Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Во дворце Алексея Александровича КГИОП отметил юбилей

Во дворце Алексея Александровича КГИОП отметил юбилей

667

Дворец великого князя Алексея Александровича, от вида которого еще совсем недавно у петербуржцев с жалостью сжималось сердце, скоро перестанут называть «забвению преданный дворец». Уже 25 декабря в нем зазвучит музыка. Именно этот объект КГИОП выбрал, чтобы отметить 90-летие.

Дворец великого князя Алексей Александровича, от вида которого еще совсем недавно у петербуржцев с жалостью сжималось сердце, скоро перестанут называть «забвению преданный дворец». Уже 25 декабря в нем зазвучит музыка. В четверг губернатор Валентина Матвиенко осматривала последние этапы реставрации. Еще не везде на стенах шелка, а на потолках люстры, но возрождение старинных интерьеров идет довольно быстро. Именно этот объект КГИОП выбрал сегодня для того, чтобы отметить собственное 90-летие.

Дворец великого князя Алексея Александровича Матвиенко посетила одним из первых после вступления в должность губернатора. Объезды главы города тогда еще воспринимались как новшество, а разносы подчиненных во время выездных совещаний — как сенсация.

В апреле 2004 года правительственная делегация ходила по запущенным залам, со стен которых торчали лохмотья обивки. Тогда выяснилось, что с начала 90-х годов зданием управляла московская кампания «МИА Модус Вивенди». Но за годы аренды дворец не только не восстанавливали, но и никак не использовали. Тогда Валентина Матвиенко дала указания связаться с генеральным директором фирмы, чтобы на следующей неделе он приехал лично к губернатору с заявлением об отказе от помещений.

После того, как дворец у компании с сомнительной репутацией отобрали, многие еще пытались претендовать на его использование. Но было принято решение разместить в особняке Дом музыки. Сегодня, осматривая здание, Валентина Матвиенко не смогла удержаться от воспоминаний, связанных с историей возрождения дворца. Об этом губернатор говорила по ходу осмотра десяти залов особняка и позже - на юбилее.

Сотрудников КГИОП поздравляли с 90-летием в Английском зале, где еще не завершены работы. Валентину Ивановну наградили первой. От всего коллектива КГИОП ей вручили почетную грамоту с занесением в личное дело «За большой вклад в развитие охраны памятников». Вера Дементьева долго перечисляла, сколько памятников Матвиенко удалось спасти еще со времен 80-х годов, выселив из помещений режимные, военные объекты, научные институты и другие организации, запустившие памятники до неузнаваемого состояния. В список попали: Михайловский, Строгановский, Шереметьевский, Гатчинский, Меншиковский дворцы, усадьба Державина и многие другие объекты. Валентине Матвиенко хоть все это и было приятно, но тем не менее, время от времени она делала характерные, едва заметные жесты в сторону Веры Дементьевой, ставя ладони «крест-накрест», тихо произнося «заканчивай», правда, с довольной улыбкой.

Чуть позже губернатор в ответ одарила КГИОП благодарственной грамотой и вспомнила, как действительно отвоевывала Строгановский дворец: «Для высвобождения нужно было предпринимать множество усилий. Каждый день. В Строгановском дворце располагался режимный объект. Я позвонила, сказала, что приеду. Мне же сказали, что меня не пустят — нужно разрешение Минобороны. Я приехала явочным порядком, сказала, чтобы немедленно открыли двери. Когда я увидела, что стены покрашены зеленой краской в пять слоев, поверх которых электрическая проводка, сказала: «Вы — преступники, вас не выселять, вас немедленно выгнать надо».

Другая история Валентины Матвиенко была о том, как не без усилий появился в городе музей Бенуа. Наследник был стар и болен и хотел оставить экспонаты, которые вошли бы в коллекцию музея: «Мы со Знаменовым нашли дом Бенуа в Петергофе, в котором царила жуткая картина — это была коммуналка с временными перегородками и туалетом посреди коридора, почти не огороженным. За 7 месяцев мы не только расселили дом, но и привели его в нормальное состояние. Без проекта, без документов, без денег. Мы говорили компаниям: «Мы вам обязательно заплатим, но у нас есть всего полгода». Когда помещение под музей было готово, наследник лежал уже на смертном одре. Знаменов поехал в Италию, и наследник подписал дарственную. Через месяц он умер. То, как мы перевозили наследие — отдельная детективная история».

И все было бы ничего, если бы в этом году не сотрясали Петербург архитектурные скандалы. Весь год активисты различных общественных организаций обвиняли губернатора в том, что она как раз-таки разрушает исторический центр, не восстанавливая исторические объекты, а снося здания, наполняя объекты «новоделом». «Живой город» даже составил список из сотни «утраченных и уничтоженных» объектов. Самый громкий скандал был связан со зданием биржи на Васильевском острове. Обсуждение этой проблемы и признание градостроительной ошибки потянуло за собой обсуждение всех остальных спорных объектов в Петербурге. Даже Градсовет признал: классическая панорама в Петербурге испорчена, красота уничтожена. И до сих пор при упоминании исторических памятников вспоминается будущая гостиница с бассейном на углу Невского и набережной реки Мойки, здания около Невского паласа и еще несколько нашумевших адресов.

На фоне этого возрождение дворца великого князя Алексея Александровича все же воспринимается как настоящий праздник. Реставрация проекта обошлась в 424 миллиона рублей, подлинные интерьеры там воссозданы почти на 90 процентов. И сегодня ни у кого не возникло сомнения, что Дом музыки откроют уже в конце декабря.

СПРАВКА:

Дворец великого князя Алексея Александровича был построен по проекту архитектора Максимилиана Месмахера в 1883–1885 годах. Автор был воспитанником петербургской Академии художеств. В отличие от других дворцов, принадлежащих императорской семье, это здание находилось в не самой оживленной части города, неподалеку от верфей. Алексей Александрович служил адмиралом российского флота, но, по свидетельству современников, его более интересовала личная жизнь, а не государственные дела. Дворец признан шедевром эклектики. Своей романтической круглой башенкой он напоминает средневековый французский замок.

Александра Медведева
Фонтанка.ру

1 из 6
Источник:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях