Смольный запускает масштабную кампанию по демонтажу всех рекламных конструкций, договоры на установку которых уже истекли. В ближайшее время будет разобрано около 12 тысяч носителей. Параллельно комитет по печати вновь корректирует схему их размещения. Из нее будут вычеркнуты конструкции, не соответствующие ГОСТу ГИБДД. В результате количество «наружки» в Петербурге может сократиться на 80-90% – столько конструкций не соответствует нормам сейчас, говорят игроки рынка.
Комитет по печати и взаимодействию со СМИ приступил к новой корректировке схемы размещения наружной рекламы на предмет соответствия стандартам безопасности дорожного движения. «Совместно с ГИБДД мы создали рабочую группу и проверяем схему на предмет соответствия ГОСТу. Это делается по поручению губернатора Георгия Полтавченко и федеральной комиссии по безопасности дорожного движения, которую возглавляет первый зампред правительства Игорь Шувалов. Работа будет завершена к 15 октября», – рассказал «Фонтанке» и.о. председателя комитета по печати Сергей Серезлеев.
Ужесточение контроля за соблюдением норм ГОСТа началось с августа этого года, когда на федеральном уровне Игорь Шувалов дал соответствующее поручение ГИБДД, поясняют игроки рынка. В частности, ГОСТ запрещает установку рекламных арок, нависающих над дорогой, конструкций на разделительной полосе или ближе 5 метров от дороги в пешеходной зоне. Кроме того, установки не должны уменьшать угол обзора на перекрестках. В действующей схеме, согласованной весной этого года, эти требования соблюдались почему-то не всегда.
В результате новой корректировки количество рекламных конструкций сократится, допустил Сергей Серезлеев. Однако прогнозировать насколько — не стал. После новой корректировки схема размещения рекламы будет направлена на согласование со всеми профильными комитетами. А уже после этого Смольный сможет объявить новые торги на размещение рекламных конструкций на ближайшие 10 лет. По итогам предыдущего тендера, отмененного УФАС в августе, город рассчитывал выручить от продажи рекламных мест около 9 млрд рублей.
Предконкурсный демонтаж
Параллельно Смольный запускает масштабную кампанию по демонтажу всех рекламных конструкций, договоры на установку которых уже истекли в 2013-2014-м годах. Таких устройств в городе больше 12 тысяч. Для сравнения, с начала года в Петербурге было демонтировано около 1 тысячи конструкций, треть из которых разобрал ГЦРР, остальные — судебные приставы после соответствующих решений и сами предприниматели.
26 сентября прессу уже пригласили на показательный демонтаж конструкции «БВ-Медиа», установленной у дома 22 по Синопской набережной. «Будет некорректно проводить новые торги на места с уже установленными конструкциями», – пояснил Сергей Серезлеев. На своих местах смогут остаться только около 2 тысяч полотен с рекламой — столько договоров еще действует. В частности, они заключены с компаниями Russ Outdoor, Galary и «Корпорацией Руан», говорит глава «Городского центра размещения рекламы» (ГЦРР) Юрий Бурунов.
В первую очередь на разборку пойдут 3,5 тысячи конструкций, не вошедших в схему размещения рекламы. Затем к ним могут добавиться конструкции, не соответствующие нормам ГИБДД. Всего на демонтаж рекламных конструкций в бюджетах ГРиИ и ГЦРР на этот год предусмотрено около 30-40 млн рублей. На следующий год эта сумма составит более 100 млн рублей, добавил Сергей Серезлеев.
На расчистку города перед проведением новых торгов администрация намерена пустить все возможные силы и бюджет — около 140 млн рублей. Заниматься демонтажем без выходных будут подведомственные структуры комитета — ГЦРР и СПб ГКУ «Городская реклама и информация» (ГРиИ), а также подрядчики. Первый из них был определен 11 сентября. Контракт на сумму 2,5 млн рублей был заключен с «Корпорацией «Руан».
Еще один конкурс 22 сентября объявило СПб ГКУ «Городская реклама и информация». Он предусматривает снос рекламных конструкций от билбордов до рекламных растяжек по заявкам ведомства вплоть до 31 декабря. Объем работ установлен в размере 1600 «нормо-часов» – времени, требующегося на разборку конструкции. К примеру, на снос стандартного билборда требуется 5,25 нормо-часов, афишной тумбы — 3,2 часа. Бюджет работ — 4,3 млн рублей. Итоги аукциона подведут 13 октября.
Кроме того, Смольный рассчитывает на добровольный демонтаж самими предпринимателями и поддержку со стороны судебных приставов. Комитет продолжает подавать иски о сносе конструкций с истекшими договорами. В августе-сентябре было подано несколько десятков исков к игрокам рынка с требованием демонтировать рекламные установки. В том числе, к ЗАО «Постер», ООО «Медиа Дивижн» ЗАО «БВ-Медиа», «Оутдор Медиа Менеджмент».
Сейчас ежедневно в городе демонтируется 8-10 рекламных конструкций. Стоимость демонтажа одного билборда 3х6 метров — 20 тысяч рублей, пояснил Юрий Бурунов. Эти деньги Смольный рассчитывает вернуть в бюджет. Центр выставляет претензии собственникам конструкций, после оплаты которых они могут забрать имущество. Кроме того, на место работ вызываются сотрудники полиции, которые фиксируют нарушение статьи 14.37 КоАП РФ «Нарушения требований к установке рекламной конструкции». Для юридических лиц это штраф от 500 тысяч до 1 млн рублей.
Если освобождение мест перед проведением торгов игроки рынка называют логичной мерой, то проведения очередного сокращения схемы опасаются. «Если рассматривать рекламные конструкции, установленные по уже истекшим контрактам, по некоторым оценкам, до 80% из них были установлены с нарушением норм ГИБДД. Поэтому если жестко следовать ГОСТам, непонятно, сколько конструкций останется. Особенно в историческом центре», – говорит директор по продажам и маркетингу "Волгобалт-медиа" Дмитрий Ганибалов.
«Пока нет официальной информации о том, как именно будет вестись корректировка. Но если жестко руководствоваться существующими стандартами, то из схемы будет изъято 90-95% рекламных мест. Рынка не будет», – поясняет представитель Russ Outdoor в Петербурге Владимир Рябовол.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»
В 2008-2009 годах Смольный заключил с предпринимателями контракты на установку в городе около 14,5 тысяч рекламных конструкций. Большинство этих договоров истекли в 2013-м году. Весной этого года Смольный утвердил новую схему установки "наружки". Количество мест в ней было урезано до 9,7 тысяч. Аукцион на право аренды около 8 тысяч из них был объявлен в августе. Однако игроки рекламного рынка - ООО «Реклама-Центр» и ООО «Рекламно-производственное предприятие «Нева-Спорт» оспорили условия конкурса в ФАС. Тендер был отменен. В 2013-м году объем рынка наружной рекламы, по данным «Эспар-аналитик», составил 4,9 млрд рублей, увеличившись за год на 22,5%. Большая часть конструкций принадлежит компании Russ Outdoor – 2,9 тысяч, 1,4 тысячи рекламных конструкций у компании «Постер». Третье место (примерно 850 конструкций) занимает «Реклама-центр», входящей в холдинг «Адамант».