Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Недвижимость Правила митингов и потасовок

Правила митингов и потасовок

828
Сергей Ермохин/Интерпресс
Источник:

Закончилось обсуждение основного градостроительного документа Петербурга - правил землепользования и застройки. «Фонтанка» подвела итоги и составила список «горячих точек» города.

В Петербурге подошли к концу публичные слушания правил землепользования и застройки. С 13 января актовые районные администрации собирали аншлаги. За годы градостроительной войны петербуржцы обучились терминологии и могут себе позволить говорить с чиновниками на равных. «Фонтанка» подвела итоги инициатив жителей.

За свое опоздание корреспондент «Фонтанки» расплатился неловкостью. Вечером 20 января у входа в актовый зал администрации Красногвардейского района уже переминались с десяток человек. В помещение не попасть – нет места даже встать, не говоря о креслах. Люди молча ловят слова через открытую дверь.

Спустя пару минут просочиться все же удалось. «Все равно Малиновку уже замяли, уходит от вопроса», – переговаривались на задних рядах, кивая на замглавы района Альберта Садыкова.

Малиновка – парк на пересечении проспектов Косыгина и Индустриального – самая известная «горячая точка» в районе. В 2011 году в его центре решили построить храм святых жен-мироносиц. Жители стали активно протестовать. В итоге Смольный согласился перенести церковь, но и возможность застройки парка осталась.

– Отменена ли аренда на участки в Малиновке, где прежде собирались строить забор? – задала вопрос одна из жительниц.
– Это не относится к ПЗЗ. Я же говорю: можно все вопросы задать письменно. Что вы беспокоитесь? Мы все решили уже, – видимо, не в первый раз отвечает Садыков.

Он говорит о решенном переносе храма. Но горожане боятся, что землю застроят чем-то иным – торговым центром или жилым домом, через процедуру отклонения. В духоте жители района перебирают в руках распечатки с нехитрой картинкой – застройка участка под храм ограничена высотой 0 метров.

Отказ от застройки Малиновки – не единственное требование горожан. Вопросы не по делу, о личных проблемах, они прерывают возгласами самоцензуры: «Это не по теме!»

Жители попросили отложить перевод территории НПП «Буревестник» в зону деловой застройки и жилья, покуда не будет понятно, что именно построят на Малоохтинском, 68, и справится ли с этим социальная инфраструктура района. А также понизить высотность над универсамом «Народный» на Косыгина, в Ржевском лесопарке (15 метров) и рядом с дачей Безобразовых, где уже много лет предлагают создать музей.

Но самое удивительное – горожане заговорили на языке профессиональных градостроителей. Они лихо проглатывали индексы Т3ЖД3 (многофункциональная средне- и многоэтажная застройка) и ТР-2 (зона рекреации). И говорили без тени сомнения о видах использования участка – основном или условно разрешенном (его надо согласовывать дополнительно).

Жители предложили ввести нормативы для создания детских площадок, отказаться от создания дефицита парковок – сейчас при точечной застройке их можно располагать в 1,5 км от дома. То есть засчитывать в актив новостройки чужие гаражи и паркинги.

– Где вы так научились?
– Так сколько лет бьемся! – отвечает петербуржец Юрий, перечисляя места былых сражений: – «Охта центр» – минус! В сквере 14-этажку хотели построить – минус! Парковка на месте бомбоубежища — минус!

«С 2008 года, когда правила принимались впервые, горожане значительно продвинулись в понимании градостроительного языка. И научились подавать поправки с нужными формулировками и обозначением зон», – говорит депутат ЗакСа Борис Вишневский.

Он подал поправки об ограничении 5 метрами застройки Охтинского мыса, о сохранении сквера Агрофизического института на Гражданском проспекте и Рождественского сквера на 6-й Советской улице. На этом месте хотят восстановить храм, снесенный в 1930-х, хотя ближайшая церковь в 80 метрах, не понимает логики Вишневский.

Инфраструктура для кладбищ

Сохранение зеленых зон – лейтмотив публичных слушаний этого года. Горожане напомнили вновь о старых и новых конфликтах с застройщиками.
Новичок в этом списке только парк 300-летия. За 13 лет его территорию урезали с 86 до 54 га. И как раз накануне слушаний отказались вернуть в зону зеленых насаждений 4 га напротив Лахты, «отрезанные» в 2010-м для спорткомплекса клуба СКА. Теперь на участке «Газпром» намерен построить больничный комплекс «Согаза».

В Московском районе сплоченно выступили защитники Митрофаньевского кладбища. На 20 га южной части некрополя Смольный предложил ограничить застройку 12 метрами, это четыре этажа. Причем в рекреационной зоне, по согласованию, можно построить ресторан или развлекательный центр. На кладбище могут возникать церкви и обслуживающая инфраструктура, объяснила жителям представитель НИПЦ Генплана Варвара Ловкачева. Хотя церквей в этой части некрополя не было никогда.

Обсерватория просит тишины

Сразу в двух районах – Московском и Пушкинском – традиционно выступила Пулковская обсерватория. Традиционно — потому что ученые активно защищали ее год назад, во время обсуждения Генплана.

В последние годы петербургские девелоперы подступились к зоне вокруг Пулковской обсерватории. Город расширяется и заставляет ученых страдать из-за засветки неба, причем нестабильной — разным спектром, на разных участках. Точность наблюдений уже значительно упала, говорит инженер обсерватории Александр Шумилов.

Поэтому астрономы попросили прописать условия застройки трехкилометровой зоны вокруг учреждения в основном градостроительном документе. Они проработали свои режимы — учитывающие высотность, освещение, цвет зданий, запрет на создание искусственных водоемов, вырубку деревьев и установку тепловых пунктов на крышах домов. Шумилов объясняет: главное — минимизировать свет, пыль, дым, шум.

Недопонимание вышло и с самой трехкилометровой зоной. В Генплане она отсчитывается от забора обсерватории, а в ПЗЗ — от центра главного зала. Получается, правила значительно сужают охраняемую зону.

Пушкин хочет стать ниже

Еще одну природную территорию пытаются сохранить пушкинские активисты. Они уже направили в Невско-Ладожское бассейновое водное управление (БВУ) итоги двух экспертиз. Одна признает водоемом Кондакопшинское болото площадью около 200 га, вторая — указывает истоки рек Кузьмика и Поповка. Сейчас на их месте должен строиться город-спутник Южный – проект УК «Старт Девелопмент» Захара Смушкина.

На слушаниях активистам ответили: нет необходимости отражать объекты в ПЗЗ. Если болото включат в водный реестр, застройщик уже не сможет использовать его территорию, пересказывает активист движения «Гражданин Пушкин» Александр Беляев.

Взамен активисты предложили понизить высотность остального города-спутника Южный до 15 метров. Так сократится нагрузка на дороги района, а власти удастся снизить свои обязательства. А это 35 млрд рублей.

Аналогичные заявки – у жителей Шушар. Они попросили снизить высотность для территорий «Дальпитерстроя» до 40 метров, компании «Лидер групп» – до 15 – 27 метров. Поселок и так живет в транспортной блокаде.

И последнее: разработчики ПЗЗ забыли учесть шумовую полосу аэродрома в Пушкине. Если из-за этого ее случайно застроят, военный аэродром, а вместе с ним и ремонтный завод придется закрыть, говорит Александр Беляев.

Потасовки из-за высоты

И, наконец, самые эмоциональные слушания прошли в Выборгском районе. Конфликт возник из-за судьбы Старопарголовского жилмассива — двухтрехэтажного района поствоенной застройки на проспекте Тореза. Половину квартала, 8 домов, расселил инвестор. На этом месте компания «Строительный трест» рассчитывала построить здание высотой до 80 метров.

Жители оставшейся половины возмутились. В случае реализации проекта они окажутся в кольце многоэтажек. А из новой инфраструктуры в квартале — только детский сад. Осенью 2015-го, по просьбам жителей и депутатов, комиссия уже снизила высоту застройки участка до 30 метров.

На слушаниях Борис Вишневский предложил установить и вовсе 16 метров. Но в зале находились и сторонники высоток. Вспыхнула потасовка с итогами в виде оцарапанных лиц и помятой одежды.

Это еще не конец

Все поступившие заявки и предложения в ближайшее время должны будут опубликовать администрации районов. В феврале их рассмотрит комиссия по землепользованию и застройке.

Ее возглавляет вице-губернатор Игорь Албин. А в составе — 10 чиновников Смольного и 5 депутатов ЗакСа, в том числе Борис Вишневский, Алексей Ковалев, Алексей Макаров, Ирина Комолова и Сергей Антипов. То есть фактически администрация может принять любое нужное ей решение.

Тем не менее в публичных слушаниях участвовать нужно, говорит Борис Вишневский. Цель — занести предложения в протокол. Так их комиссия хотя бы рассмотрит. «Власть примет свое решение, но примет публично», – добавляет Александр Беляев.

Итоговую версию правил правительство должно принять в апреле этого года. Но уже к концу года документ придется корректировать еще раз. В июле Смольный рассчитывает принять поправки в 820-й закон о зонах охраны. Он регламентирует правила застройки в центре города. А значит, ПЗЗ придется приводить в соответствие с ним.

Новую версию правил землепользования выставят на публичные слушания до конца года. Правда, пока планируется, что заявки по участкам вне охранной зоны рассматриваться не будут, рассказала «Фонтанке» Лидия Марковская, замначальника управления застройки города КГА.

У жителей осталось еще 4 дня для подачи поправок — до конца этой недели их принимают в трех районах — Красногвардейском, Фрунзенском и Колпинском. По закону, поправки можно подавать относительно территории всего города.

Антонина Асанова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях