«По-братски»: Абхазия, где ОСАГО бессильно

«Спасение» россиянина с 16-летним сыном, попавших в странную ситуацию после ДТП в Абхазии, показало: многие туристы не понимают, что едут не в братскую южную провинцию, а в страну с чуждым менталитетом. О чём должен знать автомобилист, отправляющийся в поездку по Абхазии? Там гаишники увольняются после запрета брать взятки, ОСАГО и каско не существуют, а все вопросы по поводу аварий решаются «по-братски» – на месте.

Алексей Кораблёв
Алексей Кораблёв
ПоделитьсяПоделиться

«Спасение» россиянина с 16-летним сыном, попавших в странную ситуацию после ДТП в Абхазии, показало: многие туристы не понимают, что едут не в братскую южную провинцию, а в страну с чуждым менталитетом. Там гаишники увольняются после запрета брать взятки, ОСАГО и каско не существуют, а все вопросы по поводу аварий решаются «по-братски» – на месте. О чём должен знать автомобилист, отправляющийся в поездку по Абхазии, пишет «Фонтанка».

История россиянина, который отдыхал в Гаграх и попал в ДТП, облетела федеральные СМИ, о ней писал и «Водитель Петербурга». Екатеринбуржец Василий С. с 16-летним сыном 2 августа поехали в отпуск в Абхазию на своей Audi Q5. 7-го числа они попали в ДТП: не пропустили Volkswagen Transporter, выезжая на главную дорогу со второстепенной. Звучали предположения, что авария была подстроена.

СМИ со ссылкой на слова Василия писали, что его вместе с сыном взяли в заложники. Сразу после ДТП подъехали 15 мужчин и предложили договориться на месте: за 200 тысяч рублей купить ржавый микроавтобус 1993 года у потерпевшего. Расписка их не устроила. В ГАИ города Гагры уральцу якобы повторили условия: 200 тысяч – и мир. Забрали права и документы на машину и предупредили, что на границе «свои люди» выехать из республики не дадут. Увезти «Ауди» на эвакуаторе в Сочи местные тоже не позволили, прямо заявив, что на прокуратуру им плевать, а милиция и таможня стоят за ними.

После того, как о ситуации написали в России, и к делу подключись российский представитель в Абхазии, мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман и глава местного МВД, Василию помогли оформить все бумаги. Глава республиканского ГИБДД лично помог в поисках эвакуатора, чтобы переправить машину в Россию. И отец с сыном выехали из Абхазии.

Позднее власти и сам автомобилист заявили, что «ситуация была несколько преувеличена журналистами», не уточнив, правда, в чем именно.

«В Абхазии не действует российская автомобильная страховка — никаких каско и ОСАГО там нет. Все решается через личные договоренности, – подтвердила «Фонтанке» племянница местного силовика, которая живет сейчас в Санкт-Петербурге. – Точную сумму определяют на месте, если денег нет, то могут подождать и попросить оставить в залог какую-то ценную вещь».

Случаи подставных ДТП в Абхазии и открытого вымогательства у российских автомобилистов широко описаны в сети. Вот одна из историй прошлого лета.

«Начали отъезжать с женой от местного ресторана, и буквально сразу нас протаранила в бок старая «девятка». Не сильно, но вмятина осталась. Хотели, как в России, вызывать ГАИ, составить схему ДТП, но вокруг нас очень быстро сформировалась толпа из пассажиров «девятки», их родственников и даже сотрудников ресторана. Нам объяснили, что мы однозначно виноваты, и у них принято разбираться на месте. Сказали, что с нас 5 тысяч рублей. Все кричали, махали руками, было страшно, поэтому мы, скрепя душу, отдали деньги, лишь бы оттуда скорее уехать. Отдых был испорчен».

Уповать на помощь местных госавтоинспекторов в таких ситуациях лучше не стоит. Как рассказывают туристы, они часто работают в связке с мошенниками.

«Два года назад с сочинским водителем на денек в этот бандитский анклав съездили. У него регистратор вперед и назад смотрел (две камеры) и один раз спас от развода гайцами, – описывает свой случай форумчанин «Водителя Петербурга». – На очередном блокпосту (коих там больше, чем виноградников) останавливают, говорят: «Ты на встречку выехал», мол, запись есть, но, получив предложение посмотреть записи регистратора, они быстро съехали и отпустили. На обочинах – мусор, дома и дороги ушатанные, кругом следы былого изобилия... И все это на фоне шикарной, сказочной природы и фантастического климата».

В курортный сезон гаишники практически не обращают внимания на местных: если и останавливают, то только поздороваться. Всё внимание – на приезжих россиян, весь «заработок» – от них.

Сами по себе штрафы даже менее строгие, чем в России. Проезд на красный свет, непропуск пешехода и даже выезд на встречную полосу – 1800 – 3000 рублей, превышение скорости – 600 – 1800 рублей.

«Но есть один подводный камень – любое нарушение ПДД в Абхазии карается изъятием прав до оплаты штрафа. Никаких платежей через Интернет – придется добираться до отдела ГАИ того района, в котором вас поймали. Причем он тоже не работает круглосуточно. Хотите быстрее, решайте вопрос на месте с инспектором. Это дает хорошую почву для того, чтобы придумывать нарушения. Поэтому видеорегистратор часто единственный аргумент в споре», – рассказал «Фонтанке» автовладелец Владимир Донкин, который неоднократно ездил в Абхазию.

Кардинально решить проблему с поборами в Абхазии попытался этой весной глава местного МВД – не в последнюю очередь из-за многочисленных жалоб российских туристов. Он прямо запретил своим подчинённым останавливать и досматривать автомобили с иностранными номерами вне стационарных постов.

Но тут случился неожиданный поворот. Десятки гаишников, которые зарабатывают официально по 10 – 13 тысяч рублей в месяц, заявили об увольнении из органов. Они массово саботировали службу. Чтобы обеспечить функционирование даже стационарных постов ГАИ, потребовалось вывести дополнительные резервы сил.

Вот как президент Абхазии прокомментировал массовое увольнение из ГАИ и отчитал бунтовщиков.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...