Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финансы Принудительный выкуп акций в законе

Принудительный выкуп акций в законе

610
pics.autonews.ru

Конституционный Суд России признал законным принудительный выкуп акций у миноритарных акционеров, но они признаны слабой стороной, которую должно защищать государство. Однако никаких реальных мер для этого не предлагается. Исходя же из принятого определения можно предположить, что то ли реального контроля за выкупом не будет, то ли нельзя выкупать вообще.

Институт принудительного выкупа акций открытых акционерных обществ появился в 2006 году. Согласно принятому закону, владелец 95 процентов акций вправе, а иногда и обязан, принудительно выкупить акции других собственников. По мнению самих акционеров, обратившихся в Конституционный Суд России, спорная норма закона открыто нарушает конституционное право: «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Ведь акции выкупаются без суда частными корпорациями, нужды которых не имеют никакого отношения к государственным.

Многие миноритарии готовы были бы продать свои акции, но главный спорный вопрос – по какой цене. Закон определил несколько способов оценки стоимости акций. Для котируемых на фондовом рынке – средневзвешенная цена за последние шесть месяцев. Либо сумма, названная независимым оценщиком, отчет которого должен быть подтвержден саморегулируемой организацией оценщиков (СРО), внесенной в государственный реестр. Предусмотрен и контроль со стороны Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), и право недовольного ценой акционера обратиться в арбитражный суд.

Всех этих мер, по мнению самих миноритариев, недостаточно. Так, бывший совладелец ОАО «Сибирско-Уральская алюминиевая компания» Юрий Колодкин в заявлении в Конституционный Суд России указывает на неэффективность административного контроля: по его мнению, он сводится к формальной проверке соответствия требования о выкупе ценных бумаг закону. Даже выявив нарушение, ФСФР направляет соответствующей организации лишь предписание представить документы. Как таковую оценку стоимости акций государственные службы не проводят. Аналогичное заявление подал и лишенный своей собственности акционер ОАО «Манежная площадь» Шадеев.

Но Конституционный Суд России не усмотрел нарушений прав собственников в возможности принудительного выкупа. Спорные нормы закона «являются соразмерным ограничением прав миноритарных акционеров и не могут расцениваться как нарушающие Конституцию Российской Федерации, поскольку право, предоставленное ими преобладающему акционеру, обеспечивает не только его частный интерес, но одновременно и публичный интерес в развитии акционерного общества в целом», – заключил суд.

В то же время указывается, что право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии его реализации и обеспечение эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости. Поэтому «обиженные акционеры» получили от Конституционного Суда России ряд преференций. Так, в спорах, возникающих из-за выкупа акций, они признаны «экономически слабой и зависимой стороной». А потому на них не могут непропорционально и несправедливо перелагаться неблагоприятные имущественные последствия. В частности, арбитражным судам указано учитывать все обстоятельства, которые могут свидетельствовать о существенном нарушении требований законодательства или о злоупотреблении правами и тем самым влиять на установление справедливой цены за выкупаемые акции. Кроме того, ФСФР вправе вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях защиты прав инвесторов - физических лиц.

Но суд пришел к парадоксальному выводу. Констатировано, что до сих пор не создан единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков, с даты включения в который некоммерческая организация приобретает статус СРО. А, значит, таких организаций юридически не существует, то есть некому подтверждать отчеты оценщиков, без которых выкуп акций вообще невозможен.

Конфликты по поводу цены выкупаемых у простых граждан акций возникали неоднократно. Чаще всего они касались приватизированных государственных предприятий, акции которых достались тысячам бывших работников. Например, при образовании ОАО «Северо-Западный Телеком» (объединения «ПТС», «СПб ММТ» и «СПб Телеграф») якобы независимый оценщик, не имеющий даже лицензии, определил стоимость акций в несколько раз ниже той, по которой они продавались и покупались на фондовом рынке. Впоследствии аудиторская компания Artuhr Andersen (ныне прекратившая существование после громкого коррупционного скандала) подтвердила законность сделки, укрывшей всю полученную за год прибыль от распределения в пользу акционеров. Суд, в который обратились миноритарные акционеры, не захотел вникать в сложные понятия фондового рынка, бухгалтерского учета и другие экономические премудрости, доверившись заключению профессионального оценщика и признав формальное соблюдение предусмотренных законом процедур.

Совет директоров ОАО «Канонерский судоремонтный завод» вообще не стал нанимать оценщика, а сам определил рыночную стоимость своих акций. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти признал это незаконным. Но кассационная инстанция отменила такое решение, так как привлеченный судом эксперт определил идентичную цену выкупаемых акций.

Антон Одынец,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях