В апреле 2008 года в Петербурге произошло громкое заказное убийство — в центре города был застрелен гендиректор охранного предприятия. Остроту ситуации прибавило то, что предполагаемый убийца был задержан буквально через 20 минут после выстрела. И вот дело уже в суде.
Городской суд Петербурга приступил к рассмотрению уголовного дела Александра Дружинина, которому прокуратура в числе прочих преступлений инкриминирует убийство генерального директора охранного предприятия «Каскад» Вадима Чечеля. Сам Дружинин на предварительном следствии заявил, что убийство бизнесмена ему якобы заказал бывший глава фракции ЛДПР в Законодательном собрании Петербурга, а ныне депутат Госдумы Денис Волчек. Однако эта версия опровергается как показаниями самого депутата, так и другими материалами дела.
Генеральный директор охранного предприятия «Каскад» 40-летний Вадим Чечель был застрелен утром 24 апреля 2008 года в центре Петербурга на улице Фурштатской. Тело мужчины с несколькими огнестрельными ранениями обнаружили прохожие. Информацию об убитом, находящемся в джипе «Ренджровер», и описание мужчины, который уходил от места преступления, оперативно сообщили двум сотрудникам ГИБДД, которые дежурили в этом районе. Благодаря бдительности горожан по горячим следам был задержан предполагаемый киллер - инспекторы пошли в указанном направлении и у дома 51 по улице Восстания схватили подозреваемого в убийстве Александра Дружинина. У него были изъяты два пистолета ПМ, один из них с глушителем.
На предварительном следствии задержанный рассказал, что убийство Чечеля якобы было заказано ему Денисом Волчеком, бывшим петербургским парламентарием от ЛДПР, а ныне депутатом Госдумы. За это преступление, по словам Дружинина, ему пообещали заплатить 30 тыс. долларов.
Услышав такое, оперативники настоятельно попросили задержанного рассказать о подробностях встречи с Волчеком — где и когда она произошла? Во что был одет депутат и т.д. Агрессивно настаивая на своих показаниях, Дружинин, тем не менее, стал путаться в деталях и уходить от конкретных вопросов. Тогда стало понятно, что все это чепуха. Допрошенный следствием Денис Волчек также опроверг эту информацию. Кроме этого, данные Дружинина перечеркиваются и другими материалами дела. В обвинительном заключении в качестве заказчика преступления фигурирует неустановленное лицо, которого между собой оперативники обозначают просто буквой К.
Помимо Дениса Волчека, в ходе расследования дела был допрошен ряд других влиятельных людей — представители власти и коммерсанты, в том числе и бизнесмен Владимир Кулибаба. Вопросы возникли даже к ныне задержанному Владимиру Сычу — на тот момент — начальнику питерского УБОПа. Нелепость заключалась в том, что именно Владимир Сыч вел разработку по нашумевшему делу «Барбалетты», в рамках которого ранее был арестован по обвинению в заказном убийстве Дружинин. И именно Сыч в первые часы прошлого задержания Дружинина работал с ним. Суд присяжных оправдал Дружинина, но осадок, судя по всему, остался. Со слов нашего источника, Дружинин следующим образом объяснил антилогику: мол, то была их общая оперативная игра, в рамках которой Сыч его сажал. В результате стало понятно, что и это оговор, такой же, как и в отношении Волчека. Сам Дружинин, по некоторым данным, пояснял, что ему заплатили не только за «работу», но и за показания на депутата. Когда все его доводы разбились о непреклонность оперативников, он избрал для себя глупейший, но железобетонный путь — стал настаивать на том, что с Чечелем у него произошел конфликт (из разряда разборок на дороге), за что тот и был убит.
Сестра Вадима Чечеля выдвигала еще одну версию: убийство брата могло быть связано с Марией Строгановой, на которой бизнесмен собирался жениться. В ее доме Чечель провел ночь накануне своей гибели. На предварительном следствии Строганова сообщила о том, что у нее были отношения с президентом олимпийского комитета Леонидом Тягачевым. Однако женщина не видит связи между своими отношениями с высокопоставленным чиновником и убийством Вадима Чечеля. По ее словам, Леонид Тягачев знал о ее намерении выйти замуж за петербургского бизнесмена и не собирался препятствовать этому.
Кроме этого, прокуратура считает, что Александр Дружинин принимал участие в конфликте в октябре 2003 года на автостоянке на улице Тельмана. Тогда, по версии следствия, инцидент возник из-за машины, которая была куплена оппонентами Дружинина у его друзей. Все разрешила стрельба. По версии следствия, Дружинин выстрелил из газового пистолета, переделанного под стрельбу боевыми патронами, в Валерия Сесина и Сергея Афанасенкова и ранил их. После этого пистолет заклинило, и Дружинин ударил им Юрия Грязона. Пистолет расклинило, и Грязон был смертельно ранен.
