Генплан Петербурга переписали, и депутаты это приняли. Правда, за что конкретно парламентарии проголосовали, они сами не поняли: итоговый документ поступил в ЗакС всего за несколько дней до дня заседания. И изучить шесть томов на 2300 листах они так и не успели. Но изменить что-либо уже не смогут. В городском парламенте нашелся только один борец за чистоту планировки и строительства в городе. Им оказался депутат Алексей Ковалев. Единственный голосовавший «против» принятия документа намерен теперь обращаться в прокуратуру.
О том, что Генеральный план нужно изменять, говорили сразу после того, как он появился в декабре 2005-го года. Всего три года — и его изменили. Ранее провозглашенная конкретика по каждому садику и заводику сменилась обобщением. Новый документ обобщает функциональные зоны. Вместо 29 нынешних в Генплане останется 20. Но они будут крупнее существующих. Вице-губернатор Александр Вахмистров объясняет это тем, что в условиях интенсивного развития города излишняя детализация и конкретика просто мешает. Например, за последние годы точечная жилищная застройка сменилась комплексным освоением территории. Теперь на том месте, где, например, можно было бы построить исключительно пятиэтажки, можно будет возвести 9-этажный жилой дом. А там, где нельзя было водрузить химический завод, а только какое-нибудь менее вредное промышленное производство, теперь можно открывать предприятие любого класса вредности.
Так, две зоны коллективных садоводств (Ж1) и отдельно стоящих пригородных домиков (Ж2) теперь будут называться зоной 1ЖД. Четыре жилые зоны домов разной этажности (Ж4, Ж5, Ж6, Ж7) объединяются в единую зону среднеэтажной и многоэтажной застройки 3ЖД. Объединяются две сельскохозяйственные зоны, а зоны внутригородской акватории и акватории Финского залива, ныне разделенные, в новом варианте Генплана сливаются в единую внутригородскую акваторию.
Впрочем, большинство депутатов конкретные изменения интересовали не сильно. Отчасти потому, что они просто не успели их изучить. И все, что им оставалось, — рассматривать десяток плакатов с картами обновленного Генплана, повешенных с утра в ротонде Законодательного собрания.
Сам документ, видимо, надо было настолько срочно принять, что в городской парламент он направлялся даже не лично губернатором, а и.о. губернатора Виктором Лобко, за подписью которого на прошлой неделе законопроект и поступил в ЗакС. И если изменения одной строчки законопроекта «О зеленых насаждениях» Виктора Евтухова пропускали через все комиссии ЗакСа две недели, то Генплан решили утвердить в первом чтении спустя три дня после того, как он поступил в парламент. Вахмистров и спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов посчитали, что изучать в законопроекте депутатам в принципе нечего, мол, и так во всех районах прошло обсуждение на общественных слушаниях, и так 1300 поправок внесли и еще по замечаниям граждан больше 300 добавили, и так все обсудили на комиссиях в Смольном.
То есть нечего там больше изучать и корректировать - принимать надо, а то проекты городские «висят». Пока Генплан не изменят, строительство ни жилья, ни каких-либо других спроектированных объектов не начать. Вахмистров даже объяснил, почему новый вариант Генплана не проходил государственную экспертизу в федеральных органах власти. По его словам, это не требуется, так как изменения не затрагивают границы водных территорий, лесов и объектов культурного значения. И вообще представленный документ — это не изменения в Генплане, а актуализация нынешнего действующего документа. Потому что корректировать Генеральный план по законодательству можно только спустя 5 лет после его принятия. Вице-губернатор даже пообещал, что после этой актуализации к документу вернутся уж точно не ранее чем через пять лет.
У депутатов вопросы все же возникли. Больше всего у Алексея Ковалева. Он обнаружил такие положения в законопроекте об изменении Генплана, которые не проходили общественное обсуждение. И потребовал их исключить. Пригрозил обратиться в прокуратуру и даже в суд. Кстати, он не первый: на нынешний пока еще действующий Генплан в суд уже подавали. И даже дошли до Верховного суда. Но иск был отклонен. А жаловались заявители на то же самое: что в Генплане есть положения, которые не прошли общественное обсуждение, что не было проведено экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы и т.д.
В новом документе Алексей Ковалев обнаружил еще ряд положений, которые не выносились на общественное обсуждение. В частности, из документа решили просто взять и исключить приложения №15 с картой санитарно-защитных зон. А еще изменить функциональность 98 участков зеленых насаждений общего пользования, которые до этого категорически нельзя было застраивать, так как они относились к категории «Р2». Теперь они переводятся в зону «Р5». Разница между ними заключается в том, что «Р2» запрещает всякое строительство на этой территории, а статус «Р5», хотя по заявлению КГА и является «ужесточением», тем не менее, позволяет снять «охрану» с зеленых насаждений и допускает строительство. «Это разделительные полосы, это бульвары, которые никто трогать не будет», - говорил Вахмистров. Но Ковалев ему не поверил. Среди территорий, которые перепрофилированы из зоны Р2 в Р5, он обнаружил бульвары Большого проспекта Васильевского острова, на Менделеевской линии у Университета, на Клинской улице возле Технологического института, сады у Михайловского замка, сады «Нева» и «На Неве», рядом с будущим Орловским тоннелем, а также сад на углу Аллеи Поликарпова и улицы Котельникова, помимо этого буферную зону Юнтоловского заказника. Частично сокращается зонирование Полежаевского парка, Парка Авиаторов и сквера у Кикиных палат и многих других.
Что касается карты санитарно-защитных зон, то их исключение является прямым нарушением градостроительного кодекса РФ, не говоря о том, что это создаст условия массового нарушения экологических прав граждан.
Кроме этого Алексей Ковалев возмущался переносом трассы ЗСД вглубь территории намыва на 50 метров ближе к проектируемым жилым зданиям. По его словам, сложилась такая ситуация, когда в действующем Генплане ЗСД проходит по одному маршруту, по утвержденному проекту - трасса ближе к домам, а в новой редакции Генплана, принятой сегодня за основу, дорога располагается как раз в соответствии с проектом. То есть получается так, что проект расположения ЗСД был утвержден в соответствии не с действующим Генпланом, а с еще не принятым.
Больше всего Ковалева возмутило то, что новый вариант Генплана объединяет промышленные зоны. В действующем документе существуют две различные промзоны. В одной из них могут располагаться предприятия 4 и 5 классов вредности (достаточно низких, требующих санитарной зоны в 100 и 150 метров соответственно), а в другой — 1, 2 и 3 классов. В новой же редакции предлагается эти зоны объединить. Депутат Ковалев такой шаг считает «недальновидным», а слияние — опасным. Такое объединение может привести к тому, что, например, на той территории, где ранее по Генплану можно было бы открыть только хлебозавод или производство шоколадных конфет, теперь можно хоть табачную фабрику, хоть химкомбинат открывать, невзирая на располагающиеся неподалеку жилые массивы.
Объединение двух разных деловых зон тоже может привести к непредсказуемым последствиям. Сейчас в Генплане есть одна деловая зона, в которой могут находиться учреждения бюджетного сектора — культурные, сферы здравоохранения, науки и так далее, а другая прописывает наличие любого другого бизнеса. Теперь они будут объединены. Это может привести к тому, что после сноса, например, Боткинских бараков на Миргородской улице на их месте совсем не обязательно будет строить больницу или театр. А вполне возможно будет выставить территорию в исторической части города на конкурс под более прибыльный объект, например, бизнес-центр или гостиницу.
Отвечая на вопрос депутатов, Вахмистров также рассказал, почему исчезает жилая зона исторической застройки в центре Петербурга. Он это объяснил тем, что зачастую в исторической части города находится смешанная застройка и по нынешней редакции Генплана в этой зоне невозможно дополнительное размещение магазинов, театров, гостиниц. Если же в силу вступят поправки, это станет возможным. Что касается самой исторической застройки, то она защищается другими законами - заявил вице-губернатор.
«Ну вот, нельзя женщину поцеловать на площади, советами замучают», - высказался вице-спикер парламента Геннадий Озеров после бурного обсуждения документа. Но про поцелуи есть другое крылатое выражение: «Я тебя поцелую, потом. Если захочешь». Несмотря на возмущения парламентариев, «за» документ проголосовало 40 человек. «Воздержались» 9 коммунистов. «Против» выступил Ковалев. А ведь после утверждения документа за основу на сегодняшнем заседании депутаты не смогут вносить никакие изменения в его функциональную часть. Это может теперь делать только губернатор. Детальные слушания по Генплану должны пойти в ЗакСе 27 марта, только толку от них все равно уже немного.
Александра Медведева
Фонтанка.ру
Депутаты поспешили принять Генплан
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