Подлинный корпус легендарного крейсера «Аврора» сейчас находится на военно-морской базе на берегу Финского залива и превращается в груду металлолома. Охотники за качественной сталью распиливают корпус на куски и увозят их за территорию базы. «Это происходит по чьему-то заказу», - уверены сторожа.
Подводная часть корпуса крейсера была собрана в Петербурге на судостроительном заводе «Новое Адмиралтейство» в 1897 году. Во второй половине 80-х годов ее отрезали и отвезли на военно-морскую базу «Ручьи», где она стала местной достопримечательностью на кладбище кораблей в Финском заливе.
Проблема заключается в том, что эти останки крейсера официально не являются ничьей собственностью и ни по каким документам нигде не проходят. Юридически их просто не существует, но при этом все знают, что корпус настоящей «Авроры» находится на военно-морской базе «Ручьи» примерно в 7-8 метрах от береговой линии. Зимой до этого места можно легко добраться по льду.
Боцман Леонид Олейник, который работает сторожем Морской инженерной службы, рассказал корреспонденту «Фонтанки» следующее: «Проход на нашу территорию разрешен всем, надо только предъявить документ, удостоверяющий личность. Я уже полгода работаю на этой должности и все это время происходят такие вещи. Я неоднократно обращался к руководству с жалобами на людей, которые проникают на территорию и распиливают крейсер по кускам. Вопрос сразу решался. Но такие ситуации все равно продолжали случаться. Причем я знаю людей, которые распиливали крейсер, они тоже работают у нас на базе. Мне кажется, они делают это по чьему-то заказу. Сегодня вообще приехали какие-то люди на машинах, распилили шлагбаум и сказали, что сейчас увезут части корпуса. Когда я попытался узнать, на каких основаниях они это собираются сделать, они начали меня оскорблять. Я записал их номера машин, снял на фотокамеру, как они распиливают и тут же сообщил об этом случае охранному предприятию порта и своему руководству. Может быть, эти люди уже вывезли то, что хотели, для этого специально разрешения не надо, хотя эти останки никому и не принадлежат. Скорее всего, руководство ничего не сможет сделать, это не их собственность. Но обидно, что такое происходит с нашим культурным наследием».
Руководство, как и предположил Леонид Олейник, не стало разбираться: «Я не собираюсь комментировать это, - заявил начальник 2001-ого ОМИ Константин Царьков. - Я только месяц назад заступил на должность и даже не видел еще этих останков, просто не было времени туда доехать. Мне сейчас надо решить более важные вопросы». На вопрос, «входит ли охрана корпуса «Авроры» в Вашу юрисдикцию», Царьков ответил: «Я не знаю. Не могу сейчас ответить на этот вопрос. Когда смогу, тоже не знаю».
Директор музея «Авроры» Лев Давидович Чернавин также отказался комментировать тот факт, что часть крейсера сейчас распиливают на берегу Финского залива на металлолом.
«Останки корпуса «Авроры» отлиты из корабельной стали, которая отличается высокой прочностью, - говорит координатор историко-культурного центра «Варяжский двор» Константин Шолмов. - Этот материал подходит для всего: от компьютеров до космических кораблей, от рыбного крючка до оружия. Конечно, со временем эта сталь разрушается и теряет свои свойства, тем более, если она находится постоянно в воде. Килограмм такой стали будет стоить примерно 20 рублей».
Валерия Петрова, "Фонтанка.ру"