00:39 23.05.2018
В Пражском зоопарке показали новорожденного трубкозуба
Стадион «Санкт-Петербург» передали «Зениту»
В правительстве России задумались о снижении акцизов на бензин уже с июля
В качестве контрсанкций в России могут заблокировать Booking.com
Граната в рюкзаке у школьника стала причиной взрыва автобуса в Донбассе
МВД Украины: Более половины футбольных клубов страны участвовали в договорных матчах
В Рыбацком пенсионер пожаловался в полицию на кулаки грузчика «Пятёрочки»
Артистов Мариинского театра отравила куриная печенка
Жилагентство Курортного района заплатило почти 900 тысяч за установку баннера
Автора отчетов, критикующих «Газпром» и «Роснефть», уволили из Sberbank CIB
Билл Гейтс поделился списком чтения на лето
В КГИОП выясняют, кто незаконно покрасил храм в Конюшенном ведомстве
Эрмитаж заявил иск к Пирумову на 856 млн рублей
Награды из рук Олимпийской чемпионки Казанкиной ждут участников Фестиваля ЗСД
«Фонтанка» за 60 секунд — 22 мая
Смерть рабочего на «Ромуальде Муклевиче» стала уголовным делом
В артистов Мариинки вселились сальмонеллы
СМИ назвали исполнителей официальной песни ЧМ-2018
Куклы уныния на Марсовом стоили петербургским активистам по 10 тысяч рублей
ФИФА: Российские футболисты чисты от допинга
Девушка, рассказавшая Путину о проблемах здравоохранения, умерла от рака
Первый электрокар Ford построят на платформе Focus
Инвестиции в основной капитал Петербурга растут на химии и резиновых изделиях
Конституционный суд показал стабильность в доходах
Министр юстиции Финляндии сказал "нет" законам шариата
В МВД пообещали не дать британским фанатам устроить «третью мировую» на ЧМ-2018
В массовой аварии со скорой в Москве пострадали шесть человек
В Петербурге вандалы «тренируются на кошках»
Закон об обращении криптовалют приняли в первом чтении
Бомбу на «Елизаровской» не нашли
Британские власти заверили сограждан в безопасности поездок на ЧМ-2018 в Россию
В Донбассе взорвался рейсовый автобус, погиб человек
21 медаль завоевали петербургские тяжелоатлеты на Специальной Олимпиаде
Петербургский туалет станет сценой для оперы
На улице Рубинштейна снесли два летних кафе
За отравление в детсаду в Шушарах ответит глава района
"Елизаровская" закрыта на проверку
КГИОП пожаловался прокурорам на отказ в возбуждении дела об ущербе особняку Веге
Стройнадзор проверит всю проектную документацию на строительство в Петербурге
Россия и Япония пригрозили США ответить на новые тарифы миллиардными пошлинами
Бастрыкин обошёл Чайку в доходах
В комитет по молодежной политике пришла ФСБ
Топ-менеджер Сбербанка: Очереди — это «великая ценность»
В Москве появилась улица с официальным ограничением в 20 км/час
Ураган в Астане повалил кран, сорвал крыши и выкинул самолет на газон при посадке
Петербуржцу выстрелили в спину за отказ от вредных привычек
«Комендантский проспект» проверили за 10 минут
Госдума одобрила штрафы до 700 тысяч рублей за использование анонимайзеров
Кудрин заявил об участии в разработке ракет, показанных Путиным всему миру
«Комендантский проспект» закрыт на вход и выход
В рамках подготовки к ЧМ-2018 в Сочи отключили телевидение
Под Иркутском экстрасенс предсказал смерть и лишился иномарки – подожгли
На мировом первенстве по хоккею в 2019 году Россия сыграет с чемпионом
Черданцев: Сарри не будет в «Зените»
Роспотребнадзор проинспектировал турецкие отели
Audi отзывает 11 тысяч машин в России из-за проблем с ГЛОНАСС
Торопясь в Финляндию, водитель устроил смертельное приграничное ДТП
Кудрин возглавил Счетную палату
Google оцифровал достопримечательности Санкт-Петербурга
ФСБ разрешили влезать в переписку пользователей Telegram
Ретейлеры предупредили о возможном росте цен из-за контрсанкций
Песков о якобы неудачных пусках ракет: Слушайте президента и верьте ему
Colliers: В 2018-м на 40% вырос спрос на жилье бизнес-класса в Петербурге
В Петербурге заканчиваются офисы класса А. Все занято структурами «Газпрома»
На указателях к мундиалю Крестовский остров потерял букву
Бизнес

Как в Смольном заказы делили

Чиновники Смольного заявляют о прозрачности государственных закупок в Петербурге объемом около 140 млрд рублей в год. Однако некоторые представители бизнес-сообщества в этом сомневаются. «Фонтанка» попыталась разобраться в механизме выбора подрядчиков и придумала легенду: молодая компания намерена выйти на рынок текущего ремонта дорог объемом 3,6 млрд рублей. Выдумка привела к осведомленным людям, которые якобы содействуют заказчикам в проведении торгов. Они нам, как простофилям, поведали, как, с их точки зрения, до сих пор строилась работа на рынке госзаказа.
Как в Смольном  заказы делили
Коллаж "Фонтанка"/ДП

Чиновники Смольного заявляют о прозрачности государственных закупок в Петербурге объемом около 140 млрд рублей в год. Однако некоторые представители бизнес-сообщества в этом сомневаются. «Фонтанка» попыталась разобраться в механизме выбора подрядчиков и придумала легенду: молодая компания намерена выйти на рынок текущего ремонта дорог объемом 3,6 млрд рублей. Выдумка привела к осведомленным людям, которые якобы содействуют заказчикам в проведении торгов. Они нам, как простофилям, поведали, как, с их точки зрения, до сих пор строилась работа на рынке госзаказа.

Государственные органы Петербурга и их подведомственные организации с 1 января по 7 ноября 2014 года заключили 169 409 контрактов на общую сумму 129,6 млрд рублей, – следует из официальных данных комитета по госзаказу. Например, контракты на сумму 38,1 млрд были заключены по результатам 41 111 аукционов, контракты на сумму 29,7 млрд — по результатам 168 открытых конкурсов, объявленных в конце 2013 года, еще 20,7 млрд — по итогам 765 открытых конкурсов нынешнего года, еще 18,5 млрд — после 7603 аукционов, размещенных в минувшем году.

Основная доля заказов приходится на адресную инвестиционную программу, финансирование которой в 2014 году предусмотрено в размере 99,3 млрд рублей. По данным комитета финансов, крупнейшим заказчиком в 2014 году (со всеми подведомственными структурами), согласно АИП, является комитет по развитию транспортной инфраструктуры, которому на этот год предусмотрено 33,7 млрд рублей. Следующие в списке — комитет по строительству (28,5 млрд), комитет по энергетике (15,7 млрд), комитет по управлению горимуществом (11,7 млрд) и комитет по транспорту (4,6 млрд).

Законодательство о размещении заказов дает право всем государственным заказчикам нанимать специализированную организацию, которая оказывает содействие в проведении торгов. По оценке некоторых участников рынка, основными поставщиками такого рода услуг в Петербурге являлись «Интерконсалт» Елены Волковой, «Партнер» Владиславы Лисицыной, «Авангард» Ивана Пахомова и «Академия конкурса» Владимира Попова. 

Так, например, «Интерконсалт», согласно данным «Фонтанки», вплоть до недавнего времени сотрудничал с комитетом по развитию транспортной инфраструктуры, рядом муниципальных округов и учреждений образования, «Авангард» — с комитетом по строительству, «Партнер» — с комитетом по культуре, Роспотребнадзором и несколькими учреждениями Минздравсоцразвития (например, с Российским нейрохирургическим институтом имени Поленова), «Академия конкурса» — с правоохранительными органами, судебными приставами, военкоматом. По мнению специалистов, стоимость услуг специализированных компаний оценивалась в 2 – 3 процента от суммы контракта, заключенного по результатам заказа, проведенного спецорганизацией.

Само по себе сотрудничество государственных заказчиков с такими организациями не запрещено и прямо описано в статье 40 закона № 44 о контрактной системе. Такая же норма содержалась в не действующем с 2014 года законе № 94 о госзакупках. Однако некоторые представители бизнеса обращают внимание: прийти на рынок госзаказа с улицы трудно, а иногда и почти невозможно. Будто бы специализированные организации на самом деле не просто проводят торги, а по воле заказчика закладывают в конкурсные документы определенные загадки, которые позволяют отсечь неугодных и выбрать именно того подрядчика, которого желает видеть заказчик.

Чтобы проверить этот тезис, корреспондент «Фонтанки» заделался представителем молодой перспективной строительной фирмы «Стройплюс», которая до сих пор занималась благоустройством в Невском и Красногвардейском районах, а теперь хотела бы выйти на рынок текущего ремонта дорог, объем которого в 2015 году оценивается в 3,6 млрд рублей (в 2014 году — 4,9 млрд). Заказы на текущий ремонт размещает дирекция транспортного строительства (ДТС), подведомственная комитету по развитию транспортной инфраструктуры. Участники рынка предложили нам обратиться в «Интерконсалт», к Елене Волковой, так как именно она, по их словам, оказывала содействие ДТС в подготовке документов торгов.

«Наша деятельность конфиденциальна»

В тихий и уютный ресторанчик «Сытинъ» на Измайловском проспекте вошла представительная, дорого и хорошо одетая дама и расположилась напротив: «Рассказывайте, что у вас». Встреча назначалась с директором компании, и корреспондент «Фонтанки» воспринимал даму как Елену Юрьевну Волкову. Ознакомившись со справкой о компании и выслушав суть вопроса, она сразу сказала: «Когда к нам приходят с улицы — например, ко мне... я ни с кем не общаюсь, потому что деятельность несколько конфиденциальна, скажем так».

По словам Волковой, так как мы пришли с улицы, она лишь готова написать нам требования к товарам, которые войдут в состав конкурсной документации какого-нибудь, неизвестно какого, заказа, и дальше с этими требованиями нам самим придется договариваться с заказчиком. Эти требования — большое поле для загадок, которые в него закладывают специализированные организации, а разгадки к ним знает только один – правильный – подрядчик. Таким подрядчиком можем стать мы, но для этого нужно договориться с заказчиком. Специализированные организации исполняют волю заказчика, но сами подрядчиков не выбирают.

— Мы получаем деньги за результат, когда вы заключаете контракт, у нас нет аванса. Понимаете, да?

— Я слышал про два процента от суммы контракта.

— Смотря, какого контракта.

— Разная цена бывает?

— Конечно.

— Какие есть механизмы доступа на текущей ремонт? У нас предположение, что неизвестных игроков там не ждут.

— Неизвестных игроков вообще нигде не ждут. Если вы открываете документацию и видите, что там установлены требования к товарам на скольких-нибудь листах, да даже если на одном, — то это значит, что вас не ждут. А если заказчик не заточил торги, это означает, что он либо не захотел, либо не успел. Что касается вашего предложения — первые части заявок мы не делаем, потому что это неэффективная работа и непонятно, сколько за нее просить. То есть мы с допуском не работаем. Если вы просто хотите зайти в торги, то это вот туда — к Темуру, к Артуру и так далее (об этих господах ниже. — Прим. «Фонтанка»). Но это путь в никуда для вас. Если вы подадите (заявку), вас отстранят по какому-нибудь формальному требованию. Вы пожалуетесь (в УФАС), ваша жалоба будет признана необоснованной. Это первый вариант. Второй вариант — ваша жалоба будет признана обоснованной, и вас допустят. (В результате) вам придется или участвовать в аукционе на понижение, либо с вами договорятся, чтобы вы ушли, — Волкова изобразила жест отсчитывания денег.

— Нам рассказали, что почти все конкурсы на текущий ремонт сконструированы под конкретных участников, и ваша компания...

— Ну вот вы пишете (в справке о компании), что участвуете в этих МО (в заказах муниципальных округов). Так что, вы не знаете, что это так, я не понимаю? Вот эти все торги — точат люди.

— Нет, мы на субподряде работали.

— А... так вы хотите выйти из субподряда.

— Да. Так вот, нам рассказывали, что конкурсы ДТС именно ваша компания, как это правильно сказать... затачивает.

— Кто вам про это говорит? — улыбаясь, спросила Волкова.

— Разные строительные компании.

— Ну. Вы хотите на ДТС зайти?

— Да.

Далее Елена Волкова еще раз подробно объяснила, что она лишь исполняет волю заказчика и сама не может тянуть подрядчиков до заключения контракта. Порекомендовала сходить к Сергею Морозову, и. о. начальника дирекции транспортного строительства, или еще лучше – сразу к главе КРТИ Сергею Харлашкину. «Смысл в чем? Вы приходите к заказчику. Если он решает с вами работать, то он дает соответствующее указание (специализированной организации). Есть торги до 50 млн, я почти не участвую в них вообще, а есть торги свыше 150 млн, которые идут в основном открытыми конкурсами...

— А он контактный, Харлашкин?

— Я не знаю. Это зависит от того, через кого вы зайдете. Понятно, что если вы придете с улицы, то в лучшем случае он скажет: «Участвуйте в торгах», в худшем — вас вообще не примут.

— У нас есть люди, которые обещали нас познакомить с Харлашкиным и с Морозовым. Если с ними получится договориться, о каких процентах идет речь?

— Не могу сказать.

— А как в принципе устроен механизм участия в заказе? Как мы в нем выиграем?

— Вам все расскажут. Там не нужно об этом беспокоиться. Если вам скажут: «Делайте сами и приносите» (конкурсные документы), значит, вы ищете организацию, которая это будет делать, и приносите. На сегодняшний день понятно, кто это будет делать.

— А если в ФАС начнутся жалобы?

— Вам тоже это скажут, кто закрывает эти вопросы. Обычно если вы участвуете, так сказать, в процессе, то вам объяснят, кто и как будет отстаивать ваши интересы.

По мнению собеседников «Фонтанки», в среднем компании, «помогающие» заказчикам, берут 2 – 3 процента стоимости контракта.

Глава КРТИ Сергей Харлашкин, так же, как и и. о. начальника ДТС Сергей Морозов, на вопрос корреспондента «Фонтанки» о том, действительно ли «Интерконсалт» помогает в проведении торгов, сделал вид, что впервые об этом слышит. «Но спасибо, что вы сказали нам об этом, мы обязательно проверим эту информацию», — сказал Харлашкин. Отметим, что само по себе такое сотрудничество не запрещено (имеется в виду, когда специализированная организация просто проводит торги), однако, согласно 44-ФЗ (как, впрочем, и по 94-му закону), ее должно выбирать в результатам заказа.

После беседы с Еленой Волковой «Фонтанка» еще раз связалась с главой КРТИ Сергеем Харлашкиным. Тот, в свою очередь, вновь заявил, что не знает о сотрудничестве вверенного ему комитета с «Интерконсалтом». «Даю слово офицера, что ничего не знаю об этом. Но обязательно проверю вашу информацию», – сказал он. Напомним, что Сергей Харлашкин возглавил КРТИ в середине августа.

«Мы ждем окончания перестановок в Смольном»

У компании «Интерконсалт» – ни одного государственного контракта с ДТС или КРТИ. Зато с 2012-го по 2014 год на госзакупках можно найти договоры с муниципальным округом № 65 Приморского района, муниципальным образованием "Поселок Левашово" Выборгского района, администрацией Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленобласти, с несколькими школами и детсадами Выборгского района Петербурга. Названия этих контрактов примерно одинаковые — «услуги по составлению юридической документации», «консультативные услуги по юридическим вопросам и услуги по представительству в различных областях права», «оказание услуг для осуществления части функций по размещению заказов» и так далее.

Сотрудничество «Интерконсалта» с муниципальными округами начиналось не на ровном месте. По информации «Фонтанки», Елена Волкова в 2007 году работала в МО № 53 Невского района (ныне называется МО «Народный»), заседала в конкурсной комиссии и на практике была знакома с конкурсными процедурами. Работала Волкова и в МО «Поселок Левашово», заказы которого в качестве главы «Интерконсалта» и организовывала впоследствии.

Сейчас, призналась Волкова, у нее есть некая неопределенность относительно КРТИ в связи с состоявшимися и грядущими кадровыми изменениями в Смольном. Напомним, что Сергей Харлашкин занял свой пост недавно – в августе этого года, а директор ДТС Виктор Сулима более месяца находится на больничном, и неизвестно, вернется ли на рабочее место. «На сегодняшний день я не очень понимаю обстановку в этом комитете. Пока тайм-аут. Я что-то делаю, но пока не понимаю (ситуацию)». «До 12 ноября все рассядутся (в Смольном). Соответственно, если будет господин, который пришел к нам из Москвы, политика городская кардинально изменится, уйдет вице. Мы ждем сейчас прихода руководства, утверждения старого-нового. Останутся ли вице-губернаторы, представители комитетов, неясно. Взять хотя бы слухи про Оганесяна (Марата, вице-губернатора, контролирующего КРТИ. — Прим. «Фонтанка») — одни говорят, что он, пока не достроит стадион, не уйдет, в то же время другие говорят, что он уходит и уже чуть ли не в Москве. Политика КРТИ и всех остальных комитетов в связи с этим может измениться».

Разговор с Волковой состоялся 27 октября, еще до прихода бывшего министра регионального развития Игоря Слюняева, недавно сменившего фамилию на Албина, в Смольный. Через три дня после этого губернатор Петербурга Георгий Полтавченко внес в ЗакС обновленный список правительства. Под чьим крылом останется КРТИ, пока остается неясным.

Интересно, что Эдуард Волков в 2000-х работал заместителем начальника дирекции по организации дорожного движения. В 2005 году губернатор Валентина Матвиенко назначила его членом комиссии по вопросам работы спецстоянок для хранения эвакуированного транспорта. Волков ушел из дирекции в 2008 году, вместе с начальником дирекции Андреем Погребняком. Этому предшествовала проверка комитета финансового контроля, в результате которой выяснилось, что около 15 тыс. пропусков на въезд грузового транспорта в центральную часть города в 2007 году были списаны, а впоследствии проданы через коммерческие структуры (по неофициальным оценкам, выручка от этого мероприятия могла составить около 100 млн рублей). Место работы Волкова сейчас неизвестно, а Погребняк в феврале 2013 года возглавил дирекцию программы повышения безопасности дорожного движения, подведомственную МВД, где и работает до сих пор.

Академия конкурса

На рынке госзаказа Петербурга работает еще несколько фирм, которые проводят конкурсы и аукционы. Это «Академия конкурса» Владимира Попова, «Партнер» Владиславы Лисицыной, «Авангард» Ивана Пахомова. Раньше Пахомов работал в «Интерконсалте», но отношения не заладились, и он отщепился. «Мы с ним не сотрудничаем. Больше. КРТИ он не занимается. Занимается комитетом по строительству», — подтвердила Волкова.

«Академия конкурса», судя по сайту компании, работала в последние годы со следственным управлением СК при прокуратуре России по Ленобласти (когда Следственный комитет еще был в составе прокуратуры), горвоенкоматом Петербурга, с квартирно-эксплуатационной частью районов ЛенВО, управлением ФССП по Ленобласти и различными научными государственными институтами. «Партнер» сотрудничает с Управлением Роспотребнадзора по Петербургу, Российским научно-исследовательским нейрохирургическим институтом имени Поленова и другими учреждениями. Некоторые контракты «Партнера» прямо так и называются: «оказание услуг по разработке технических требований к товарам (работам, услугам)». 

Глава «Академии конкурса» Владимир Попов дал небольшую консультацию нашей строительной компании по телефону. Он оказался человеком с юмором.

— Владимир Александрович, наша компания до сих пор занималась тем-то и тем-то, но со следующего года мы хотели бы попробовать выйти на рынок текущего ремонта дорог. Поскольку в госзаказах почти не участвовали, опыта нет. Плюс там наверняка есть свои особенности, которых мы не знаем.

— Вопрос интересный. Мы, в общем-то, не очень занимаемся этими вещами. В основном мы работаем для заказчика, организуем ему процедуры. Если у вас с ним есть такое взаимодействие, то тогда можно.

— А с потенциальными участниками не работаете?

— Работаем. Но, как опыт показывает, не особенно плодотворна эта работа. Ни радости, ни дохода не приносит. Особенно радости.

— В смысле – сложно победить?

— Да дело даже не в том, что сложно победить. Даже если ты победил, даже если в самый первый раз, то радости все равно нет.

— Так в жизни вообще радости нет.

— Мучаемся, боремся. От жизни умирают.

— А может, по крайней мере, посоветуете, к кому обратиться?

— Вы приходите к нам, но с конкретными вопросами, а не с общими.

— Так, собственно, конкретный вопрос и есть. Из года в год текущий ремонт выполняют одни и те же компании. Никто нас не ждет. Что нужно сделать, чтобы начать работать на этом рынке?

— Работать. Контакты искать. Втираться в доверие.

— Я слышал, что есть компания «Интерконсалт», которая, например, готовит требования к товарам для ДТС, закладывает в них определенные загадки, которые может разгадать только заранее предупрежденный участник...

— Господин Лучников Роман Валерьевич борется со всем этим (замглавы УФАС по Петербургу, который курирует область контроля закупок. — Прим. «Фонтанка»). И скорее всего, одолеет и победит всех со всеми этими загадками. Эта идея с загадками с ноября 2010 года реализуется.

— Ну, они на самом деле существуют, эти загадки, или это все слухи?

— Я думаю, под этим есть основания.

— И как продраться сквозь подобные загадки, если у нас нет взаимодействия с заказчиком?

— Ничего там в этих загадках сложного нет, просто нужно внимательно смотреть документацию. Многие фирмы хорошо пишут свои заявки. Есть даже такие, которые долгое время никак не могли зайти в торги, а потом взяли да научились писать заявки, и даже любо-дорого на них посмотреть сейчас. В общем, приходите, когда будет конкретный аукцион. Вот процедура, номер... Только пораньше. Мы смотрим, оцениваем, каковы наши возможности. Я вам говорю, какова вероятность, и так далее.

«Подрядчик, который ничего никому не заплатит»

Помимо фирм, которые предлагают посреднические услуги во взаимоотношениях между заказчиками и подрядчиками, есть компании, которые работают с подрядчиками и помогают им разобраться в тонкостях и «загадках» конкурсной документации. Например, небольшая строительная фирма «Спецстрой» с 2014 года больше не выполняет строительные работы, а только составляет участникам рынка документы для участия в заказах и подает за них жалобы в УФАС в случае необходимости опротестовать итоги заказа. Любопытно, что одним из ее прежних совладельцев является Константин Борисов, до конца 2013 года возглавлявший «Фирму Резерв», получившую известность на рынке текущего ремонта дорог в ноябре 2013 года, когда утренний трамвай застрял в асфальте.

Сейчас «Спецстрой» зарегистрирован на Сергея Минасяна, а интересы компании по доверенности представляет Артур Данчаров, еще недавно работавший в «Строй-инвесте» и «РСУ-3» Темура Псурути. Вот кого имела в виду Елена Волкова, говоря, что нам «к Темуру, к Артуру», если мы хотим продираться на торги с боем, а не мирным и цивилизованным путем.

Артур Данчаров пояснил «Фонтанке», что берет за свои услуги 10 – 15 процентов стоимости контракта, но не деньгами, а субподрядными работами. Вот только на субподряд выходит не «Спецстрой», а компания, которую он выбирает (зачастую это бывшие субподрядчики «Строй-инвеста» и «РСУ-3» — «Регион», «Дорремстрой», «Дорстрой» и др.). В результате часть денег, которые победитель конкурса платит своему субподрядчику, последний перечисляет «Спецстрою».

Так, например, «Спецстрой», говорит Данчаров, помогал компании «Энергодорстрой» победить в конкурсе ДТС на ремонт моста Александра Невского стоимостью 27 млн рублей, и сейчас ее субподрядчиком на этом объекте работает «Дорремстрой». «Наша задача сделать так, чтобы на борту у заказчика оказалась компания, которая ему ничего никогда не заплатит», — определил идею своей работы Данчаров.

Есть еще одна компания, которая оказывает услуги подрядчикам, и в большинстве случаев ей удается протащить компанию через УФАС, чего нельзя сказать о «Спецстрое» (большинство их жалоб признают необоснованными). Ее владелец согласился показать несколько примеров, при условии, что его имя не прозвучит в тексте. Например, говорит он, комитет по госзаказу Петербурга в октябре проводил три аукциона на реконструкцию теплосетей на Индустриальном проспекте (68 млн), на улице Ольги Форш (80 млн) и в Сосновой Поляне (63 млн). В первом аукционе выиграла фирма «Водоканалстрой», во втором — «Атри-сервис», в третьем — «Тевир». Однако все три аукциона отменило УФАС по жалобе компании «Премьер СТ», заявку которой отклонили на всех заказах. В среду, 5 ноября, заявку этой компании признали лучшей, и теперь она получит все три контракта. Все эти слова подтверждаются данными сайта госзакупок.

«Мы готовили «Премьеру СТ» заявки на аукционы и жалобы в УФАС. Оплата наших услуг будет в том, что подрядчик будет заказывать стройматериалы — песок, щебень — на тех предприятиях, где мы имеем долю или другой интерес», — пояснил собеседник «Фонтанки».

ФАС сказано "фу"

Не последнюю роль во всем этом процессе играет Управление ФАС по Петербургу и Ленобласти. До весны 2012 года ведомство возглавлял Олег Коломийченко. Его характеризуют как принципиального человека, поэтому в управлении царила незыблемая вертикаль власти. Его уходу предшествовало трагическое ДТП, в котором Коломийченко, управляя Audi Q7, столкнулся с "КамАЗом", водитель которого погиб. Весной 2012 года его сменил бывший председатель Ленсовета Александр Беляев, при котором в УФАС произошла некоторая либерализация.

Эта либерализация привела к тому, что в конце 2013 года прошла внеплановая проверка УФАС заказа «Городского агентства по промышленным инвестициям» на транспортное и инженерное обеспечение промзоны «Ржевка» стоимостью 766 млн рублей. В результате проверки итоги аукциона были отменены (имена победителей скрыты под номерами заявок), а при последующем его проведении выиграло «НПО имени Кузнецова», которое прежде никогда не получало контракты на такие работы, а тем более — на такие большие суммы.

Контракт с «НПО имени Кузнецова» был заключен в феврале 2014 года на сумму 762 млн рублей. Этой историей тогда серьезно заинтересовались компетентные органы. Как стало известно «Фонтанке», некоторых сотрудников УФАС вызывали в ОБЭП, в управление ФСБ и прокуратуру. Речь шла о том, что кто-то якобы взял 15 млн рублей за победу компании в заказе. «Данный факт не нашел подтверждения, и доследственная проверка ничем не закончилась», — говорит собеседник.

После этих событий из УФАС ушла начальник отдела контроля закупок Оксана Левченко. Она работала в УФАС еще со времен Олега Коломийченко на разных должностях: главным инспектором, заместителем начальника юридического управления, сотрудником отдела контроля закупок и затем — начальником этого отдела. В область ее контроля входили все городские закупки, в том числе заказы ДТС, комитетов по строительству, по энергетике и так далее.

В начале августа 2014 года Левченко перешла в дирекцию транспортного строительства КРТИ, на должность начальника управления контрактного обеспечения, и теперь заседает в качестве члена, а в последнее время — в качестве председателя конкурсной комиссии, которая выбирает победителя среди участников заказов. В этой же комиссии состоит инженер второй категории управления контрактного обеспечения ДТС Динара Гайфеева, которая работала под началом Левченко в УФАС. Еще одна бывшая подчиненная Левченко — Александра Рыклина — также теперь трудится в ее управлении в ДТС.

Внимательный читатель заметил, что в области госзаказа работают одни и те же люди, что на контролирующей, что на исполняющей стороне. Например, бывший специалист первого разряда УФАС Астемир Емишев сейчас работает в Управлении заказчика комитета по энергетике, где также занимается закупками. И таких примеров — немало. Более того, доходит до того, что, когда в УФАС знакомятся с текстом конкурсной документации, антимонопольщики безошибочно определяют, какая фирма ее «затачивала». «Ну, или бывает так, что читают и видят, что затачивал неизвестно кто, но в стиле такого-то конкретного точильщика», — пояснил один из собеседников.

Летом этого года на рынке госзакупок образовалась «Проектно-строительная компания «Лидер», которая подала жалобы в УФАС и отменила итоги сразу трех крупных заказов — на реконструкцию набережных Каменного острова (858 млн), на реконструкцию газопровода в Выборгском районе (150 млн), на ремонт фасада и крыши Технологического университета (770 млн).

Как уже писала «Фонтанка», директор «ПСКЛ» Дмитрий Козлов оказался родственником предпринимателя и юриста Анатолия Бикеева, компания которого — «Конкир» — совместно с УФАС издает журнал «Конкуренция и рынок». В редакционный совет этого журнала входят и бывшие начальники УФАС Олег Коломийченко и Александр Беляев, а также нынешний глава Вадим Владимиров. Помимо этого, «ПСКЛ» в 2012 году, когда Владимиров возглавлял УФАС по Ленобласти, провел ремонт в здании управления за 1,3 млн рублей.

Кроме «ПСКЛ», постоянно жалуются в петербургский и областной УФАС на дорожные заказы, но сами не участвуют в конкурсах, и некоторые другие организации, чей интерес пока остается нераскрытым. Среди них — «Твой дом», «Безопасное отечество», «Санкт-Петербургская трубная компания». В одной из крупных дорожных компаний полагают, что таким образом эти фирмы воплощают волю заказчика, который по каким-то причинам не смог договориться с подрядчиками и вынужден через антимонопольную службу чужими руками исправлять неправильные результаты заказов.

Подрядчики официально и неофициально

«Фонтанка» позвонила руководителям нескольких крупных дорожных компаний и спросила, считают ли они, что конкурсные процедуры проводятся честно и прозрачно. Официально в большинстве случаев они уверяют, что — да, честно и прозрачно. Гендиректор компании «Мостоотряд № 19» Сергей Барчевский сказал, что «у него нет никаких претензий к конкурсным процедурам в Петербурге». «Сергей Иосифович, можно ли из этого сделать вывод, что, по вашему мнению, они проводятся честно и прозрачно?» — «Можете сделать такой вывод».

Гендиректор компании «АБЗ-Дорстрой» Леонид Гиндин тоже убежден, что процедуры честные и прозрачные. «Да, конечно, так я и считаю». — «А почему вы так считаете?» — «Ну что сказать по поводу этих процедур? Конечно, честно, конечно, прозрачно. Успех определяется наличием квалификации и опыта. А многие ни квалификацией, ни опытом не обладают, поэтому и считают, что с ними поступают нечестно».

Глава еще одной крупной компании, услышав вопрос, засмеялся, после чего заявил: «Я не буду давать комментарии на эту тему. К сожалению, мне потом это боком вылезает. Вы приезжайте, я готов пообщаться не для протокола — много чего интересного расскажу о госзаказе. А для протокола не готов».

В описанной схеме распределения заказов в Петербурге некоторые бизнесмены склонны видеть нотку здравого смысла. Владелец одной крупной дорожной компании убежден, что эта система была создана не для того, чтобы обогащаться за счет казенных денег, а для того, чтобы «на торги не заявлялись компании, которые "падают" на 40 процентов, а потом не выполняют работы». «Чтобы в торгах участвовали только проверенные компании», — заключил он.

МНЕНИЕ:

Дмитрий Сухарев: О превратностях и закономерностях госзаказа по-петербургски

Александр Аликин, «Фонтанка.ру»


Подписывайтесь на каналы "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
ГК «Эталон»
Директор по правовым вопросам ГК «Эталон» рассказала о влиянии поправок в 214-ФЗ
17 мая в рамках Петербургского Международного Юридического Форума (ПМЮФ) – уникальной международной площадки, объединяющей ведущих специалистов в области права, состоялась дискуссионная сессия ДОМ.РФ, посвященная новым тенденциям финансирования жилищного строительства и ипотечного кредитования
Фотобанк авиакомпании "Победа"
Аналитики: Лоукостер «Победа» стоит 600 млн долларов
Стоимость авиакомпании «Победа» за три года выросла в 12 раз – до 600 млн долларов, оценила американская консалтинговая компания Bain & Company. Об этом в интервью ТАСС рассказал Виталий Савельев, генеральный директор ПАО «Аэрофлот», дочерней компанией которого является «Победа».
Группа компаний «ЦДС»
Группа ЦДС за возрождение традиций благотворительности
Группа ЦДС награждена призом ассоциации «Большая Медведица» по итогам 2016-2017 годов в номинации «Организация-спонсор»