Давно растаявший снег не оставляет Смольный в покое и весной: из опубликованного сегодня ответа вице-губернатора Алексея Сергеева на депутатский запрос явствует, что всю зиму улицы города очищались от снега согласно правилам, которые были признаны прокуратурой не соответствующими законодательству еще в марте 2010 года. А бюджетные организации, несмотря на неразбериху с зонами ответственности, исправно получали миллиарды на эти работы.
Дело в том, что еще 27 марта 2010 года городская прокуратура вынесла губернатору Петербурга Валентине Матвиенко представление об устранении нарушений требований законодательства о благоустройстве. Как пишет в своем запросе депутат Законодательного собрания Алексей Ковалев, общий вердикт прокуратуры тогда был достаточно жестким: действующие в городе с 2007 года правила уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга не соответствуют законодательству. Однако за это время, судя по полученному им ответу от вице-губернатора Алексея Сергеева, радикального изменения ситуации не произошло, и всю зиму улицы убирались согласно все тем же правилам.
В настоящее время за уборку снега отвечают два основных комитета: жилищный комитет контролирует очистку от снега придомовой территории, а комитет по благоустройству – тротуаров и дорог. Правда, одновременно, судя по представлению прокуратуры, существует и определенная путаница в зонах ответственности, что «способствует нарушению прав граждан на охрану жизни и здоровья, а также дестабилизирует деятельность служб, предприятий и организаций Санкт-Петербурга при осуществлении работ по уборке на территории города».
Например, согласно действующим правилам, владельцы встроенных нежилых помещений, имеющих отдельный вход, то есть магазинов, парикмахерских и ресторанов, отвечают за уборку территории на расстоянии до пяти метров по всему периметру объекта. Одновременно с этим за эти участки отвечают и управляющие компании, обслуживающие дом, в котором находится магазин, хотя формально данные территории находятся в собственности города, а значит, и убирать их должны государственные организации за бюджетные деньги. Таким образом, как пишет Алексей Ковалев, ссылаясь на мнение прокуратуры, приняв такую норму, «городские власти устранились от исполнения собственной обязанности по уборке городской территории, выделяя при этом соответствующим исполнительным органам государственной власти бюджетное финансирование на эти работы».
Другое противоречие, найденное в прошлом году прокуратурой в правилах уборки, обеспечения чистоты и порядка, касается того, кто должен убирать территорию возле многоквартирных домов. Дело в том, что сейчас границы земельного участка дома в основном определяются по линии фундамента, то есть газоны возле дома, детские площадки и весь двор находятся в городской собственности. Формально это означает, что город, будучи собственником этих территорий, обязан чистить их от снега, однако, как указано в обращении Алексея Ковалева, Смольный все равно требует от жильцов уборки этих территорий, нарушая тем самым статью 210 Гражданского кодекса и статью 36 Жилищного.
По словам юриста Ассоциации ТСЖ Центрального района Светланы Морозовой, случаи, когда придомовая территория принадлежит собственникам квартир, единичны. Несмотря на это, обязанность по вывозу снега лежит на собственниках, которые должны платить за это деньги своим управляющим или обслуживающим компаниям. Чтобы как-то ликвидировать это противоречие, в прошлом году в Смольном было принято решение разделить все городские дворы между жилкомсервисами и выделять им на уборку снега субсидии.
При этом, как утверждает Светлана Морозова, ТСЖ напрямую эти деньги не получает, так что перед ними возникает два варианта – либо чистить от снега дворы, которые формально им не принадлежат, на собственные деньги, либо заключать договора субподряда с жилкомсервисами, и тогда работники этих контор за бюджетные средства почистят дворы от снега. Правда, по словам Светланы Морозовой, в итоге получается комбинация из двух вариантов: договоры субподряда заключаются, однако жилкомсервисы снег не вывозят, и поэтому ТСЖ вынуждены все равно убирать его за свой счет.
Несмотря на то, что прокуратура выявила путаницу в ответственности еще год назад, до сих пор данные противоречия не устранены. Как пишет в своем ответе депутату вице-губернатор Алексей Сергеев, в апреле 2010 года распоряжением одновременно жилищного комитета и комитета по благоустройству была создана совместная рабочая группа, которая и должна была подготовить конкретные предложения по изменению действующего законодательства.
По словам вице-губернатора, за год работы данная группа подготовила поправки в Правила, в которых прописано, кто и за что должен отвечать при уборке города, но пока они еще находятся на согласовании в соответствующих комитетах. Таким образом, весь год, несмотря на представление прокуратуры, государственные органы, которые руководствуются в своей работе данными Правилами, продолжали исправно получать бюджетные деньги.
Так, по словам Алексея Сергеева, в 2010 году из бюджета города на комплексную уборку дорог и тротуаров комитету по благоустройству было выделено 4,6 млрд рублей. Правда, это общая сумма, потраченная комитетом как на вывоз снега, так и на очистку города летом. При этом с учетом дополнительных субсидий, предусмотренных на ликвидацию последствий «аномальных снегопадов», общий размер субсидий составил 5,54 млрд рублей.
Правда, вице-губернатор города указывает лишь ту сумму, которую получил комитет по благоустройству. Чтобы понять, сколько всего в 2010 году получили городские коммунальщики, нужно к 5,54 млрд прибавить еще суммы, выделенные по линии жилищного комитета и районных администраций. Однако эти цифры в ответе Алексею Ковалеву не упоминаются.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"