Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-6°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -10

2 м/c,

с-з.

765мм 73%
Подробнее
1 Пробки
USD 103,95
EUR 110,48
Бизнес Зачем учить Европу "пить, как в Питере"

Зачем учить Европу "пить, как в Питере"

691

Проекты петербургских барменов все чаще появляются в европейских столицах. Их владельцы рассказали «Фонтанке», как и зачем они учат жителей Берлина, Таллина и Праги пить по-питерски.

Стяжав Петербургу славу барной столицы России, петербургские предприниматели отправились покорять зарубежные рынки. Несмотря на наличие свободных ниш и востребованность форматов, завоевать европейскую публику оказывается не так просто, признают бармены. Но останавливаться на достигнутом не собираются.

«В столице Чехии открылся самый ядовитый караоке-бар мира для местных жителей, руссо туристо и прочих забулдыг, которые не прочь спеть на дурном английском любимые песни. Теперь вы знаете, куда вечером пойти в Праге!» – незатейливо анонсировал на своей странице в Facebook запуск первого за пределами Северной столицы бара сети Poison Rock`n`Roll Karaoke ее совладелец Артемий Мучник. Прошло чуть больше месяца, как он с партнером Анной Кристин Альберс закрыл в Петербурге культовую «Дачу». Тогда же предприниматели пообещали «Фонтанке», что долго нового проекта ждать не придется.

Замахнуться на конкурентный европейский рынок, как уверяют основатели Poison, заставило именно желание научить местных жителей «пить, как в Питере». «Барная культура в Петербурге серьезно развита. Была идея свою субкультуру перенести для местной публики. Тем более что здесь такого формата, как наш, то есть рок-н-ролл-караоке, я не видел», – рассказывает Мучник. Выбор столицы Чехии для пилотного проекта предприниматель объясняет именно ее близостью по духу Петербургу.

Для пражского Poison было выбрано помещение на улице Lublanska – центр, но не на пути следования туристических потоков. "Стоимость аренды ниже, да и мы не хотим быть заведением для туристов, а ориентируемся на местную публику и на русскую молодежь, которая тут живет и учится», – отмечает Мучник.

Связь с Северной столицей пражский Poison отнюдь не скрывает. В меню даже есть коктейль «РубенРойд», названный в честь главной барной магистрали Северной столицы – улицы Рубинштейна. Однако в отличие петербургских заведений, в чешском будет не только выпивка, но и кухня, за которую будет отвечать петербургский шеф-повар Рома Редман. Упор в меню будет сделан на стейки.

Инвестиции в проект предприниматель не раскрывает, но признает, что это как минимум в два раза больше, чем понадобилось бы на запуск бара в Петербурге. «Но мы рассчитываем, что и доходы будут выше», – говорит предприниматель. Останавливаться на достигнутом Артемий Мучник не собирается – сейчас также рассматривается запуск Poison в Берлине. Однако конкретных сроков пока не называет. Во всяком случае, на подготовку запуска в Праге ушло примерно полтора года. «С точки зрения бюрократических процедур не быстро, но довольно лояльно», – комментирует он.

«Легких денег не ждите»

В стремлении нести петербургскую питейную культуру европейским массам основатели Poison не одиноки. К примеру, владелец Probka Bar Арам Мнацаканов недавно анонсировал запуск проекта под названием Mine в Берлине. Заведение появится в июле этого года в районе Шарлоттенбург. Как в петербургских проектах Мнацаканова («Моццарелла бар», Probka bar, Jerome), его меню предложит гостям итальянскую кухню. Управлять заведением будет сын предпринимателя Михаил Мнацаканов, который окончил гастрономическую школу Ferrandi в Париже и сейчас проживает в Берлине.

В Риге этим летом начнет работать паб сети KwakInn — проекта экс-барабанщика группы «Н.О.М.» Владимира Постниченко. Впрочем, для него это уже второй иностранный проект. Первый заработал еще в конце 2015 года в Таллине. В Прибалтику компанию, в первую очередь, привело наличие свободных ниш для развития, рассказал директор по развитию Сергей Григорьев. Инвестиции на открытие паба сопоставимы с российскими (200 тыс. евро), а конкуренция даже меньше, чем в Петербурге.

«Хотя Эстония — это страна, совершившая революцию в крафтовом пивоварении, именно бельгийских заведений тут не так много. В Риге та же ситуация – в центре только один конкурент, и тот еле живой», – говорит Сергей Григорьев. Да и соответствовать европейским стандартам проще: в отсутствие эмбарго нужные для бельгийской кухни продукты легче достать.

Однако вести бизнес в новой стране оказалось не так просто, как рисовали предприниматели в своем бизнес-плане. Во-первых, KwakInn изначально ориентировался на российских туристов, а из-за девальвации рубля эта аудитория теперь оказалась немногочисленной. Во-вторых, вникнуть в нюансы местной бухгалтерии сразу не удалось.

«Вроде бы цена поставки привлекательна, но надо учитывать кучу разных налогов, после которых у тебя на руках остается не совсем то, на что ты рассчитывал. Пришлось корректировать планы окупаемости», – рассказывает топ-менеджер. Но, несмотря на эти сложности, инвестиционная программа не заморожена – KwakInn не исключает в ближайшем будущем выхода на рынок Литвы.

А вот The Hat Group музыканта Билли Новика (бары The Hat, Apotheke Bar в Петербурге), в конце прошлого года запустившая одноименный джаз-бар в Берлине, от открытия заведения в Париже была вынуждена отказаться.

«Все было почти готово, мы нашли помещение, но вдруг выяснилось, что количество алкогольных лицензий ограничено для каждого района. Пока кто-то ее не лишится или не решит продать, нельзя получить», – прокомментировал совладелец проекта Григорий Кулеш. Но и в берлинском бизнесе оказалось много подводных камней.

«Например, в Петербурге, если раздаешь флаеры на вход в бар, значит, дела у тебя не очень, и отношение к заведению соответствующее. А в Берлине – это просто необходимо, иначе люди не пойдут. Мы это поняли не сразу», – говорит он. Не сравнима с российским и жесткость местного трудового законодательства.

«Когда я приехал обучать персонал, я не имел права обслуживать покупателей. Не только брать деньги, но даже шейкером официально потрясти запрещено – только на словах говорить, что и как смешивать», – рассказывает Григорий Кулеш. Не следует ждать от заграничных проектов и легкой прибыли.

«В Петербурге цикл жизни 2-3 года, за это время надо успеть отбить затраты, заработать и думать о новом проекте, потому что старое публике наскучивает. Здесь заведения могут работать десятилетиями, но надо быть готовым, что окупаться затраты будут долго. Зато благодаря дешевым кредитам есть возможность развиваться и быть уверенным в завтрашнем дне», – подчеркивает он. По словам Григория Кулеша, свой берлинский проект The Hat Group рассматривает именно как долгосрочную инвестицию, зато намерена вернуться к развитию в России — новые проекты в этом году появятся в Москве и Петербурге.

На данный момент стоимость аренды для ресторана в Петербурге и некоторых европейских столицах сопоставима. К примеру, по данным консалтинговой компании JLL, в 1 квартале 2016 года максимальная ставка для коммерческого помещения на центральных торговых магистралях Северной столицы достигла 12,5 тыс. рублей за кв. м в месяц. Для сравнения, в Праге – 190 евро (13,9 тыс. рублей) за кв. м в месяц.



При этом условия кредитования гораздо привлекательнее. К примеру, Чехословацкий торговый банк (Československá obchodní banka) предлагает малому бизнесу займы до 8 млн крон (около 300 тыс. евро) сроком до 15 лет. Процентная ставка при этом составляет от 4,45-5,25% годовых. Российский ВТБ 24 готов предоставить небольшим предпринимателям кредит от 850 000 рублей (11,5 тыс. евро) максимум на два года по ставке 14,5% годовых.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях