Реклама

Сейчас

+16˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+16˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 15

1 м/с, зап

767мм

52%

Подробнее

Пробки

2/10

Реклама

Выставки недели: 2-7 февраля

909
ПоделитьсяПоделиться

На этой неделе главное событие – эрмитажная выставка крупного итальянского художника Риккардо Ликаты и ряда его соотечественников, последователей знаменитого Лючио Фонтаны, резавшего полотна, чтобы заставить живопись взаимодействовать с пространством и движением. Для тех, кто предпочитает двухмерную цельность, – ретроспектива классика российской фотографии Бориса Михалевкина. А кому мало живописной трехмерности – неизвестная советская скульптура.

На этой неделе главное событие – эрмитажная выставка крупного итальянского художника Риккардо Ликаты и ряда его соотечественников, последователей знаменитого Лючио Фонтаны, резавшего полотна, чтобы заставить живопись взаимодействовать с пространством и движением. Для тех, кто предпочитает двухмерную цельность, – ретроспектива классика российской фотографии Бориса Михалевкина. А кому мало живописной трехмерности – неизвестная советская скульптура.

Фотографические миражи

Со 2 февраля в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме проходит выставка Арсения Блинова «Азийский дом». На десяти крупноформатных снимках выплывают из пустоты виды городов Средней Азии: мечети с просторными дворами, куполами и минаретами, узкие улицы, тени людей и автомобилей. С помощью химических и цифровых технологий художник добился эффекта частично засвеченной пленки, благодаря которому хочется всмотреться внимательнее в размытые изображения, будто это старые археологические фотографии утраченных памятников или случайно пойманные миражи. «Засвечено» всё второстепенное, все визуальные шумы, и осталась некая квинтэссенция азиатского мира, чужого и притягательного. Для сравнения в соседнем зале будут показывать другую метафизику – образы сталинской пропаганды. Виды Средней Азии выглядят особенно уместными в Музее Ахматовой: во время войны поэтесса несколько лет жила в Узбекистане.

ПоделитьсяПоделиться

ПоделитьсяПоделиться

Широко неизвестные
С 4 февраля в Строгановском дворце можно увидеть скульптуры Николая Кочукова и Ии Венковой, талантливых мастеров пластического искусства, работавших в Ленинграде-Петербурге во второй половине ХХ века. Работы в основном камерные, и в них сквозит невеселая жизнь скульптора в позднесоветскую эпоху: темы невнятные, материалы скромные, к тому же никакой возможности работать в городском пространстве. Если учитель Кочукова и Венковой в Академии художеств – Виктор Синайский – в 1920-е годы воплощал ленинский план монументальной пропаганды, в 30-е делал декоративную скульптуру для сталинских новостроек, то таланты его учеников, начавших работать в послевоенное время, были востребованы гораздо хуже. Две парковых скульптуры в Александровском парке у станции метро «Горьковская» – романтичная «Молодость» Кочукова и поглощенные своей нежностью, не замечающие ничего вокруг «Мать и сын» Венковой, – плюс кочуковская статуя Ломоносова в Ораниенбауме – самые известные работы авторов. Остальные «Знатные свинарки», «Колхозницы-животноводки», пионеры, балерины, студенты либо остались жить в мастерских, иногда выходя в свет на отчетных выставках городских художников, либо попали в музейные запасники, причем нередко как дары. Вот и эта выставка названа «Семейный дар», так как наряду с двумя десятками вещей из собрания Русского музея показаны произведения, подаренные Кочуковым и его дочерью.
ПоделитьсяПоделиться

ПоделитьсяПоделиться

Вскрытие показало
В Эрмитаже с 5 февраля показывают работы итальянских художников, вдохновлявшихся примером мастера дырявых холстов Лючио Фонтаны, который в 1947 году основал спациализм, направление в искусстве, объединяющее живопись и скульптуру в единое целое, – сегодня это назвали бы инсталляцией.
ПоделитьсяПоделиться

В числе 80 вещей, собранных под названием «Spazialismo», есть работы самого Фонтаны и еще десяти венецианцев, а центральная фигура выставки – Риккардо Ликата, живописец, гравер, мозаичист и скульптор, мастер абстрактного экспрессионизма. В прошлом году Ликата отметил 80-летие, он участвовал в сотнях выставок и десятках биеннале и очень известен на Западе. Его яркие, эффектные полотна нередко заполнены забавными письменами, похожими одновременно на древние пиктограммы, египетские иероглифы, скандинавские руны и детские рисунки фломастером, – это балансирование на грани информационности и чистой абстракции производит совершенно чарующее впечатление и, кстати, очень характерно для абстрактного экспрессионизма: кляксы и потеки Поллока тоже можно «читать».
ПоделитьсяПоделиться

ПоделитьсяПоделиться

Объективные ценности
«Росфото» подготовило большую ретроспективу к 80-летию одного из главных отечественных фотографов Бориса Михалевкина. Для выставки, которая откроется 5 февраля, сам автор выбрал из своего архива ряд малоизвестных снимков. Впрочем, какую бы сторону своего черно-белого искусства он ни показал, очевидна цельность его взгляда на мир – взгляда закоренелого шестидесятника, который умеет получать особое наслаждение от самых нехитрых вещей. Михалевкин снимает незаметное и неброское: молодоженов с горой мытых тарелок наутро после свадьбы, надутых трубачей, юных балерин у забора под присмотром улыбающейся бабки-репетитора, но одним щелчком затвора превращает обыденное в метафору. Для него чрезвычайно важны названия, глубокие и часто забавные: «Строптивица» – светловолосая девушка с упрямым личиком прислонилась к рассохшемуся срубу, «Высочанский рудник» – шахтеры пьют чай под портретом Владимира Высоцкого, вырезанным из газеты и прикрепленным прямо к скале, будто икона в христианских катакомбах, «Не винная» – бутылка из-под молока.
ПоделитьсяПоделиться

Название выставки «С "Лейкой" и ведром», отсылающее к знаменитому фотоувеличителю Михалевкина, сделанному из ведра, еще больше подчеркивает шестидесятническое пристрастие к вещам простым, рабоче-крестьянским, но освященным авторским прикосновением.
Ольга Лузина «Фонтанка.ру»
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close