Госдума собирается обсуждать проект закона «О противодействии реабилитации в новых независимых государствах на территории бывшего Союза ССР нацизма, нацистских преступников и их пособников». Поскольку «нацизм, во всех формах его проявления, есть преступление, посягающее на жизнь и свободу, честь и достоинство личности, мир и безопасность человечества», предлагается установить, что «деятельность Российской Федерации направлена на борьбу с деятельностью сторонников нацизма, реабилитацией нацизма, нацистских преступников и их пособников, а равно пресечение попыток распространения нацизма в любой форме». Что называется – кто бы спорил. Вот только изучение закона - а также изучение его обсуждения на «круглом столе» в Госдуме 21 апреля, - показывает, что закон этот, в лучшем случае бесполезен. А в худшем – вреден.
Какова цель закона? Как написано – противодействие оправданию преступлений нацизма и реабилитации нацизма, нацистских преступников и их пособников, борьба с проявлениями нацизма в любой форме, и наконец – «сохранение и противодействие осквернению памяти о понесенных в годы Великой Отечественной войны жертвах».
Вообще-то, за распространение любых материалов, которые оправдывают преступления нацизма, ответственность уже установлена законом «О противодействии экстремистской деятельности». А есть еще 282-я статья УК, и статья КоАП о запрете нацистской символики. И как у нас с той частью закона, которая относит к экстремистским материалам и труды лидеров НСДАП и фашистской партии Италии, и «публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство»? Число преступлений, совершаемых отечественными продолжателями идей национального или расового превосходства, растет, антисемитская и ксенофобская литература (включая указанные «труды») пребывает в свободной продаже (лишь редкие ее экземпляры попадают в список «экстремистских материалов»), органы правопорядка нередко проявляют удивительную снисходительность к фашистам… Зато в Москве Алексея Олесинова только что осудили, вменив ему в вину «создание группы лиц с целью противостояния интересам лиц, пропагандирующим деятельность фашизма». Надо ли это так понимать, что именно антифашизм, а вовсе не фашизм, по мнению прокуратуры, является в России наказуемым деянием? Это во-первых.
Во-вторых, формулировки закона таковы, что поневоле заставляют вспомнить о недоброй памяти пункте в советской анкете (сам заполнял в молодые годы) «были ли вы или ваши родственники во время войны на оккупированной территории?». Ибо вводят доселе невиданную правовую категорию: «пособников нацизма», под которыми понимается «лицо, добровольно или в результате мобилизации поступившее на службу в любые органы, организации, институты национал-социалистического режима Германии или сотрудничавшее с оккупационной администрацией на территории СССР».
Будем считать виновными всех, кто не только добровольно, но и в порядке мобилизации работал у немцев, даже если они служили не в полиции, а в гражданской администрации, не участвовали в карательных акциях, не выдавали подпольщиков и так далее? Может быть, по этой же логике, объявить пособниками (то есть, следуя уголовному праву, – соучастниками) сталинских преступлений всех, кто работал в сталинские времена в любых «органах, организациях или институтах»? Заметим: о сталинских преступлениях на «круглом столе» не прозвучало ни слова…
Впрочем, закон этот вовсе не направлен на «пособников», которых можно найти внутри нашей страны: те, кто реально встал на сторону оккупантов, давным-давно наказаны. Он имеет чисто внешнюю направленность – что и признавали участники думского обсуждения. Буквально несколько фраз в 70-страничной стенограмме – о том, что происходило и происходит у нас, а все остальное – о бывших республиках Союза: Украине и странах Балтии.
