Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Особое мнение мнение Николай Викторович Медведев и Леонид Ильич Путин

Николай Викторович Медведев и Леонид Ильич Путин

494

Многим кажется, что проблема-2008 - тот единственный национальный проект, которым действительно занимались в Кремле, - наконец, отступила. Можно вздохнуть свободно, оправиться и покурить. Все встало на свои места: нынешний начальник страны выполняет свое обещание уйти и выдвигает на свое место молодого и толкового заместителя, а сам соглашается перейти на его место (отбросим юридические нюансы: кто сегодня важнее де-факто, премьер Зубков – или первый вице-премьер Медведев? То-то).

Занавес, бурные и продолжительные аплодисменты. Все встают.

Иллюзия, господа. Самообман. Все только начинается.

Последние два года Кремль и все так называемые «элиты» жили в состоянии невыносимого ужаса: что будет, когда Путин уйдет? Нет-нет, вариант с появлением на президентском посту «чужого», не из «системы», а тем паче оппозиционера, даже не обсуждался – от одной этой мысли там бы заранее повесились. Ужас вызывал вариант появления «своего», то есть из путинского окружения, но не от всех «равноудаленного». К кому-то – ближе, и этим в 2008-2012 годах будет хорошо. От кого-то – дальше, со всеми вытекающими из этого последствиями…

И вот – разрешилось! Политический пазл сложился в стройную картинку: Медведев – президент, Путин – премьер. Все довольны. Курс сохраняется, стабильность обеспечена, Россия продолжит вставать с колен, впереди неминуемое процветание. Ой ли?

Сперва – о процветании. Мало кто заметил, что аккурат в день торжественного возведения Медведева в наследные принцы Минэкономразвития призналось, что прогноз инфляции-2007 – полное фуфло. Планировали 8% - теперь обещают 12%. Разница – в полтора раза. И то не факт, что будет именно такая. А впереди – рост цен на газ, электричество, воду, бензин… Замечательные условия для процветания, не правда ли?

Справится ли с этим правительство Путина? Опять же, не факт: разве что-то предвещает, что оно будет сильнее, чем правительство Фрадкова-Зубкова? В него привлекут более грамотных министров? Вряд ли. А курс менять, как уже сказано, не моги – иначе за что боролись?

А теперь – внимание, вопрос: если экономика пойдет в разнос, кто будет виноват?

Все путинские годы нас приучали к конструкции «хороший царь – плохие бояре». Замечательный президент, дающий мудрые указания – и нерадивое правительство, которое не выполняет его поручений, которое работает не в полную силу и которое надо время от времени «перетрахивать» (как сказал бы батька Лукашенко), вызывать на ковер, драить с песочком, требовать немедленно выполнить и доложить…

И все это показывать народу в прямом эфире. Чтобы народ смотрел и радовался: ишь, как министров шпыняют! У нашего-то не забалуешь! Наш-то – он все видит, он за народ, он хочет, как лучше, а они ему палки в колеса вставляют… А теперь представьте все это в планируемой конфигурации-2008. Представили? Хорошо представили?

Вызывает, значит, президент Медведев к себе премьера Путина и объявляет ему строгача. Да от одной только мысли, что Медведев Путина куда-то вызывает, уже становится смешно. То есть, первому – страшно, а второму – смешно. А от мысли, что он его публично песочит на ковре, под прицелом телекамер – невыносимо смешно.

Кто такой в России, при ее нынешней Конституции, премьер? Очень простое определение: он всегда – «технический». Это человек, от которого не зависит ни внешняя, ни внутренняя политика. Это человек, которого президент вызывает в Кремль и сообщает о его добровольной отставке. Это человек, который де-юре, по Конституции, должен представлять президенту кандидатуры вице-премьеров и министров – но де-факто узнает о кадровых назначениях из выпусков теленовостей. Это человек, который де-юре не командует «силовыми» министрами, а де-факто – не командует никакими, потому что у нас командует только тот, кто может назначить или уволить. Это человек, от которого не зависит ни назначение губернаторов, ни подписание законов, ни представление судей высших судов, аудиторов Счетной палаты и Генпрокурора.

Вы хотите мне сказать, что президент Путин, привыкший за восемь лет к положению почти неограниченного монарха, согласится на такую роль – при том, что президентом будет человек, который в эти же восемь лет был в полной от него зависимости?

Вы хотите мне сказать, что именно для того, чтобы он занял эту роль, нужна была всероссийская истерика – с превращением выборов в «референдум», с сеансом массового гипноза в Лужниках, с заклинаниями о «судьбоносном выборе 2 декабря», с кликушеством о «национальном лидере», с «запутинцами» и «мишками», и с пророчествами национальной катастрофы, если «Единая Россия» не одержит сокрушительной победы?

Да эта задача решалась проще простого – понятно же, что большинство в новой Думе у «медведей» вместе с верными путинцами из «Справедливой России» и ЛДПР было бы при всех обстоятельствах. Кого хотели бы утвердить премьером – того и утвердили бы.

И что теперь? Премьер с его нынешними конституционными полномочиями (а Путин уже поклялся их не менять) – это не то место, которое должен занимать «национальный лидер», вокруг которого создана уже совершенно неприличная атмосфера массового пресмыкательства…

Если дела в стране пойдут так себе – кремлевские телеканалы и кремлевские политологи не смогут нам объяснять, что у нас теперь плохой президент и хорошее правительство. И не только потому, что всегда объясняли иначе. Ведь в этом случае только ленивый не спросит: а почему же такой замечательный премьер так недавно предложил такого плохого президента?

Да, скорее всего, они там надеются, что все будет хорошо. Но если все будет хорошо – рано или поздно кто-то объяснит президенту Медведеву, что главный в стране – он, а не его бывший начальник. Собственно, будучи юристом и умея читать Конституцию, он должен и сам это понять достаточно быстро. И начать применять свою абсолютную власть – в своих, а не в путинских интересах. И жестко поставить на место премьера Путина, если он попробует сопротивляться.

Если кто-то уповает, что чувство благодарности к бывшему начальнику, сделавшему его президентом, помешает ему так поступить, пусть скажет: много он видел тех, кто был навсегда благодарен тем, кто вывел их в люди?

Вряд ли всего этого не понимает сегодня Путин. И вряд ли он готов согласиться на вторую роль в системе, которую сам создал. И стать подчиненным своего бывшего подчиненного. Уж очень, - с точки зрения психологии, - неустойчивая получается конструкция.

Одно из двух: или все разговоры о сохранении баланса властей – это для отвода глаз, и после президентских выборов будут уверенно менять Конституцию, делая «главным» именно премьера, или президент Медведев - это не очень надолго, и вскоре нас ждут досрочные президентские выборы.

Все остальные варианты сегодня выглядят неестественными.

Впрочем, нет – есть один естественный шанс для нынешнего режима с его чисто советской ментальностью: восстановить 6-ю статью Конституции, сделав премьера главой «руководящей и направляющей». Ну кого, скажите на милость, году этак в 1975-м интересовало, что формальным главой Советского Союза на протяжении 12 лет (с 1965-го) был председатель президиума Верховного совета СССР Николай Викторович Подгорный, а вовсе не генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев? Правда, в 1977 году противоречие устранили: «наш дорогой Леонид Ильич» занял оба поста…

Борис Вишневский,
специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Станьте автором колонки
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях