Спустя четыре месяца после того, как жители 660 домов в Центральном районе заплатили по так называемой «13-й квитанции», их управляющая компания, ООО «Жилкомсервис № 3 Центрального района», должна будет вернуть им деньги: городской суд Петербурга подтвердил решение Смольнинского районного суда о признании перерасчета платы за отопление незаконным. Но прецедентным это решение не станет: добиваться возврата средств от других управляющих компаний придется все так же через суд. Да и в этом деле не поставлена точка — жилкомсервис вполне может оправдаться в Верховном суде.
При начислении «13-й квитанции» в декабре многие городские чиновники неоднократно подчеркивали, что данный перерасчет производится в соответствии с действующим законодательством. Однако городской суд Санкт-Петербурга решил иначе: 25 апреля здесь оставили в силе постановление Смольнинского районного суда о признании корректировки, произведенной ООО «Жилкомсервис № 3 Центрального района», противоправной.
Теперь, как говорят в комиссии по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которая подала данный иск в защиту неопределенного круга лиц, управляющая компания должна вернуть деньги тем жителям Центрального района (пока речь идет именно о нем), кто заплатил по «13-й квитанции» в декабре. Для этого, по словам руководителя юридической службы комиссии Екатерины Метелевой, им нужно подать в жилкомсервис заявления с соответствующим требованием, сославшись на решения, принятые сначала районным, а затем и городским судом. «В ближайшее время мы подготовим типовое заявление, чтобы гражданам было проще требовать вернуть деньги», – говорит Екатерина Метелева.
Если жилкомсервис будет исполнять решение суда, то сумма, которую житель ранее уплатил за «аномально холодную зиму», будет зачислена в квитанции в «плюс», и человек заплатит за коммунальные услуги меньше, нежели обычно. Как подчеркивают в комиссии, возврат средств должен быть произведен в течение 5 дней.
Если же месяц за месяцем будут приходить обычные квитанции без намека на возврат «13-й квитанции», то добиваться исполнения решения суда придется опять-таки через суд. «В данном случае достаточно просто подать иск и приложить к нему постановления судов по данному вопросу», – говорит Екатерина Метелева. Правда, она отмечает, что вернуть таким образом деньги, заплаченные по «13-й квитанции», могут только те, чей дом обслуживает ООО «Жилкомсервис № 3 Центрального района»: российская система права не является прецедентной.
Тем, кто отказался платить по «13-й квитанции», никаких заявлений писать не нужно: ООО «Жилкомсервис № 3 Центрального района» само должно перестать требовать с них эти деньги и пени, начисленные за несколько месяцев. Отметим также, что, по данным Екатерины Метелевой, полученным ею от жилкомсервиса в ходе судебного заседания, всего по «13-й квитанции» организацией было начислено порядка 600 тысяч рублей, так что даже если часть людей не платила за «аномально холодную зиму», то управляющей компании предстоит вернуть весьма кругленькую сумму. Всего этот жилкомсервис обслуживает порядка 660 домов.
Напомним, что Смольнинский районный суд признал «13-ю квитанцию» незаконной 10 марта: тогда, как уже рассказывала «Фонтанка», представители жилкомсервиса фактически признали, что производили корректировку чисто математическим способом. Дело в том, что, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, для домов, не оборудованных общими счетчиками на отопление, перерасчет производится после сравнения двух сумм – суммы, которую жильцы платят в течение года по нормативам, и суммы, которую выставляет энергетическая компания на основании реального расхода топлива. Если первая оказывается больше второй, то жителям должны вернуть деньги; если наоборот – то управляющая компания вправе начислить ту самую «13-ю квитанцию».
Однако, как признавались представители ООО «Жилкомсервис № 3 Центрального района» в Смольнинском суде, компания «ТГК-1», поставляющая тепло в этот район, не выставляет отдельных счетов на воду и отопление: с точки зрения энергетиков, все, что поступает в дом, является тепловой энергией. В результате при начислении «13-й квитанции» перед коммунальщиками возникла проблема - как отделить горячую воду от отопления. И тогда сотрудники жилкомсервиса поступили очень просто: они посмотрели, сколько жители платят за тепловую энергию по нормативам, а затем рассчитали пропорцию – сколько на каждую квартиру из этой суммы обычно приходится на отопление, а сколько – на горячую воду. А затем эту пропорцию экстраполировали на счета, выставленные ТГК-1. Однако сначала районный суд, а потом и городской признали все эти расчеты незаконными.
Кстати, помимо Центрального района решение о незаконности «13-й квитанции» было недавно принято и Фрунзенским районным судом – в отношении ООО «Жилкомсервис № 1 Фрунзенского района» , причем истцом в данном случае также является Комиссия по недвижимости Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Рассматривается иск и в отношении ООО «Жилкомсервис № 3 Фрунзенского района», но там, как выяснилось в ходе судебных заседаний, многие дома оборудованы общими счетчиками на тепловую энергию, а значит, методика начисления «13-й квитанции» более понятная и менее умозрительная, нежели в случае с ООО «Жилкомсервис № 3 Центрального района»: сколько в дом поступило, за столько и нужно заплатить.
За права конкретных жителей Фрунзенского района борется прокуратура района - она подала ряд исков в их защиту. Пока борьба идет с переменным успехом.
Андрей Захаров,
"Фонтанка.ру"