Тут тебе и заявления о том, что «в последние годы, после того как наши бывшие союзные республики стали независимыми самостоятельными государствами, к власти в некоторых из них пришли потомки или последователи нацистских преступников и их пособников». И что «без фашизации страны Украину в НАТО не втянуть» (видимо, страны НАТО по определению почитаются фашистскими? Почему же тогда Россия в прекрасных отношениях с Германией, Францией и Италией, а в Турции и Греции, входящих в НАТО, россияне так любят отдыхать?). И что «понадобилась "оранжевая революция", чтобы подтолкнуть Украину к нацизму». И что «был востребован Ющенко, сын пособника фашистов». И что Борис Немцов «до недавнего времени оказывал помощь различную Ющенко, то есть помощь этническим неофашистам (!)». И что - целый ряд деятелей занимаются «антисоветизмом», и что при этом «антисоветская деятельность трансформируется в антироссийскую деятельность». И тут же – заявления о том, что русский национализм – это не так и плохо: мол, «национализм имеет конструктивное, созидающее начало»…
Комментировать весь этот ура-патриотический бред – что называется, себе дороже. Но в нем попадаются и трезвые рассуждения. Например, о том, что «философ Ильин, торжественно перезахороненный в Донском монастыре при участии государственных структур РФ, попадает по этому проекту и под пособники, потому что он работал в структурах просвещения нацистской Германии, и под сторонники, потому что есть его статьи, где он поддерживает нацистскую идею». И что «может, как-то осторожнее сформулировать проекты, чтобы нас за эти двойные стандарты не схватили».
Действительно, попадает: Иван Ильин, которого цитировали Владимир Путин и другие видные деятели нынешней эпохи, был открытым сторонником нацизма, заявлял, что Гитлер «остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе», и что «несправедливое очернение и оклеветание национал-социалистического движения мешает верному пониманию, грешит против истины и вредит всему человечеству». Будем еще раз перезахоранивать? Впрочем, эти взгляды Ильина на круглом столе были мягко названы всего лишь «заблуждениями»…
Тем не менее, «схватить за двойные стандарты» после принятия этого закона ничего не стоит. Достаточно будет задать несколько простых вопросов.
Скажем, почему в законе говорится только о странах, когда-то входивших в СССР? Чтобы продолжать поддерживать прекрасные межгосударственные отношения с президентом Ирана Ажмадинежадом, который полностью подпадает под данное в законе определение «сторонника нацизма» в силу своих широко известных антисемитских взглядов, отрицания Холокоста (признанного одним из страшнейших нацистских преступлений) и призывов стереть Израиль с лица земли?
Надо ли так понимать, что любое упоминание о сталинских преступлениях, совершенных во время Второй мировой войны, - скажем, оккупации Прибалтики (и последовавших репрессиях и депортациях) или Катынском расстреле, - будет рассматриваться, как реабилитация нацизма?
Как быть с тем, что и президент Путин, и президент Медведев возлагали венки на могилу маршала Маннергейма – при том, что Финляндия входила в гитлеровскую коалицию, на ее территории находились лагеря наших военнопленных, а сам Маннергейм (к которому на его 75-летие прилетал поздравлять Гитлер) был, по логике обсуждаемого закона, и пособником, и сторонником нацизма?
Почему российский МИД гневно осуждает попытки прибалтийских стран приравнять советскую символику (в том числе, серп и молот) к фашистской – и при этом российское МВД считает фашистской символику запрещенных нацболов, где наличествует отнюдь не свастика, а именно серп и молот?
Почему, объявляя перенос Бронзового солдата на военное кладбище «пересмотром итогов Великой Отечественной войны» (!), и пылая праведным гневом при попытке демонтажа памятников Советской армии в сопредельных странах, российские власти безучастно взирают на то, как в их собственной стране памятники погибшим воинам уничтожаются, или на костях погибших реализуются «проекты века» (скажем, на местах ожесточенных боев при обороне Ленинграда ведется строительство «стратегических проектов» - «Балтийской жемчужины», «Пулково-3» и «Тойоты»)? Вот где поискать бы подлежащее по обсуждаемому закону наказанию «осквернение памяти о понесенных в годы Великой Отечественной войны жертвах»…
То, что в бывших советских республиках объявляют героями бывших нацистов – позорное явление. Вот только сперва надо искоренить нацизм в собственной стране и перестать сотрудничать с зарубежными нацистами – а уже затем требовать того же от других. Чтобы потом не жаловаться, что «схватили за двойные стандарты» - следует начать с себя.
Борис ВИШНЕВСКИЙ