Премьерный показ фильма режиссера Михаила Брашинского «Шопинг-тур» прошел в Петербурге. История финнов — каннибалов, закусывающих российскими туристами, уже вызвала бурное обсуждение в Интернете. Картина была представлена в Хельсинки и в других странах мира, и только сейчас фильм выходит в широкий прокат в России. Зачем и почему, на эти и другие вопросы ответил режиссер корреспонденту «Фонтанки.fi».
− В Финляндии фильм уже показывали. Вас не лишили визы?
− Массового проката в Финляндии не было- картина была представлена на фестивале «Любовь и анархия» в Хельсинки в прошлом году. Мне кажется, отношение было хорошее. Вы поймите, я не стал бы снимать фильм, если бы не был уверен в финском чувстве юмора. Финны обладают уникальным и удивительным, даже в пределах Скандинавии, чувством юмора. Международная премьера фильма состоялась в Хельсинки, и для меня это было принципиально, хотелось, чтобы они первыми увидели «Шопинг-тур» и если бы они отреагировали неадекватно, я бы задумался. Но на фестивале все смеялись. С этим фильмом я проехал по многим мировым фестивалям, его видели и в Италии, и в Венгрии, и в Швеции, и в Испании, и в Германии, и в Америке. Практически везде зритель реагировал правильно. Там где надо - боялся, где надо — смеялся. Когда мне говорили, что после фильма я могу лишиться визы, ну, мы верили, что у финнов хватит юмора отнестись к этому правильно.
− После многолетнего молчания (последний фильм питерского режиссера «Гололед» был представлен в 2003 году. - Ред.) вы сняли «Шопинг — тур»... Почему фильмом ужасов?
− Дело не в том, что это фильм ужасов – дело в том, что это полностью и целиком независимый проект. Снятый без чьей-либо поддержки – ни государственных, ни студийных денег в нем нет. Он снят за деньги, которые я нашел сам. Российский кинобизнес устроен так сложно, и порой драматично: не всегда и не всем режиссерам удается создавать то, что хочется. И когда мне в очередной раз не удалось снять картину, которую хотелось, тогда я решил все сделать сам — от сценария до проката.
Понятно, что пришлось придумать историю, которая не стоила бы больших денег, а лучше и вовсе ничего не стоила (смеется). Такую историю придумать и найти нелегко. Я люблю Финляндию, провожу в ней много времени, можно сказать, практически живу в ней. Мне показалась смешной идея, что в Финляндии тоже есть людоеды. Все знают, что людоеды традиционно существуют, например, в Бразилии, в дебрях реки Амазонки. Но это неинтересно. Может быть, я так устроен, а может, многие так же думают — интереснее мыслить парадоксами. То есть, например, там где всегда зима — там жарко.
Хочется работать с такими коллизиями, не очевидными, не ортодоксальными, а странными, забавными, смешными — так появились финские людоеды. Когда я понял, что эту историю можно рассказать минимальными средствами и затратами, мобильным телефоном, когда все истории соединились: и мама с сыном, и финские каннибалы, и мобильный телефон — стало понятно, что этот фильм можно снять за совсем небольшие деньги. И с этого всё началось.
− Но это профессиональная камера? Не «мобильник»?
− Про это вам рассказывать не буду (смеется). Наш фильм снят на мобильный телефон, пусть так и будет.
- Фильм стоил 70 тысяч долларов?
− Да. Эти деньги на съёмки мне дал мой товарищ, партнёр и сопродюсер, которому просто было интересно поучаствовать в чём-то новом и непривычном.
− В картине есть момент, который, по моему мнению, частично отражает финский характер — порядок и следование традициям во всем. Вот, например: финны-каннибалы в праздник Юханус на обед готовятся съесть двух россиян — маму и сына. Финская «четверка» смотрит на сауну и повешенного Тиммонена. Капитан произносит: «Хоть бы сауну растопил...». Его супруга: «Как он мог ее растопить, если он в ней повесился, Кари». Третий: «Ну какой же Юханус без сауны!». Что это?
− Своим фильмом мне хотелось выразить любовь к соседям, но не напрямую, а вот таким, казалось бы, странным способом. Для меня этот народ не толпа странных, чудаковатых блондинов. Я не иронизирую, не говорю о горячих финских парнях или о других распространенных мифах.
Я вхожу в эту историю с позиции любви и доброты. Например, мне многие говорят, что фильм про зомби. Это не так! Зомби — мертвые, а в моей картине это живые, настоящие люди. И поскольку финны редко улыбаются в жизни, мне хотелось изобразить каннибалов веселыми и жизнерадостными.
− Почему премьера в Петербурге только сейчас?
− В этом нет никакой интриги. Мы готовились к широкому прокату, и вот – подготовились.
− В титрах есть благодарственные слова в адрес властей и предпринимателей регионов Турку и Котки. Когда они согласились на сотрудничество, они понимали, о чем будет фильм?
− Нет.
− Нет?
− Хочу отметить, что финны очень дружелюбно относятся к кино. Более дружелюбно, чем в России. Я провожу много времени в Турку, часть съемок проходила там. А супермаркет, где происходит действие фильма, расположен в Котке. Нам помогали. От меня не требовали ни сценария, ни денег, чтобы предоставить возможность снимать. Больше того, финские таможенники, например, с удовольствием сыграли в фильме самих себя, в то время, как снимать на русской таможне категорически невозможно.
И пока претензий не было.
− У вас снимались финские актеры...
− И профессиональные, и просто мои знакомые.
Фото Федора Сабайдаша.
− Они легко согласились на съемки? Говорят, финны закрыты для всего нового?
− Это миф. Финны очень пассионарный народ. Просто их страсти заморожены веками проживания на холодной и недружелюбной земле. Финны пришли на свою землю с юго-востока Сибири, просто им стало холодно у нас, и они отправились в поисках тепла. Получается, они «южане», которые вынуждены были осваивать территорию, которая, если честно, в принципе малопригодна для жизни. Они ошиблись: думали, что идут на юг, а пришли черт знает куда. Для меня очевидно, что в этой нации присутствует «южный характер». В них бушуют страсти, которые не всегда находят выход: скалистая морозная земля сделала их такими. А в душе у них живут «южане», эмоциональнее итальянцев. Надо просто найти ключ, чтобы они «открылись».
− Финские регионы, особенно Южная Карелия, тратят значительные средства для продвижения шопинга. Не боитесь услышать претензии со стороны финских властей?
− Мне кажется наоборот, это же прекрасная реклама для шопинга в Финляндии. Поскольку этот фильм страшный и смешной, все понимают, что это игра. Маловероятно, что кто-либо откажется от поездки в Финляндию после просмотра «Шопинг-тура», скорее, наоборот. Суоми представляется в картине странной, но привлекательной страной.
− О чем эта история?
− Это история о том, что вы в ней увидели. Как и любая другая история. Режиссер не может объяснять зрителю, что он хотел сказать. Это глупо. Все, что я хотел сказать, вы увидите в фильме. А вот что вы в нем увидели?! Кто-то скажет, что это отношения мамы и сына, кто-то – что это об отношениях культур. Я никогда не стану говорить, что вы не правы! Мне неинтересно вас разубеждать. Наоборот, чем больше точек зрения я услышу, — тем лучше.
− Будете еще снимать картины о Финляндии?
− С большим удовольствием.