белаля был гениальный пророческий комикс «Охота», где он еще в 1985 году прорисовал и предсказал падение всех коммунистических правительств Восточной Европы. Понятно, что, если бы в 1985 году к этому произведению подходили с точки зрения исторической или политической достоверности — это черт знает что, это мусор какой-то, бред. Нет, это не мусор и не бред — это такое преломление истории в гротескные образы.

Кстати, если вспомнить лучший советский фильм о дореволюционной, николаевской России — это, как ни относиться к Элему Климову, «Агония». Конечно, благодаря тому, что там был гениальный Петренко и не только Петренко, там был выдающийся состав актеров — от Броневого до Катина-Ярцева. Но ведь что такое была «Агония» Элема Климова? Это был, опять же по определению искусствоведа Марины Кронидовой, «взбесившийся мультик». Но когда читаешь свидетельства современников об эпохе распутинщины и конце Распутина, ты понимаешь, что реальность была еще безумнее, чем то, что вытворял на экране Элем Климов. Потому что в «Агонию», например, не вошел по загадочным для меня причинам эпизод, когда монархист и черносотенец Пуришкевич приходил к своему идеологическому противнику, министру внутренних дел Маклакову и рассказывал, что они решили старца грохнуть и вот как бы это сделать. И Маклаков, толстовец, которого соратники по кадетской партии упрекали в излишней толерантности и терпимости, отвечал: да вот я тут приобрел по случаю отличный французский кистень. И именно этим кистенем они потом били Распутина. Это не вошло в фильм Климова. Но понятно, что реальность эпохи распутинщины была гораздо безумнее, чем тот сумасшедший мультик, который придумал Климов.

И я думаю, что начало николаевского царствования — этим я специально не занимался, но занимался «Агонией», писал про нее, а перед этим читал множество свидетельств о России 1915 – 1916 годов, - так вот я убежден, что вряд ли за двадцать первых лет царствования Николая Второго произошла уж такая резкая мутация нашей страны из «России, которую мы потеряли», благостной и волшебной, в тот обезумевший мультик, которым была Россия в 16-м году. И я уверен, что есть историческая правда в том, чтобы изображать николаевскую Россию так, как она изображена в «Матильде», потому что она изображена как сумасшедший дом.

Михаил Трофименков специально для «Фонтанки.ру»

 

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СК «Полис Групп»
ЖК «Полис на Неве» - победитель рейтинга инвестиционной привлекательности
ЖК «Полис на Неве» от «Полис Групп» стал победителем рейтинга инвестиционной привлекательности, который представили Группа компаний Е3 Investment совместно с порталом «Разумная недвижимость».
ГК «Эталон»
Член Правления Группы «Эталон» выступила на Management CareerWeek в СПбГУ
21 апреля в главном кампусе ВШМ СПбГУ в рамках ярмарки вакансий Management CareerWeek состоялась панельная сессия «Женщины в неженских индустриях». В мероприятии приняла участие директор по правовым вопросам Группы «Эталон» Виктория Цытрина.
pixabay.com
Дачники, не передающие показания счетчиков, могут остаться без света
Компания «ТНС энерго Великий Новгород» в очередной раз напоминает сезонно проживающим потребителям-дачникам, имеющим дачи в Новгородской области о необхо-димости ежемесячной передачи показаний приборов учета электроэнергии