Тысячи сообщений и перепостов, сотни зевак со смартфонами на месте. Краткая хронология первых двух часов после взрыва в подземке — глазами корреспондентов «Фонтанки», оказавшихся на платформе станции «Технологический институт» у того самого вагона.
14:50. По Загородному в сторону Московского одна за другой проносятся «скорые», выезжая с ревом сирен на встречку. Для большинства автолюбителей только это представляет неудобство: о том, что около 20 минут назад в перегоне от «Сенной» к «Техноложке» произошел взрыв, похоже, никто не в курсе. Еще в 400 метрах до "Техноложки" все выглядит обычно.
14:55. На выходе у станции метро «Технологический институт» – десятки медиков, спасатели, скорые, машины прибывают лавинообразно, однако еще можно проехать по Московскому и Загородному. Полиция изо всех сил пытается освободить проход для носилок и как-то выделить в толпе пострадавших — на углу Загородного и Бронницкой человеческое «море», волнами накатывает к тротуару со стороны станции метро, но за поребриком — некая психологическая граница, переступать которую никто не решается. Волнение и разговоры тех, кто оказался на месте раньше, и тех, кто только пришел на тревожное мигание и сирены, остается за ней. Большая часть пострадавших уже в руках врачей. Медики работают очень слаженно, никто из нуждающихся в помощи не остается без внимания. Хотя на площади есть некоторая суматоха и раненые потерянно ходят по улице. Их тут же под руки уводят.
Женщина с окровавленными бинтами на голове, в расстегнутой куртке сидит на гранитной лавке напротив выхода из станции метро. На все вопросы только кивает и тихо говорит, что ничего не слышит. Рядом на земле на брезенте — молодой парень без движения. Мимо пробегают спасатели с девушкой на носилках — у нее раны на ногах. За ними — еще и еще. Всего четыре группы. Конвейер скорых забирает очередных пострадавших. Медицинских машин несколько десятков и приезжают, петляя между «пожарками», все новые, но часть из них так и останется «на всякий случай».
15:00. Не пострадавшие, оказавшиеся в злополучном вагоне в момент взрыва, расходятся по машинам врачей; с другими очевидцами, которым не нужна помощь, начинают общение сотрудники полиции. Еще пять минут назад людей из эпицентра было видно среди других прохожих: кровь, бинты, «брызги» гари на лицах, вырванные куски оплавившегося синтепона, вывороченного из курток, и «стеклянный» взгляд. Двое молодых парней за оперативно натянутой лентой ограждения тихо разговаривают между собой. У них опалило брови, ресницы и бороды. Немного странно — половина лица нормальная, а на второй все волосы сожжены. Выражения лиц тоже как будто удивленные, ошарашенные, но, похоже, не осознавшие. Серьезных ожогов нет, но они в шоковом состоянии. Разговор выводит их немного из оцепенения:
– Где вы были?
– В вагоне...
– Как произошло-то?
– Были в дальней части, рвануло в середине вагона, когда были в перегоне от «Сенной» к «Техноложке». Вроде справа, если по ходу движения. Вагон где-то в середине состава.
15:10. Непосредственно у входа на закрытую станцию метро «Технологический институт» не остается никого, кроме представителей полиции, врачей и сотрудников метрополитена. Из-за закрытых дверей уже никого не выносят. Туда только уходят все новые сотрудники МЧС. По рации у пожарных слышно: «Все прибывшие для тушения – спуститься вниз с носилками».
15:15. Толпа зевак растет — их сотни. Любопытство толкает вперед, но натыкается на напряженных полицейских. Они пытаются отодвинуть людей, ощерившихся мобильными телефонами, за Бронницкую и за Московский проспект. Пока еще с «пожалуйста», но уже с негодованием «не надо пялиться на чужое горе».
15:25. Внутрь оцепления проходит начальник полиции города Константин Власов. Площадь напротив метро окончательно забита всевозможными машинами с мигалками. Прохожие плотным кольцом стоят за ограждением. У многих пищат оповещения с запросом «я в безопасности» от соцсетей. Те, кто смог дозвониться через «упавшую» сеть, делятся на две группы: «со мной все в порядке, не волнуйся» и «да, я тут на месте, тут жесть, сейчас посмотрю». Тем, кому нужна «жесть», охранник «Техноложки» с заговорщицким видом предлагает: «Хотите мозги на сумке посмотреть? Вон там, у стены».
