Навигация в Петербурге начнется с ликвидации одного из старейших яхт-клубов Петербурга. Место парковки для 200 частных судов на набережной Карповки оказалось вне закона.
В Петербурге предметом спора стал причал для маломерных судов почти в центре города – напротив Ботанического сада (участок №32 восточнее дома 6 по ул. Л. Толстого). Его, уверяют городские чиновники, на реке Карповка несколько лет незаконно использовал яхт-клуб "Петроградец". Владельцы лодок винят бюрократов-чиновников и отказываются сушить весла.
Как сообщил "Фонтанке" первый заместитель главы Петроградского района Валерий Сапожников, с 2012 года яхтсмены клуба "Петроградец" занимают и прибрежную городскую землю, и непосредственно набережную Карповки без договора аренды: "По Генплану в этом месте должна появиться дорога, но по факту территорию суши себе забрали парковщики яхт. Документов, которые бы оправдывали работу речного клуба, нет. Договор аренды участка у них давно истек".
Представитель "Петроградца" Павел Мартынов слова чиновника подтверждает, но заявляет, что клуб, созданный на реке Карповка еще в 1966 году, стал нарушителем поневоле. "Петроградец" с 2013 года добивался, чтобы Смольный оформил с ним арендные отношения, но многочисленные бюрократические проволочки, объективные и субъективные причины не дали этого сделать. Я не смогу кратко описать многолетние хождения по кабинетам чиновников. Поверьте, их было очень много, но итог один – старания ничем не увенчались», – говорит Мартынов.
В итоге комитет имущественных отношений требует от клуба освободить земельный участок. Собственники яхт уже активно ищут новые места парковки. Число судовладельцев с 200 сократилось до 146 человек.
"Проблема в том, что в городе дефицит мест. Когда причал на Карповке окончательно закроют, оставшимся будет негде пришвартоваться", – резюмирует Мартынов и вспоминает резолюцию международного форума "Водный туризм", который проходил в Петербурге в октябре 2015 года.
Тогда эксперты признали "безусловную социальную значимость яхтинга как одного из направлений внутреннего туризма Петербурга" и рекомендовали городскому правительству не сокращать "стояночные места маломерных судов, доступные широким слоям граждан".
Сдаваться владельцы яхт и катеров с Карповки не намерены. Весной 2017 года они объединились в новую общественную спортивную организацию "Водно-моторный клуб "Петроградец" и 29 марта в очередной раз подали заявление на аренду территории в комитет имущественных отношений. "Возможно, новому спортивному "Петроградцу" повезет больше", – говорит Мартынов.
В комитете имущественных отношений (КИО) "Фонтанке" тоже подтвердили, что в настоящий момент договора аренды на земельный участок у "Петроградца" нет. Но шансы на победу у яхтсменов все же остаются.
"После недавних корректировок законодательства спортивная общественная организация может претендовать на этот участок без торгов. При этом окончательное решение вопроса зависит не только от КИО – заявку будущего арендатора должны рассмотреть структуры, уполномоченные принимать решение. После этого станет известно – можно ли данный участок земли передать в аренду без торгов", – позиция КИО.
Как уточнили "Фонтанке" в петербургском ГИМС, в Северной столице зарегистрировано порядка 50 тысяч маломерных судов. Капитан яхты "Онега", член Совета капитанов Санкт-Петербургского речного яхт-клуба Никита Бриллиантов считает, что разместиться всем с каждым годом становится все сложнее – власти взяли курс на сокращение парусных клубов и речных парковочных мест. У самого Речного яхт-клуба востребованы 324 стояночных места, которые приносят дохода собственнику территории – Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленобласти – 90 миллионов рублей в год.
Вице-командор яхт-клуба "Балтиец" Дмитрий Климбек (клуб объединяет 1200 человек) согласен, что проблема с парковочными местами есть, но все не так катастрофично – кто захочет, тот найдет, где "бросить якорь", вопрос лишь в цене: "В старых клубах Петербурга люди пристраивали свои суда за копейки, привыкли к этому и теперь боятся потерять эту возможность".
Проблему клуба "Петроградец" яхтсмен прекрасно понимает и вспоминает, что и "Балтиец" в 2003 году был вынужден менять "прописку". Ради застройки квартала "Балтийская жемчужина" клуб попросили с территории Матисова канала. "У нас эксклюзивная история, чиновники нас тогда услышали, и мы в итоге нашли новое место. Сейчас это сделать гораздо сложнее", – резюмировал Климбек.
Совсем иная точка зрения у представителей яхтенного клуба "Геркулес" в поселке Лахта, деньги в строительство которого вкладывал "Газпром". Там любители парусов и моторных лодок считают, что у города нет проблем с местами дислокации частного речного транспорта. Сложность лишь "припарковаться" в центре города. Ну а тот, кто может позволить купить себе яхту, тот и найдет возможность заплатить за ее стоянку.
Сейчас морякам Петербурга приходится изрядно тратиться на свой транспорт: цена парковки зависит от комфортабельности судна и его длины – за каждый метр от 2 до 3 тысяч рублей в месяц. При таком ценнике старания "Петроградца" понятны: там применялись иные расценки. Прайс для ветеранов – 1 тысяча рублей в квартал, остальные судовладельцы, в зависимости от сезона, платили от 3 до 5 тысяч рублей в месяц.
Екатерина Кураева, "Фонтанка.ру"
Как писали СМИ, к 2015 году яхтенный туризм Санкт-Петербурга победили девелоперы. За последние годы под снос попали клубы Университета водного транспорта, Корабелки, Балтийского морского пароходства, клуб "Молния". Большинство прибрежных территорий принадлежали различным профсоюзам.