На процессе в городском суде Петербурга защита Александра Дружинина заявила ходатайство о прекращении уголовного дела по эпизоду с убийством генерального директора ООО «Балтийская корпорация» Эдуарда Цоя в 1996 году. Следствие считает, что к Дружинину и Якимову обратился Вчеслав Сериков с предложением убить Цоя за вознаграждение в 5 тыс. долларов. Поводом для заказа стал спор между Сериковым и Цоем из-за разделения прибыли от одной из сделок. По версии следствия, Дружинин и Якимов устроили засаду в доме на Камышовой улице, где проживал Цой. Дружинин блокировал один из двух лифтов, а Якимов караулил свою жертву у второго. Когда Цой на лифте поднялся на свой этаж, Якимов, как считает следствие, застрелил его.
Защита мотивировала свою просьбу тем, что срок уголовного преследования по данному делу (по пособничеству в преступлении) уже истек. Ни сам подсудимый, ни потерпевшие, ни представитель прокуратуры не возражали против удовлетворения этой просьбы защиты. Горсуд согласился с доводами адвоката и вынес постановление о прекращении данного уголовного дела.
Отметим, что в начале 2000-х годов Александр Дружинин оказался фигурантом громкого процесса по делу так называемой «ОПГ Серикова». Но был отпущен вместе с другими подсудимыми, включая Серикова, прямо в здании суда после оправдательного приговора. Тогда членов группы обвиняли в умышленных убийствах, покушении на убийства, совершенные с октября 1997 по август 1999 года. По делу проходили Вячеслав Сериков (главный менеджер Балтийской судомеханической компании), Александр Бураковский (помощник директора Балтийского судомеханического завода), Игорь Королевский (заместитель атамана Дубоссарского казачьего округа, проживавший в Гатчине) и Дружинин. Серикову вменялось создание банды для нападений на граждан, руководство ею и участие в ряде нападений. Группировка из числа указанных лиц была оснащена автоматическим огнестрельным оружием - пистолетами, пистолетами-пулеметами, в том числе с глушителями и пламегасителями. Сериков, Дружинин и Рубаковский были задержаны правоохранительными органами в феврале 2000 года, Королевский - в апреле, впоследствии все были арестованы. По мнению следствия, указанными лицами 11 ноября 1997 года было совершено убийство директора ЗАО «Барбалетта» Трофимова и его секретаря Яковлевой, а также покушение на убийство охранника, который стал свидетелем совершенного преступления. Сериков за убийство Трофимова и Яковлевой, согласно материалам следствия, передал непосредственным исполнителям 35 тысяч долларов. Кроме того, за денежное вознаграждение в 5 тысяч долларов он нанял киллеров, заказав убийство предпринимателя Иванова, которому сам Сериков должен был 40 тысяч долларов. (На Иванова 7 сентября 1998 года было совершено нападение. Предприниматель был ранен, но остался жив).
Напомним, что Игорь Трофимов и его секретарь Виктория Яковлева были убиты 11 ноября 1997 года. Они вышли с охранниками из офиса в доме № 8 по проспекту Маршала Говорова и сели в «Мицубиси Паджеро». Охранники сели в «Тойоту», готовясь сопровождать шефа домой. В этот момент к офису подлетел «ВАЗ-2109», из окна которого показалось дуло автомата. Буквально изрешетив иномарку с предпринимателем, преступники дали несколько коротких очередей по охраннику, бежавшему на помощь к Трофимову, и скрылись, бросив на месте преступления оружие. Игорь Трофимов и Виктория Яковлева скончались на месте, охранник был госпитализирован с тяжелыми ранениями. Как выяснилось, «Барбалетта» арендовала у БСМЗ три причала, и Игорь Трофимов, по материалам дела, платил «крыше» ежемесячно не менее $30-35 тыс. В конце концов предпринимателю это надоело. Выяснив через свою службу безопасности, что Петухов и Сериков, которые возглавляли «группу охраны», особым весом в криминальном мире не обладали, Трофимов решил отказаться от их услуг. Сотрудники его службы безопасности привлекли ранее судимых уроженцев Кавказа, которые на встрече заявили «петуховским», что вложили в «Барбалетту» 600 тысяч долларов и теперь хотят делать здесь бизнес, а им готовы предложить отступное в размере не более 200 тысяч. При этом кавказцы выдавали себя за чеченских «воров в законе» и требовали, чтобы за Петухова и Серикова поручился кто-то из признанных криминальных авторитетов. Эти двое на время были вынуждены скрыться из порта и вернулись туда уже после убийства Игоря Трофимова.
Во время следствия по делу об убийстве Вадима Чечеля Дружинин в беседах с оперативниками якобы вновь «взял» на себя «Барбалетту» и убийство, совершенное за пределами Петербурга - в Мурманске. Следствие по этому эпизоду продолжается, и обвинительное заключение по нему, скорее всего, «нагонит» героя нашего повествования уже в суде.
Алексей Михайлов,
Егор Иванов,
«Фонтанка.ру»