0

Выставки недели: 2-7 февраля

На этой неделе главное событие – эрмитажная выставка крупного итальянского художника Риккардо Ликаты и ряда его соотечественников, последователей знаменитого Лючио Фонтаны, резавшего полотна, чтобы заставить живопись взаимодействовать с пространством и движением. Для тех, кто предпочитает двухмерную цельность, – ретроспектива классика российской фотографии Бориса Михалевкина. А кому мало живописной трехмерности – неизвестная советская скульптура.

ПоделитьсяПоделиться
На этой неделе главное событие – эрмитажная выставка крупного итальянского художника Риккардо Ликаты и ряда его соотечественников, последователей знаменитого Лючио Фонтаны, резавшего полотна, чтобы заставить живопись взаимодействовать с пространством и движением. Для тех, кто предпочитает двухмерную цельность, – ретроспектива классика российской фотографии Бориса Михалевкина. А кому мало живописной трехмерности – неизвестная советская скульптура.

Фотографические миражи

Со 2 февраля в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме проходит выставка Арсения Блинова «Азийский дом». На десяти крупноформатных снимках выплывают из пустоты виды городов Средней Азии: мечети с просторными дворами, куполами и минаретами, узкие улицы, тени людей и автомобилей. С помощью химических и цифровых технологий художник добился эффекта частично засвеченной пленки, благодаря которому хочется всмотреться внимательнее в размытые изображения, будто это старые археологические фотографии утраченных памятников или случайно пойманные миражи. «Засвечено» всё второстепенное, все визуальные шумы, и осталась некая квинтэссенция азиатского мира, чужого и притягательного. Для сравнения в соседнем зале будут показывать другую метафизику – образы сталинской пропаганды. Виды Средней Азии выглядят особенно уместными в Музее Ахматовой: во время войны поэтесса несколько лет жила в Узбекистане.

ПоделитьсяПоделиться

ПоделитьсяПоделиться

Широко неизвестные
С 4 февраля в Строгановском дворце можно увидеть скульптуры Николая Кочукова и Ии Венковой, талантливых мастеров пластического искусства, работавших в Ленинграде-Петербурге во второй половине ХХ века. Работы в основном камерные, и в них сквозит невеселая жизнь скульптора в позднесоветскую эпоху: темы невнятные, материалы скромные, к тому же никакой возможности работать в городском пространстве. Если учитель Кочукова и Венковой в Академии художеств – Виктор Синайский – в 1920-е годы воплощал ленинский план монументальной пропаганды, в 30-е делал декоративную скульптуру для сталинских новостроек, то таланты его учеников, начавших работать в послевоенное время, были востребованы гораздо хуже. Две парковых скульптуры в Александровском парке у станции метро «Горьковская» – романтичная «Молодость» Кочукова и поглощенные своей нежностью, не замечающие ничего вокруг «Мать и сын» Венковой, – плюс кочуковская статуя Ломоносова в Ораниенбауме – самые известные работы авторов. Остальные «Знатные свинарки», «Колхозницы-животноводки», пионеры, балерины, студенты либо остались жить в мастерских, иногда выходя в свет на отчетных выставках городских художников, либо попали в музейные запасники, причем нередко как дары. Вот и эта выставка названа «Семейный дар», так как наряду с двумя десятками вещей из собрания Русского музея показаны произведения, подаренные Кочуковым и его дочерью.
Ия Венкова. "Мать и сын"
Ия Венкова. "Мать и сын"
ПоделитьсяПоделиться

Николай Кочуков. "Студентка"
Николай Кочуков. "Студентка"
ПоделитьсяПоделиться

Вскрытие показало
В Эрмитаже с 5 февраля показывают работы итальянских художников, вдохновлявшихся примером мастера дырявых холстов Лючио Фонтаны, который в 1947 году основал спациализм, направление в искусстве, объединяющее живопись и скульптуру в единое целое, – сегодня это назвали бы инсталляцией.
Лючио Фонтана. "Пространственная концепция"
Лючио Фонтана. "Пространственная концепция"
ПоделитьсяПоделиться

В числе 80 вещей, собранных под названием «Spazialismo», есть работы самого Фонтаны и еще десяти венецианцев, а центральная фигура выставки – Риккардо Ликата, живописец, гравер, мозаичист и скульптор, мастер абстрактного экспрессионизма. В прошлом году Ликата отметил 80-летие, он участвовал в сотнях выставок и десятках биеннале и очень известен на Западе. Его яркие, эффектные полотна нередко заполнены забавными письменами, похожими одновременно на древние пиктограммы, египетские иероглифы, скандинавские руны и детские рисунки фломастером, – это балансирование на грани информационности и чистой абстракции производит совершенно чарующее впечатление и, кстати, очень характерно для абстрактного экспрессионизма: кляксы и потеки Поллока тоже можно «читать».
Риккардо Ликата. "Без названия"
Риккардо Ликата. "Без названия"
ПоделитьсяПоделиться

Риккардо Ликата. "Средиземное море"
Риккардо Ликата. "Средиземное море"
ПоделитьсяПоделиться

Объективные ценности
«Росфото» подготовило большую ретроспективу к 80-летию одного из главных отечественных фотографов Бориса Михалевкина. Для выставки, которая откроется 5 февраля, сам автор выбрал из своего архива ряд малоизвестных снимков. Впрочем, какую бы сторону своего черно-белого искусства он ни показал, очевидна цельность его взгляда на мир – взгляда закоренелого шестидесятника, который умеет получать особое наслаждение от самых нехитрых вещей. Михалевкин снимает незаметное и неброское: молодоженов с горой мытых тарелок наутро после свадьбы, надутых трубачей, юных балерин у забора под присмотром улыбающейся бабки-репетитора, но одним щелчком затвора превращает обыденное в метафору. Для него чрезвычайно важны названия, глубокие и часто забавные: «Строптивица» – светловолосая девушка с упрямым личиком прислонилась к рассохшемуся срубу, «Высочанский рудник» – шахтеры пьют чай под портретом Владимира Высоцкого, вырезанным из газеты и прикрепленным прямо к скале, будто икона в христианских катакомбах, «Не винная» – бутылка из-под молока.
Борис Михалевкин. "Строптивица"
Борис Михалевкин. "Строптивица"
ПоделитьсяПоделиться

Название выставки «С "Лейкой" и ведром», отсылающее к знаменитому фотоувеличителю Михалевкина, сделанному из ведра, еще больше подчеркивает шестидесятническое пристрастие к вещам простым, рабоче-крестьянским, но освященным авторским прикосновением.
Ольга Лузина «Фонтанка.ру»
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»

Ия Венкова. "Мать и сын"
Ия Венкова. "Мать и сын"
Николай Кочуков. "Студентка"
Николай Кочуков. "Студентка"
Лючио Фонтана. "Пространственная концепция"
Лючио Фонтана. "Пространственная концепция"
Риккардо Ликата. "Без названия"
Риккардо Ликата. "Без названия"
Риккардо Ликата. "Средиземное море"
Риккардо Ликата. "Средиземное море"
Борис Михалевкин. "Строптивица"
Борис Михалевкин. "Строптивица"

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (0)

Пока нет ни одного комментария.Добавьте комментарий первым!добавить комментарий

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...