15:30. Бригада экспертов-криминалистов уходит с чемоданчиками на станцию. Движение транспорта полностью остановилось. Молодой мужчина, то ли поддавшийся общей панике, то ли из того самого поезда, требует от полицейского сказать ему здесь и сейчас, будет ли работать метро завтра и сможет ли он попасть на работу. Лейтенант вежливо говорит, что парню придется подождать. Но тот не унимается: «Дайте мне бумагу для начальства, что я не приеду на работу завтра, потому что не работает метро».
15:30. Корреспондент "Фонтанки" смог проникнуть на перрон станции метро "Технологический институт". Для «гражданских» вход на станцию уже был перекрыт. По работающему эскалатору вниз бегом продолжают спускаться сотрудники МЧС и силовики в жилетках "Следственный комитет РФ". На перроне едкий запах дыма. Там находятся около 50 человек – представители оперативных служб, метрополитена и силовых ведомств. Следов возгорания нет (как позднее сообщил "Фонтанке" сотрудник МЧС, огня не было совсем, только много-много дыма). На полу перрона следы крови — маленькие алые лужицы. У поезда (он ехал в сторону "Купчино") в окружении сотрудников метрополитена и полиции стоит вице-губернатор Петербурга Игорь Албин. Бледен. По соседним путям проследовал поезд, пассажиров из которого не выпустили. Люди пытались фотографировать увиденное через окна. Албин отказывается от общения с журналистами и просит немедленно вывести на улицу представителей прессы.
15:33. Вот он, тот вагон, в котором прогремел взрыв.
Доступ к нему перекрыт лентой. Внутри работает оперативная бригада. Взрывное устройство сработало в вагоне № 4. Двери сильно деформированы, железо искорежено. Тела погибших находятся внутри. Сколько их – не видно, подойти невозможно.
15:37. В верхнем вестибюле «Технологического института» сотрудники МЧС складывают пожарные гидранты, которые, видимо, не пригодились.
15:40. На пятачке перекрестка возле поста ДПС специальный эмчеэсовский автобус Оперативного штаба. После минутного общения с замами и силовиками поднимается губернатор Петербурга Полтавченко. Скрывшись за дверью буквально на минуту, он снова появляется на лестнице и быстрым шагом направляется к станции.
На месте — только что прибывшие две машины взрывотехников.
Любопытствующие первой волны уступают место вновь пришедшим. Снова в ход идут телефоны. Полиция уже более жестко требует уйти с дороги, затем на тротуары, окончательно прижимая толпу к зданию Технологического института и домам напротив по Московскому проспекту. Со стороны Троицкого подъезжает «Урал» с ОМОНом. Впрочем, нужды в усиленном оцеплении нет. Поняв, что больше ничего не увидеть за спецтехникой, пытаются выбраться из «оккупированного» центра. Город в 10-балльных пробках.
15:43. По громкой связи объявляют, что до особого распоряжения закрываются абсолютно все станции метро.
15:45. Прямо на Московский проспект садится вертолет «Медспаса». Однако спустя 15 минут медики возвращаются с пустыми носилками.
15:45. В офисе петербургской подземки на Московском проспекте начинается заседание экстренного штаба. Никого из представителей СМИ туда не пустили.
16:40. Из здания, где заседал оперативный штаб, вышел губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Его там ждали десятки журналистов, которые устроили давку.
Брифинг главы города длился меньше минуты: "В вагоне поезда произошел хлопок... Взрыв неустановленного устройства... Погибли порядка 10 человек, около 20 пострадавших... Проводятся следственные действия. Метрополитен закрыт до завершения оперативных действий".
17:04. Территория у станции метро "Технологический институт" по-прежнему оцеплена.
На Московском проспекте стоят сотни зевак. Народ не расходится и наблюдает за происходящим. Но смотреть особо уже не на что – часть машин МЧС, Следственного комитета РФ уезжает с места, хотя у входа в метро остаются десятки спецмашин. Там же стоят два реанимобиля.
17:05. Сотрудники ГИБДД начали расчищать от любопытствующих Московский проспект, чтобы восстановить движение общественного транспорта. Первыми по проспекту проехали троллейбусы, собравшиеся в огромные вереницы со всех сторон к перекрестку. Автоинспекторы терпеливо объясняют людям, что метро не работает, надо обходить зону оцепления и искать общественный транспорт.
17:37. К входу на станцию "Технологический институт" со стороны Московского проспекта, подъехала полицейская машина. Двое полицейских очень быстро вынесли из машины и занесли в вестибюль плотные брезентовые пакеты зеленого цвета.
На 18:30 Министерство здравоохранения распространило данные о 47 пострадавших, Смольный – о 43. По данным портала «Доктор Питер», опросившего больницы, принявшие раненых, – 38 человек. Губернатор Петербурга заявил о десяти погибших, силовики — о 9, источники «Фонтанки» склоняются к 14.