Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Финансы За утраченную стоимость заплатят страховщики

За утраченную стоимость заплатят страховщики

305

Верховный суд постановил, что страховщики поступают незаконно, отказывая автовладельцам в выплате по утрате товарной стоимости (УТС) автомобиля по ОСАГО. Теперь автовладелец может требовать со страховой компании деньги за то, что после аварии и восстановительного ремонта «железный конь» стал стоить дешевле. Фирмы не в восторге от решения, называют его популистским и намерены платить по УТС только через суд. Формально они правы: закон и правила ОСАГО пока остались прежними, но когда они будут изменены, страховщики никуда не денутся от дополнительных поборов.

Не секрет, что как бы хорошо ни отремонтировали машину после аварии, она теряет в цене. Скрыть факт ДТП невозможно: любой квалифицированный мастер в автосервисе определит примерный объем проведенных ранее ремонтных работ. Естественно, после аварии машина дешевеет, даже если она выглядит как новенькая и на ней новые детали.

Ранее страховщиков не волновала данная проблема - ни одна страховая компания добровольно не выплачивала УТС. Решения судов по этой проблеме отличались разнообразием, но Верховный суд закрыл данный вопрос. Более того, деньги по УТС должны выплачиваться, даже если автовладелец никогда не продаст своего «железного коня».

Опрошенные «Фонтанкой» страховщики недовольно морщатся перед возникшей перспективой, указывая на то, что их тарифные ставки не менялись с 2003 года. Кроме того, это решение может спровоцировать отмену нормы износа, которая действует в законе ОСАГО.

«ОСАГО позволяет привести транспортное средство в то состояние, в котором оно находилось до аварии, - комментирует Андрей Горяинов, руководитель отдела PR СЗ департамента "Ренессанс страхование". - Что касается утраты товарной стоимости, то она может возникнуть лишь при продаже автомобиля, естественно, если он будет продан. То есть, по сути – это упущенная выгода (которая не должна компенсироваться страхованием), а не прямой ущерб».

Андрей Горяинов отмечает, что размер УТС обычно невелик, в среднем, 5-10% от стоимости ремонта, зависит от конкретной модели машины и ее повреждений. Эта сумма будет включаться в действующий максимальный размер выплаты — 120 тысяч рублей на одну машину и 160 — на все безвинно пострадавшие автомобили при ДТП.

«На сегодня нет единой методики определения размера ущерба, - говорит Алексей Ковязин, начальник управления страхования автотранспорта СОАО "Регион". - Соответственно, нет и единой методики по определению утери товарной стоимости (УТС). Кроме того, этот ущерб не осязаем в достаточной мере. Что это, возможная потеря продавца, которая проявится в момент продажи автомобиля? Или что-то иное? На этот вопрос не дается ответа и непонятно, почему это должно покрываться страхованием».

Другой подарок автомобилистам преподнес президент России, подписав 4 ноября закон, трактующий возникающие противоречия по исковой давности в пользу автовладельцев. Теперь срок исковой давности по требованиям договора страхования риска ответственности (в том числе и ОСАГО) продлен до трех лет. Причем, новому порядку придана обратная сила.

Согласно действовавшей норме Гражданского кодекса РФ для таких споров был установлен двухлетний срок исковой давности. Тогда как обычный иск может быть предъявлен в течение трех лет. Это и угрожало автомобилистам, которым страховые компании периодически предъявляли иск в период между 2 и 3 годами после ДТП: когда ответственность страховщиков заканчивалась, а виновного в ДТП - сохранялась. На практике по России было несколько десятков подобных случаев.

Пока не ясна судьба уже принятых в пользу страховых компаний судебных решений. Изменение закона, даже когда он должен применяться к ранее возникшим правоотношениям, не является основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Если же решения еще не приняты или не вступили в силу, то суды должны отказать страховщикам в исках к автовладельцам.

В качестве примера:
Утрата товарной стоимости для отечественного автомобиля и иномарки (у обоих - замена крыла).
Отечественный (стоимость работ и детали около 4 тыс. руб.) - УТС менее 100 руб;
Merсedes (стоимость работ и детали около 45 тыс. руб.) – УТС около 700 руб.

ИСТОЧНИК - «Ренессанс Страхование».

Георгий Карчик,
Павел Нетупский.
Фонтанка.ру

Ранее по теме:
Срок ответственности страховщиков ОСАГО предлагают продлить
Оплати ОСАГО, но не спи спокойно
ОСАГО в «судебной переделке»: платит не виновник ДТП, а страховщик

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях