Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Особое мнение мнение Мускулы Петербурга

Мускулы Петербурга

267

Считается, что Петербург силен своей промышленностью, заманчивостью для иностранных инвесторов, притягательностью для туристов, а также, чтобы не забыть - культурностоличностью. Кто-то с этим согласен на все сто, кто-то скажет: поделим надвое. И почти никто не спросит: а что если он вообще силен не этим, а чем-то совсем другим?

Вот представьте себе, что вы имеете репутацию человека, который зарабатывает на жизнь в качестве грузчика в винном магазине, который одевается с элегантностью основателя дендизма мистера Браммела, и который лихо гоняет по городу, потому что американская тетя-миллионерша в любой момент готова подарить новую машину. А на самом деле вы честно трудитесь менеджером среднего звена. И носите то, что велит начальник - скучный костюм со стандартным фирменным галстуком. А на красный свет и в самом деле ездить не боитесь. Но не потому, что тетя – в Америке, а потому, что дядя – в ГИБДД.

Скажете: странно? Так не бывает? С простыми гражданами и точно не бывает. А с городами, особенно такими непростыми, как наш – запросто. Ведь города рекламирует начальство. А оно так доверчиво к ненадежной информации, и так любит видеть не то, что есть, а то, что ему хочется.

И в самом деле. Промышленностью ли силен наш город? Если бы в Петербурге промышленность была главной, то он был бы Екатеринбург. Или Челябинск. По продукции обрабатывающей промышленности мы сейчас на пятом – шестом месте в России, уступая Москве, Красноярскому краю, Свердловской и Московской областям, находясь примерно на уровне Челябинской области. Только в двух из этих субъектов Федерации жителей больше, чем в Петербурге – в Москве и Московской области. В трех остальных – меньше.

Наш город когда-то и в самом деле был промышленной столицей. Но давно. В эпоху первых пятилеток. Сегодняшний Петербург – просто один из крупных индустриальных центров, у которого доля промышленности в валовом продукте меньше одной пятой, и будет снижаться и дальше. Что, между прочим, и нормально для ХХI века.

С иностранными инвестициями дело обстоит менее нормально. Те 6 с хвостиком миллиардов долларов за прошлый год, которыми так гордятся в Смольном, это, во-первых, лишь одна двадцатая доля от всех пришедших в Россию иностранных инвестиций, а во-вторых, официальная статистика наша лукава: красоты ради засчитывает за иностранные инвестиции все кредиты, которые наши фирмы берут за границей.

Настоящими иностранными инвестициями следует считать лишь инвестиции прямые. В прошлом году в Россию пришло таковых 28 миллиардов долларов. Из них больше половины – в Москву, и лишь меньше одной тридцатой – к нам. А если совсем точно, то 2,8%. В Московскую область, экономическая мощь которой растет не по дням, а по часам, пришло, например, больше.

Иностранные инвестиции, даже и те, что у нас есть, вещь полезная в любом случае, но их роль в петербургском хозяйстве не особо велика. В этом - наше отличие от Москвы, где почти каждый третий рубль, вложенный в тамошнюю экономику, приходит из-за границы. Впрочем, у нас свои козыри. Почти каждый третий рубль, вложенный в петербургскую экономику, приходит из федеральной казны. Рядом с этим потоком иностранные инвестиции – как Малая Невка рядом с Большой Невой.

Является ли нашим козырем культурность? После всех архитектурных и смежных с ними скандалов декламации на темы «культурной столицы» слегка поутихли. И правильно. Славное культурное прошлое не делает столицей. Уродливые хибары вокруг Александровской колонны – так называемый каток – это не просто нелепость, учиненная ради наживы. Он с головой выдал глубочайшую провинциальность сегодняшнего петербургского стиля.

Понятно, что по количественным параметрам Москва и должна быть впереди – по числу человекопосещений театров, масштабам теле- и кинопроизводства, оборотам арт-рынка. Но она уверенно обходит нас и на качественном уровне. Кто-нибудь может сказать, что такое выдающееся подарила человечеству наша городская культура в XXI веке? Какие появились новые имена? Какие открытия? Какие сенсации? Сколько возведено новых уникальных построек на зависть бесталанным соседям?

Кстати, о соседях. Молодцы - западные пиарщики, которые некогда придумали слоганы, отображающие предстоящий расцвет в Петербурге иностранного туризма (через пять лет пятое место в Европе при пяти миллионах приезжих). Это напоминает североамериканскую шутку: Мексика – страна будущего и всегда ею будет. Так и Петербург – будущий мощный центр иностранного туризма и всегда им будет. Через пять лет, считая от любого дня на усмотрение начальства. Но не сегодня.

Число иностранных туристов не растет или почти не растет. Дороговизна, непривычные стандарты жизни и сервиса, мало развлечений. Россия – вообще не страна массового въездного туризма, за прошлый год было меньше 5 миллионов гостей. Та половина из них, которая побывала в Петербурге, не может быть экономическим фактором первого ранга для такого гигантского города, как наш.

Даже если оставить за скобками такие туристические столицы Европы как Париж, Лондон и Рим, то более близкие к нам и гораздо меньшие, чем Петербург, по размеру, восточноевропейские города (Краков, Прага, даже Рига с Таллином) принимают сравнимое с нами количество иностранных гостей и получают на одного жителя гораздо больше доходов.

Занятно, что, рекламируя стагнирующий иностранный туризм, у нас почти не замечают бурно растущий туризм внутрироссийский, хотя деньги, оставляемые в городе гостями из Норильска или Мурманска, ничем не хуже денег, оставляемых гостями из Токио или Хельсинки. Но это так, лирическое отступление по поводу того, что низкопоклонство и спесь прекрасно уживаются друг с другом.

Так что же сказать обо всех вышеназванных столпах петербургской жизни? Да только то, что столпы-то они, конечно, столпы, но не главные.

А главные? Их несколько.

Во-первых, торговля и услуги. Оптовая и розничная торговля, вместе взятые – это четверть с лишним нашего городского валового продукта, больше любого другого сектора.

Сектор услуг, в том числе и самых современных, очень быстро растет, хотя им не гордятся и, кажется, просто мало его знают и замечают. Что и к лучшему, впрочем. То, что попадается на глаза начальству и делается объектом его попечения, как-то застывает обычно.

Петербургская портовая система – ворота на Запад. В город приходит 11% всего российского импорта. В том числе и поэтому Петербург – второй в России после Москвы с Подмосковьем центр розничной торговли. Половина продаваемых в городе предметов длительного пользования покупается приезжими.

Помимо этих объективных успехов, ничуть не меньше весят успехи, деликатно выражаясь, субъективные. А именно – прямые и непрямые федеральные вливания. Благодаря им, доходы городского бюджета (на одного жителя) на сегодня уже только в полтора раза меньше, чем бюджетные доходы богатой Москвы. Инвестиции в петербургскую экономику (на одного жителя) в прошлом году и вовсе сравнялись с московскими. А расходы на строительство (опять же на душу) даже и заметно выше, чем в Москве.

Вы спросите: а как насчет отдачи? Грандиозен ли выигрыш рядового петербуржца от этих грандиозных вливаний? Хорошие вопросы. Но ответы на них – это уже совсем другая история.

Сергей Шелин,
специально для "Фонтанки.ру"

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
ДРУГИЕ СТАТЬИ АВТОРА
Цены, вперед!
25 сентября 2010, 11:47
Кто выигрывает XXI век?
12 сентября 2010, 17:05
Все статьи автора
Станьте автором колонки
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях