
В день города «Фонтанка» придумала Смольному проект «Добрые пушки». После изменения цвета орудий вдоль стены Артиллерийского музея эстетика начнет противоречить смыслу. Детворе лазить по арт-объектам забавнее, а Кронверк завлечет в свои арсеналы паломников через световые инсталляции. Немного прыти, и потянутся к удивительному торжеству механизмов высокие гости. Читатель же сам выберет между Дон Кихотом и Ричардом Львиное Сердце.
Петербуржец Пушкин, написавший главные тексты нашего города, давно назвал наше место «скука, холод и гранит».
На дождь грешить такая же пошлость, как на время. Гранит трогать все равно что кожу сдирать. А вот скука в нашем распоряжении.
Ясно, что Петербург строился по принципу «порядок лучше, чем непорядок». Отсюда, кстати, такие схватки за небесную линию.
Стройности в избытке, не хватает на берегах свинцовых вод лучистого импрессионизма. И не из Франции, а детского, что нарисован на ватмане и подписан «Пусть всегда будет мама».
Тыл Петропавловки давно охраняет Кронверк. Внутри его удивительное собрание. Великое хранилище предметов для убийств. В Артиллерийский музей дети ходят чаще, чем в Эрмитаж. Потому что интереснее папам. А вдоль известной всем стены вечно молчат пушки. Они с завистью слышат каждый день свою сестру, ровно в полдень.
Детвора обязательно лазает по ним. А они терпят, хотя, конечно же, это древнее зло вздыхает по ночам, не исключено, что перешептываются.
Мы давно не обращали на них внимания. Они же зеленые, одетые в полевую форму. Для одних правильно согнутая сталь навевает романтические мелодии трубадуров Средневековья: «Люблю оружие любое и обожаю воевать». Других предупреждают: «Люди создания не крепкие, на войне они разрываются на части».
Их забыли переодеть. А их можно полюбить.
«Фонтанка» выдала им современное платье. Пусть виртуальное, а им веселее, и нам радостнее.
Изменение эстетики – социальный факт. Автор не уверен в аплодисментах. До нас были попытки – Будда… Ганди, Джон Леннон, но все неудачные.


Подпись: маляром работал фотограф Михаил Огнев
Краски надо на этот проект ведро. Юридическое согласование важно, но пафос его без певчих хора имени текста «Артиллеристы, Сталин дал приказ!» минимален.
И кто сказал, что отвечающий за культуру вице-губернатор Василий Кичеджи не улыбнется, не продолжит?
Соберутся знаки города – БГ, Митьки, Юра Шевчук, Гаркуша, Гергиев, Пиотровский, Басилашвили, Фрейндлих, Лурье, Лопаткина, Вишнёва, Боярский, Гранин, Константинов, Шнур – да их рота. И каждый напишет пару слов детворе.
Правильно подать – и акция на уровне "Евроньюс".
Каждые 24 часа на крепости дергают за шнур уважаемые люди. Можно создать традицию клейма на хоботах этих оживших цветами чудовищ. Они толстокожие, им будет щекотно.
И место вдоль защитных от шведского десанта стен станет гением праздника.
Конечно же, столь радужно покушаться и на двор Артиллерийского музея – довести идею до выходки. Внутри – совсем другое пространство.
Там прижаты к земле рептилии и звероящеры. Они не присмыкаются, а застыли. Они помнят еще, по Бродскому, «атаку птеродактилей на стадо ихтиозавров». Зимой им холодно, но десятилетия обходятся без шерсти. Их биомеханика скрипуча. Они из отряда тиранозавра Рекса.
Эти будут против. Тут один победный клич: из мрачной эры палеозоя в светлую эпоху мезозоя. Если тронуть их апофеоз экспансии, они дадут жару. Я бы поостерегся, машина может торжествовать.
Но подсветить-то их можно. Тогда вечерами сюда будут заходить прохожие и упражняться в искусстве касания чудовищ.
Плазма на красно-кирпичных стенах стоит недорого. Сеансы могут быть разные. Фильм «На войне как на войне». Льется звук: «Самоходку танк любил, в лес гулять ее водил. От такого рОмана вся роща переломана». Или кинохроника Первой мировой, где одна окопная грязь. В окружении таких очевидцев кадры читаются иначе.
На великие исторические праздники будут приходить ветераны. Они простые ребята. Быстро объяснят, почему бойцы орудийного расчета при залпе, как по команде, открывали рты.
По большому счету, мы смоделировали диалог между Дон Кихотом и Ричардом Львиное Сердце.
Выбирайте, кто вам милее.
Евгений Вышенков, "Фонтанка.ру"