Десять бывших сотрудников финского производителя шин Nokian Tyres обвиняются в промышленном шпионаже. По версии следствия, шпионы украли документы о разработке шин как на финском предприятии, так и на заводе во Всеволожске. "Фонтанка.fi" выяснила, как секреты российского завода переправлялись конкурентам, и кто эти работники под прикрытием.
Уездный суд Пирканмаа (Pirkanmaa) рассматривает самое крупное в истории Финляндии дело о промышленном шпионаже на заводах Nokian Tyres. Полиция с 2011 года ведет расследование и оно имело все шансы быть нераскрытым, если бы один из фигурантов – Сеппо Тапио Каутто – не признался в промышленном шпионаже. В итоге он получил год и два месяца условно. Все обвиняемые – это граждане Финляндии, россиян среди них нет. В настоящее время под следствием находятся 10 экс-сотрудников, променявших финского гиганта на созданную шесть лет назад компанию Black Donuts.
Лазутчики с Are
Уроженец Ювяскюля Сеппо Тапио Каутто (Seppo Tapio Kautto) был генеральным директором ЗАО "АРЕ" (до этого петербургская фирма называлась Kautec Oy) в 2011-2012 годах. Эта фирма является филиалом одноименной финской компании, входящей в крупнейший концерн страны Onvest. На российском рынке Kautec Oy – Are работает аж с 1992 года, и пережила несколько смен юрлиц: согласно системе "СПАРК", в 2002 году в ЕГРЮЛ были внесены данные о ЗАО "АРЕ". В 2014-ом ЗАО изменилось на ООО. Компания специализируется на выполнении работ в сфере проектирования, монтажа и обслуживания инженерных систем.
Факт сотрудничества "АРЕ" и Nokian Tyres "Фонтанке.fi" подтвердили в головном офисе производителя шин. Вице-президент по маркетингу и коммуникациям Nokian Tyres Антти-Юсси Тяхтинен (Antti-Jussi Tahtinen) заявил, что компания "АРЕ", действительно, принимала участие в строительстве здания завода во Всеволожске. А господин Каутто будучи генеральным директором и "руководителем строительных операций имел доступ к целому ряду технической документации", отметил Тяхтинен. За это время, по версии следствия (копии документов, полученных из суда региона Пирканмаа, есть в распоряжении редакции), Каутто скопировал себе множество секретных файлов с завода Nokian Tyres во Всеволожске. Среди них, например, технологии производства шин, а также дизайнерские решения Nokian Tyres. Из материалов уголовного дела видно, что большинство документов были переправлены в формате pdf по почте в период с 2011 по 2012 годы. И финн, кажется, не был озадачен вопросами конспирации, называя файлы, к примеру, "каталог продукции" или "макет V" (где V – что, возможно, означает Всеволожск). Об объемах украденной информации говорит тот факт, что в уголовном деле перечисление этих документов занимает несколько страниц.
Письма с ценной информацией получали следующее финские компании: Elomatic Oy, Ramboll Finland Oy, Rantotek Ltd и бюро Юсси Мякуля (Jussi Mäkelä), которые, как потом выяснилось, были связаны с другой финской инженерной фирмой – Black Donuts Engineering, созданной бывшими работниками Nokian Tyres, но к ней мы вернемся чуть позже. Все получатели его писем впоследствии стали фигурантами нового уголовного дела. Сам Каутто признал свою вину и отделался условным наказанием.
С Сеппо Тапио Каутто связаться не удалось. На вопрос, сотрудничает ли Nokian Tyres с компанией ООО "АРЕ" в данный момент, вице-президент Антти-Юсси Тяхтинен не ответил, сославшись на корпоративную тайну.
Nokian – connecting people
В июне этого года расследование уголовного дела о промышленном шпионаже вышло на новый уровень. Следствие выяснило, что все десять обвиняемых бывших работников Nokian Tyres связаны с фирмой-конкурентом Black Donuts Engineering. Некоторые из них напрямую от Каутто получали коммерческие тайны с российского завода.
Связаться с Black Donuts как по официальным каналам, так и в социальных сетях не удалось: компания всячески избегает общения с прессой. "Фонтанка.fi" изучила документы уголовного дела, чтобы понять, кто эти люди.
Под номером один в обвинительном списке проходит директор Black Donuts Engineering Кай Петтери Хаувала (Kai Petteri Hauvala). Интересно, что почти 20 лет своей жизни он отдал компании Nokian Tyres, поднявшись с простого инженера до руководителя конструкторского бюро финского гиганта. Стоит отметить, что Кай Хаувала, как и почти все работники его компании, активен в социальной сети для профессионалов Linkedin, но не отвечает на сообщения. Прокурор Матти Якосуо (Matti Jakosuo) требует лично для Хаувала трех лет лишения свободы и штрафа в 235 тысяч евро.
В списке обвиняемых фигурирует также Йоуко Матиас Леппянен (Jouko Matias Leppänen), который, по мнению прокурора, возглавлял одно из подразделений Nokian Tyres в Финляндии. Именно с именем этого человека связана, по данным следствия, самая большая утечка документов. Антти-Юсси Тяхтинен, нынешний вице-президент по маркетингу и коммуникациям Nokian Tyres, подчеркнул, что большинство файлов были похищены именно в Финляндии, а не на российском заводе. Если Каутто копировал бумаги, связанные с Всеволожским предприятием, то в руках у Леппянена оказались уже документы из головного офиса. Из материалов дела следует, что измененные файлы он пересылал в Black Donuts и лично на имя другого фигуранта дела о промышленном шпионаже – Юкки Мякеля (Jukka Mäkelä), занимающий пост руководителя отдела развития BDE. Сеппо Тапио Каутто из "АРЕ" напрямую отправлял секреты Всеволожского завода Леппянену, отмечается в материалах уголовного дела. Не станет уже, наверное, сюрпризом, что после ухода из Nokian Tyres Йоуко Матиас Леппянен сразу занял должность вице-президента в Black Donuts Engineering.
Другим бывшим работником Nokain Tyres, проходящим по резонансному делу, является Раймо Перкиё (Raimo Perkiö), вице-президент Black Donuts Engineering, который с небольшими перерывами работал на финского производителя шин с 1978 года.
Еще один вице-президент и адресат рассылки Каутто Kейо Юлитало (Keijo Ylitalo), проработавший в Nokian Tyres почти 16 лет, также обвиняется своим бывшим работодателем в раскрытии корпоративных секретов.
Таким образом, весь руководящий состав Black Donuts Engineering, кроме менеджера по продажам, сейчас под следствием.
Менеджер отдела развития Black Donuts Engineering Йоуни Лепистё (Jouni Lepistö), отдавший Nokian Tyres 13 лет жизни, и Аллан Мартимо (Allan Martimo), проработавший 15 лет, находятся под следствием. Меньше всех в Nokian Tyres проработал Маркку Кести (Markku Kesti), который после трех лет стажа, сразу стал главным конструктором в Black Donuts Engineering. Еще один член десятки – Мика Куусисто (Mika Kuusisto), трудившийся в Nokian Tyres инженером, перешел к конкурентам на позицию менеджера. Он напрямую получал документы от Сеппо Тапио Каутто, полагает финская прокуратура.
Другой обвиняемый – Томи Варис (Tomi Varis) – скорее всего, имеет отношение к инжиниринговой компании, поcкольку руководителем отдела по связям с общественностью BDE является Лииса Линдстрем-Варис (Liisa Lindström-Varis), которая на своей странице в "Фейсбуке" сообщила об их отношениях. Сам Томи занимается тестами шин.
Все обвиняемые масштабного уголовного дела являются бывшими работниками Nokian Tyres, перешедшими в компанию Black Donuts Engineering, основанную в 2010 году. Трое из них – менеджер Мика Куусисто и два вице-президента Kейо Юлитало и Йоуко Матиас Леппянен -получали документы напрямую от шпиона с Всеволожского завода Сеппо Тапио Каутто.
Х-files от Nokian Tyres
По мнению стороны обвинения, на продаже наработок Nokian Tyres экс-работники могли заработать миллионы евро, перепродавая разработки другим игрокам рынка. Правоохранительным органам еще предстоит изучить, куда направлялись макеты, технические документы и дизайн Nokian Tyres, но на рынке стали появляться похожие модели. Китайская компания Triangle представила свои покрышки Icelink, которые, согласно рекламному сообщению, разработаны в Финляндии и напоминают по дизайну финскую продукцию.
В марте этого года российское отделение Nokian Tyres обратило внимание на похожесть рисунка протектора шин запатентованного дизайна Nokian Hakkapeliitta и ярославского "Кордианта", и подала на россиян в суд.
Концерн Nokian Tyres хочет получить от работников Black Donuts несколько миллионов евро компенсации. Окончательную точку в этом деле суд региона Пирканмаа поставит только в следующем году.