Бывший директор Центрального военно-морского музея Андрей Лялин дал показания о взятках, якобы переданных высокопоставленным сотрудникам силовых структур, контролирующих деятельность Министерства обороны России. Следователь со своей стороны пообещал назначить финансовую проверку банковских счетов ООО «НЕВИСС-Комплекс», которому Минобороны выделило почти миллиард рублей на переезд музея с Биржевой площади на площадь Труда.
Чтобы не сажали кого не надо…
Как рассказал «Фонтанке» представляющий интересы Андрея Лялина известный петербургский адвокат Александр Афанасьев, его клиент дал развёрнутые показания в отношении троих высокопоставленных сотрудников соответственно военной прокуратуры Западного военного округа, службы военной контрразведки и военного следственного управления СК РФ по Западному военному округу. По словам адвоката, суть показаний Лялина сводится к тому, что в ходе реализации государственного контракта о переезде Центрального военно-морского музея ему стало известно, что данные госслужащие получили взятки за то, чтобы в дальнейшем, когда по факту хищения выделенных на переезд музея бюджетных средств будет возбуждено уголовное дело, оно развивалось удобным для взяткодателя образом.
По словам Александра Афанасьева, Андрей Лялин дал показания о том, что эти взятки были выплачены из тех денег, которые поступили на банковский счёт генерального подрядчика в рамках данного госконтракта ООО «НЕВИСС-Комплекс» со счёта Министерства обороны России. Со слов Лялина следует, что соответствующую информацию он получил от генерального директора «НЕВИСС-Комплекса» Александра Швирикасова, когда пытался предъявлять тому претензии в некачественном производстве работ по переезду музея. При этом Швирикасов якобы рассказал Лялину, кому конкретно какие суммы он передал. Но пока адвокат Афанасьев отказался сообщить «Фонтанке» фамилии этих чиновников – он надеется, что после данного допроса в отношении них будут проводиться оперативно-следственные мероприятия, которым он не хочет повредить.
Миллиард будут искать
Адвокат также сообщил «Фонтанке», что в качестве ответного шага допрашивавший Андрея Лялина следователь по особо важным делам Главного военного следственного управления СК РФ Чурилов взял на себя обязательство изменить свою позицию по поводу исследования банковских счетов ООО «НЕВИСС-Комплекс», куда Министерство обороны России перевело почти миллиард рублей для реализации госконтракта. Напомним, ранее ГВСУ заявило Александру Афанасьеву, что необходимости исследования этой стороны вопроса на данном этапе нет.
Теперь можно надеяться, что следствие найдёт ответ на главный вопрос: куда именно делись огромные деньги, которые были выделены на переезд старейшего петербургского музея? А ответ на этот вопрос, в свою очередь, позволит чётко понять: сколько денег реально ушло на переезд музея, а сколько было украдено. Кроме того, серьёзное исследование банковских проводок поможет определить путь украденных денег, что с определённой долей вероятности может помочь следствию выйти на тех людей, которые на самом деле получили похищенные бюджетные деньги.
Скорее всего, документально следствию удастся выйти не на конечных получателей, а на обнальщиков, которые получили наличные с каких-то счетов каких-то фирм, после чего передали их кому следует. Остальной возможный путь следственных действий будет направлен на работу с этими обнальщиками – они смогут дать показания о том, по чьей команде действовали и кому отдавали деньги.
Константин Шмелёв,
«Фонтанка.ру»
Андрея Лялина обвиняют в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершённое в особо крупных размерах). События происходили во время исполнения госконтракта на 1 млрд рублей, заключённого Министерством обороны РФ с ООО «НЕВИСС-Комплекс» на переезд музея с Биржевой площади на площадь Труда.
Следствие считает, что Лялин договорился с главой «НЕВИСС-Комплекса» Александром Швирикасовым о получении 10% всей выделенной на переезд суммы наличными. По мнению следствия, получал эти деньги лично, и он же подписывал акты выполненных работ, выполненных лишь на бумаге. Андрей Лялин признался в получении от Швирикасова 15-ти и 1,5 млн рублей. Швирикасов, по сведениям «Фонтанки», всё подтвердил, но сумму называл около 50 миллионов.
Лялин рассказал, будто полученные 15 миллионов отдал старшему офицеру по работе с личным составом Минобороны Сергею Масютенко, а полтора миллиона не отдал только потому, что тот якобы не принимал за раз меньше, чем 5 млн рублей.
Кроме Лялина в рамках данного уголовного дела обвинение предъявлено Швирикасову, но в отношении него избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы. Также в рамках данного уголовного дела имеет статус и Сергей Масютенко – он подозреваемый, но обвинение ему пока не предъявлено.