Самый грандиозный таможенный скандал последних лет, когда два петербургских бизнесмена обвинялись в контрабанде стали общей стоимостью в 1 миллиард долларов, закончился пшиком. Последнее в рамках этой истории уголовное преследование главы ООО «Балтийские стали» Александра Остапенко и его партнера Геннадия Шелякина прекращено, а в казну не вернулось ни копейки.
Как миллиард превратился в миллион
Это уголовное дело фактически было флагом российских правоохранительных органов в борьбе с контрабандой в середине прошлого десятилетия. Суть его сводилась к следующему: бизнесмены, по версии следствия, получили лицензию на вывоз из России металлолома с целью его переработки за границей и дальнейшего ввоза в страну полученного после переработки проката. Александра Остапенко и Геннадия Шелякина обвинили в том, что вывезенный из России лом они продали одним иностранным компаниям, а ввезённый стальной прокат купили у других, нарушив тем самым условия соответствующего таможенного режима.
Коммерсантам инкриминировали «контрабанду, совершённую организованной группой» (часть 4-я статьи 188 УК РФ). Силовики заявляли тогда о пресечении незаконной внешнеэкономической деятельности общей стоимостью в 1 миллиард долларов, было возбуждено более десятка уголовных дел, которые на разных этапах объединялись в одно производство и выделялись в отдельные.
Одним из таких уголовных дел было резонансное уголовное дело в отношении бывшего начальника Санкт-Петербургской таможни Ивана Мушкета, которое закончилось оглушительным позором правоохранительных органов — экс-таможенника полностью оправдали в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.
Уголовное преследование Остапенко и Шелякина фактически разделилось на два уголовных дела. Первое почти полностью развалилось в апреле 2009 года в Выборгском районном суде Петербурга. Суд признал бизнесменов виновными лишь в 1-м эпизоде из 4-х — в контрабанде металлов стоимостью в 1 миллион долларов. При этом потери бюджета суд оценил в 11 миллионов рублей. Геннадия Шелякина суд приговорил к 2-м годам колонии-поселения, Александра Остапенко — к штрафу. Оба были отпущены на свободу прямо в зале суда — к моменту вынесения приговора они провели около 2-х лет в следственных изоляторах.
А сейчас следователь следственной части Главного следственного управления питерского ГУВД Артюхова поставила окончательную точку в этой истории.
Просто ошиблись номером
Второе уголовное дело в отношении Шелякина и Остапенко на момент попадания в петербургское следствие от московских коллег состояло примерно из 1000 томов и также содержало в себе обвинение бизнесменов в «контрабанде, совершённой организованной группой», что грозит по УК РФ весьма суровым наказанием — до 12-ти лет лишения свободы.
Между тем, следователь ГСУ ГУВД Артюхова переквалифицировала действия бизнесменов с 4-й части 188-й статьи УК РФ на 1-ю часть, исключив «организованную группу» (по УК — 5 лет заключения), после чего прекратила их уголовное преследование в связи с истечением сроков давности.
Адвокат Евгений Тонков, защищавший в этом деле Александра Остапенко, заявил «Фонтанке»: «Будучи рациональными и давно живущими в России гражданами, обвиняемые с радостью согласились на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. После почти 6 лет арестов, залогов, подписок о невыезде, изъятых денег и замороженных активов желание добиваться оправдательного приговора в суде по уголовному делу с 1000-ю томами иссякло...»
Таким образом, пожалуй, самый резонансный контрабандный скандал последних лет закончился ничем, хотя формально оказавшиеся в центре него бизнесмены получили один обвинительный приговор и прекращение уголовного преследования по нереабилитирущим признакам. Только вот уголовные дела о контрабанде касаются экономических интересов государства, которые в данном случае представляются забытыми: заявлялось о контрабанде стоимостью в 1 миллиард долларов, а фактически государство не получило от Александра Остапенко и Геннадия Шелякина ни копейки — в соответствии с приговором Выборгского районного суда Петербурга от уплаты штрафа в 300 000 рублей Остапенко был освобожден из-за отбытого срока ареста на этапе предварительного следствия.
Кроме того, Александр Остапенко уже несколько месяцев не может получить более 60 000 долларов, которые в ходе уголовного преследования были у него арестованы на счете Сбербанка. Это, судя по всему, повлечёт дополнительную судебную тяжбу — правоохранительные органы запутались в номерах уголовных дел, в рамках одного из которых на сумму был наложен арест.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»