Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество «Ленфильм»: Мы просто хотим, чтобы нам ответили

«Ленфильм»: Мы просто хотим, чтобы нам ответили

767

«Ленфильм» снова оказался в центре скандала. С требованием спасти от уничтожения старейшую киностудию страны обращаются к первым лицам России и деятели культуры, и простые горожане. Помещениям студии на Каменноостровском проспекте прочат элитно-офисное будущее. Хотя, как выяснила «Фонтанка», никаких таких уж новых событий в жизни студии не произошло.

«Ленфильм» снова оказался в центре скандала. С требованием спасти от уничтожения старейшую киностудию страны обращаются к первым лицам России и деятели культуры, и простые горожане. Помещениям студии на Каменноостровском проспекте прочат элитно-офисное будущее, а российскому кинематографу предрекают скоропостижную смерть. Хотя, как выяснила «Фонтанка», никаких таких уж новых событий в жизни студии не произошло. А «зачинщики» шума объясняют, что всего-навсего пытались получить таким образом ответ на простые и ясные вопросы о том, что их ждет впереди.

Очередной виток конфликта вокруг «Ленфильма» начался с открытого письма двух ведущих петербургских кинорежиссеров — Александра Сокурова и Алексея Германа, которые обратились к премьер-министру России с просьбой спасти киностудию и не допустить ее поглощения мощной финансовой структурой. Основанием для их заявления послужило письмо министерства финансов, в котором разъяснялись причины отказа предоставить студии дополнительные бюджетные ассигнования.

«Минфином России согласованы проект указа президента Российской Федерации «Об открытом акционерном обществе «Объединенная киностудия «Ленфильм» (далее — Проект указа) и проект распоряжения правительства Российской Федерации об утверждении совместно с закрытым акционерным обществом «Всемирные русские студии» открытого акционерного общества «Объединенная киностудия «Ленфильм», которыми предусматривается развитие ОАО «Киностудия «Ленфильм» без привлечения бюджетных ассигнований», - говорится в этом документе.

Кроме того, сказано в письме, «в соответствии с положениями проекта указа, правительство Российской Федерации вносит в уставный капитал открытого акционерного общества «Объединенная киностудия «Ленфильм» 100% акций ОАО «Киностудия «Ленфильм» в качестве вклада Российской Федерации, доля которой должна составить не менее 25% плюс одна акция. При этом уставный капитал ОАО «Киностудия «Ленфильм», согласно данным бухгалтерского баланса по состоянию на 1 января 2011 года, составляет 105 млн рублей, что почти в 4 раза меньше объема запрашиваемой субсидии».

Фрагмент о будущем соотношении сил в готовящемся акционерном объединении и вызвал наибольшую тревогу у деятелей кинематографа, хотя в самом плане слияния с принадлежащими АФК «Система» «Всемирными русскими студиями» ничего нового нет – об этом известно более года.

«Процесс реорганизации студии в некое объединение шел давно, и был он исключительно подковерный, - пояснил корреспонденту «Фонтанки» Александр Сокуров. - Он тянулся три с половиной года. И мы никак не могли добиться никакого ответа о том, что же происходит. Распродавались принадлежащие «Ленфильму» здания. Но киностудия находится в федеральной собственности, и судьбу нашей недвижимости решает Росимущество, и не может быть, чтобы продажи проходили без ведома этой структуры и без ведома совета директоров. Нас просто ставили перед фактом. Теперь создается некое объединение, и нас опять ставят перед фактом». «Мы отправили письмо уже неделю назад, но правительство нам до сих пор так ничего и не ответило», - добавляет режиссер.

Об объединении киностудий под эгидой АФК «Система» окончательно было объявлено еще в апреле 2010 года, но прорабатывался этот вопрос намного раньше. Как заявлял на встрече с Общественным советом «Ленфильма» глава АФК Владимир Евтушенков, он хочет сделать самую крупную в Европе киностудию, куда можно привлечь иностранцев из Румынии, Болгарии, Венгрии и так далее. «Передо мной не стоит задача – найти площадку для бизнес-центра», - подчеркивал он. При этом глава «Системы» заявил, что два предприятия — государственный «Ленфильм» и находящаяся на улице Хрулева частная киностудия RWS, принадлежащая АФК, - целесообразно объединить.

Возможно, причина беспокойства Германа и Сокурова в том, что документы о новом государственно-частном пространстве обещали подготовить еще к ноябрю 2010 года, но до сих пор о деталях соглашения неизвестно никому. «Сейчас проходит согласование по объединению, - пояснил «Фонтанке» директор «Ленфильма» Владимир Шайдаков. - Пока никаких распоряжений правительства не было. И в данный момент юридическое лицо существует именно в том виде, в каком оно и существует». И, по мнению главы киностудии, решать вопрос будущего «Ленфильма» должно государство. «Правительство — держатель 100% акций, значит, ему и принимать решение о будущем студии, - считает он. - Я вас уверяю, что там сидят серьезные люди, которые принимают взвешенные решения». Оснований для тревоги глава «Ленфильма» пока не видит, поскольку «все вопросы еще прорабатываются и согласовываются».

Считает поднятый шум излишним и неуместным и кинорежиссер Дмитрий Месхиев. «Я не понимаю, откуда шум и зачем письмо, - развел он руками. - Идет речь о слиянии двух киностудий — новой, современной, и старой, разваливающейся, в итоге старая тоже станет современной. И я не очень понимаю шум на тему, что «все продадут». Эти утверждения - голословны. А уж обвинять Владимира Евтушенкова в том, что он хочет захватить все объекты и продать, и вовсе нелепо. Бизнесмен его уровня приобрел бы недвижимость в Петербурге куда более простым путем. Здания «Ленфильма» сейчас неликвиды, поэтому, с коммерческой точки зрения, приобретать их попросту невыгодно».

«Да и вообще, где логика? - недоумевает глава Союза кинематографистов Петербурга. — Евтушенков уже построил на территории Петербурга современную студию, вложил в этот проект огромные суммы. Так почему же он должен вторую студию реализовать как простой объект недвижимости?» К тому же, как подчеркивает Месхиев, речи о продаже «Ленфильма» у федеральных властей нет, есть идея создать ГЧП. «Киностудия не перестает быть государственной, - отмечает он, - она просто станет частью общего слияния капиталов. «Я считаю, что мои талантливые и уважаемые коллеги занимаются немного не своим делом, потому что я не вижу повода для шумихи и разжигания скандала», - заключает режиссер.

«Понимаете, - ответил на вопрос «Фонтанки» о причине паники кинопродюсер (в том числе картин Александра Сокурова) и композитор Андрей Сигле, - мы изначально благосклонно восприняли появление партнера. Мы внимательно слушали, что же нам хотят предложить. И если бы мы услышали хоть что-то внятное, разумное и объяснимое для нас, мы бы не задавали этих вопросов. Но нам до сих пор так и не объяснили, зачем нас хотят объединить со студией RWS. Мы не понимаем, что в итоге должно получиться от этого союза». «Мы с огромным уважением относимся к студии RWS, они профессионалы и делают замечательный телевизионный контент, но при чем тут мы? Нам кажется, что это уже не слияние, а поглощение киностудии», - заявил он.

«Ленфильм» — государственная студия, - рассуждает кинопродюсер, - и нам непонятно, почему к «Мосфильму» — один подход, он прекрасно работает, остается на своем месте. «Союзмультфильм» до недавнего времени был в том же положении, что и мы. Но туда приехал лично премьер, и после его визита студии выделили субсидии на развитие. Так, а почему для «Ленфильма» выбран какой-то третий путь, к тому же совершенно неясный для нас? Почему здесь вдруг такое эксклюзивное решение?»

Вывод о том, что АФК «Система» заинтересована в недвижимости на Каменноостровском проспекте, напрашивается, считает Сигле, сам собой. «У нас существует общественный совет «Ленфильма», в который входят известные режиссеры, люди с мировыми именами. Но почему-то решение о будущем студии принимается вообще без всякого учета их мнения. Мы пытались говорить, но нас просто перестали слышать. Нам фактически говорят: «Женитесь не глядя. И у вас все будет хорошо». И тут вдруг появляется некий проект указа президента, и мы понимаем, что должны будем принять это решение, спущенное сверху, и при этом нам опять никто ничего не объясняет. И мы просто не понимаем: а зачем мы «Системе» нужны, если это, конечно, не интерес к территории?»

Заметим, что основания для тревоги у мастеров культуры есть. Так, в 2010 году, как писала «Фонтанка», буквально в последнюю минуту был остановлен проект реконструкции одного из павильонов киностудии в ночной музыкально-развлекательный объект Maxim. Его формат описывается как «петербургский Moulin Rouge, проект на стыке идей Cirque du soleil и развлекательных заведений начала XX века». Под проект планировалось задействовать 853 кв. метра одного из главных павильонов (основной зал в 609 метров и подсобные павильоны). Проработана была даже целевая аудитория проекта — высший менеджмент, государственные управленцы, топ-специалисты, деятели культуры и спорта. В общем — успешные люди.

Более того, часть принадлежащей «Ленфильму» недвижимости уже сменила своих хозяев. Еще в 2005 году Андрей Зерцалов, на тот момент — генеральный директор киностудии, продал два павильона на Каменноостровском проспекте частным компаниям. Помимо этого были проданы база отдыха в поселке Лисий Нос, недостроенный пионерский лагерь в Цвелодубово и корты на Каменном острове. Позднее уже новое руководство студии пыталась оспорить эти продажи в суде, но с разным успехом.

Впрочем, тревожит режиссеров не только ситуация с недвижимостью. Намерения Владимира Евтушенкова «финансово оздоровить» киностудию заставляют их предположить, что в будущем ставка будет сделана на развлекательные фильмы. Авторы письма и солидарные с ними деятели искусств уверены, что после слияния двух студий «Ленфильм» неизбежно начнет производить главным образом коммерчески успешную продукцию — просто в силу законов бизнеса, поскольку авторское кино и серьезные картины не могут пользоваться успехом у массового зрителя. И эти опасения тоже имеют основания.

По данным независимой исследовательской компании Movie Research, за первое полугодие 2011 года посещаемость кинотеатров снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 4,9%. Причем спад произошел в сегменте отечественных лент — доля их зрителей снизилась на 29%. В десятку лидеров российского кинопроката вошли исключительно комедии и развлекательные фильмы, наибольшее число зрителей собрали ленты «Выкрутасы», «Служебный роман. Наше время» и «Самый лучший фильм З-ДЭ».

Общественный совет «Ленфильма» же вообще потеряет возможность хоть как-то влиять на политику объединения, боятся режиссеры. «Ленфильм» оценивают по балансовой стоимости — 25% +1 акция в новом предприятии, - отмечает Сигле. - То есть доля государства будет минимальна. Мы считаем, что наша студия стоит больше, но если государство оценило ее всего в 105 миллионов, то, может быть, дать трудовому коллективу возможность выкупить ее? Мы найдем эти деньги и оставим наш дом нам». «Наша задача — сохранить «Ленфильм» на его историческом месте и дать возможность работать большим мастерам, снимающим большое кино, - добавляет он. - Наше письмо — это просто акт отчаяния, мы хотим знать, что будет с нами» - заключает Сигле.

Любопытно, что о будущем «Ленфильма» не осведомлены даже в ведомстве, которое должно быть напрямую заинтересовано в судьбе киностудии. «Пока никаких решений нет, - пояснил «Фонтанке» источник в министерстве культуры. - Вот письмо есть, на него должны будут ответить, тогда, может быть, что-то и узнаем».

Кира Обухова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях