Когда мой старший сын закончил два курса института, обучаясь на коммерческой основе, я поняла, что мне пора ехать на заработки. Все внутренние семейные резервы были исчерпаны: денег не хватало. На семейном совете решили, что ехать надо именно мне, опыт работы за границей уже имелся, к тому же женщинам найти работу «за бугром» гораздо легче, а труд домохозяек всегда востребован.
Для начала я пошла в одну из фирм, обещающих приискать приличное местечко желающим трудоустроиться. Я решила поехать в Испанию. Заработки, обещали в фирме от 600 евро, язык можно выучить на месте, страна интересная, проблем с визами особых нет.
За мои деньги мне оформили визу, купили билет до Мадрида - на автобус, самый экономичный транспорт, а в руки дали письменную инструкцию, как вести себя в дороге, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Суть инструкции сводилась к тому, что я не должна распространяться об истинных целях поездки и никому не верить. А вот кое-что куда более важное и существенное в фирме «забыли» сказать. Например, о том, что три сотни евро придется отдать в качестве предоплаты за трудоустройство, до того, как найдется работа. К тому же в ожидании этого события надо было самой оплачивать гостиницу и еду.
До Мадрида добирались четыре дня, через Белоруссию. Путешествие, конечно, не для слабых духом, но посмотреть было что. Через ухоженную Германию и Австрию, по полям, городам и горам… Чем дальше на юг, тем окрестности и обочины становились все более грязными, природа все беднее, а люди – шумнее.
В Мадриде, городе пышном, роскошном, грязном и шумном, мне, можно сказать, повезло. Сразу нашлась работа на Канарах, где в семью с маленьким ребенком требовалась няня со знанием английского. Работа была совершенно такая же, как в Нью-Йорке, где я трудилась за несколько лет до того. Небольшой дом, который надо убирать ежедневно, присмотр за ребенком двух с половиной лет, стирка, минимум готовки. Правда, зарплата составляла всего 500 евро. Впрочем, для Испании это нормально.
Начала учить испанский. Скоро поняла, что одной практики мало, купила себе учебник за 20 евро, пошло легче. Но через три месяца, когда мне пришлось уехать снова в Мадрид, выяснилось, что я очень плохо говорю по-испански.
Мне было очень одиноко на Канарах, русских домработниц там почти нет, из соотечественников только моряки да туристы, и то не очень много, во всяком случае, в том районе города Санта Крус на острове Тенерифе, где довелось жить. Надо сказать, что там было очень жарко, в доме спасал только кондиционер, работающий иногда круглосуточно.
В общем, вскоре я улетела в Мадрид, на этот раз за свой счет, купив билет за 80 евро. И опять душная гостиница с комнатой без окон. Там я даже знакомых встретила – у церкви в очереди за бесплатной едой. Если б не эта кормежка, мне пришлось бы совсем худо. Но соотечественники, которых в Мадриде встретить не проблема, рассказали, где можно бесплатно позавтракать, пообедать и поужинать. В церквях, не всех, конечно, а некоторых, кормят всех, кто приходит, не спрашивая документов и имени. Здесь можно получать также бесплатную одежду, талоны на стрижку, проезд на транспорте. Можно узнать, как устроиться в приют на бесплатный ночлег, кто может помочь найти работу. Для этого работают церковные, общественные организации, государственные структуры, надо только их знать и хотя бы минимально объясняться по-испански.
Женщинам устроиться в Испании на работу легче, даже без официального разрешения. Их часто приглашают к престарелым синьорам, таким персональным опекуном – готовить, гулять, убирать дом, развлекать, сопровождать в церковь. Мужчинам гораздо сложнее. Они идут на стройку, но разнорабочим, без специальности, там трудно, жара, пыль, заработки низкие. Для экономии многие спят просто в парках, под кустиками. Там можно увидеть свернутые одеяла – места ночлега. Полиция беспокоит редко, а вот грабителей – из своих же рядов - опасаются куда больше, и поэтому по одному не бомжуют.
Неделя ожидания новой работы в Мадриде прошла нервно, так как деньги стремительно таяли.
Вскоре я отправилась на автобусе на юг Испании в Андалусию. На юге живут беднее, чем на севере, поэтому там легче устроиться в семью, хотя заработки невелики. В Малаге работала моя землячка, из Питера. Мы познакомились в гостинице в Мадриде, она меня опекала, поскольку приехала на месяц раньше и, как натура деятельная, многое успела узнать. Она и нашла мне работу в Малаге у одной бабули 89 лет. Потом я меняла работу еще несколько раз. И поняла несколько простых истин.
Главное, не стоит бояться жить в чужой стране. Соотечественников можно найти повсюду. В каждом городе Испании есть определенные места, где «тусуются» по национальному принципу. Найти их несложно. Конечно, наивно думать, что все они горят желанием вам помочь, но могут поделиться информацией, что-то подсказать. Когда кто-то находит себе новую работу или уезжает, то свое прежнее место обычно продает. В Малаге эта ставка – половина месячной зарплаты. Заплатить можно после первого заработка.
Устроившись на работу, спрячьте подальше ваши амбиции. Забудьте о своем высшем образовании и горах прочитанных книг. Вы приехали из бедной страны на заработки, значит, вас могут поучать даже тому, что вы давно знаете – как гладить белье, чистить картошку, мыть пол.
Испанцы – народ беспечный, незлобивый и незлопамятный. У них бывают очереди, но там вас не толкнут, не обидят. Испанцы далеко не трудоголики, и если вы будете работать больше, чем оговариваете заранее, то это не зачтется в вашу пользу. Вам, попросту говоря, сядут на голову, да еще будут считать не в своем уме. Поощрить за усердие и старательность им даже в голову не придет. Но выходные и праздничные дни для испанцев святы. Вас могут попросить поработать в выходной день, но за это заплатят, хотя и не по двойной ставке.
Воспитанность испанцы считают жеманством, совершенно необязательным в повседневной жизни. Слово «спасибо» очень редко звучит в бытовом обиходе, я от своей «доньи» слов благодарности никогда не слышала, а когда выразила недоумение по этому поводу, она просто изумилась. На улицах испанцы бросают мусор, где попало, рядом с урной, в упор ее не видя. При этом они абсолютно уверены, что чем больше всякого мусора на полу в кафе, тем более оно престижно – значит, сюда приходит много людей.
Посылая регулярные денежные переводы домой, за год я даже не смогла скопить на обратный билет Аэрофлота. У меня хватило денег только на самый дешевый чартерный рейс до Москвы, откуда до Питера пришлось добираться поездом.
Однако я очень довольна, что год прожила в Испании. Исполнилась детская мечта пожить у моря. Я побывала во множестве интересных мест, узнала страну так, как никогда не узнают и не почувствуют ее обычные туристы. Встретила там множество талантливых и интересных людей, своих соотечественников. Удивлялась их силе духа, жизнелюбию, открытости.
…Программу-минимум я выполнила. Сын получил диплом. Я побывала на Канарах, о чем прежде даже не мечтала, загорела, похудела. Но первые дни ловила себя на странном ощущении несоответствия: «там» мне никто не верил, что я с радостью возвращаюсь домой, а «тут» мне не верят, что я без сожаления покинула прекрасную и романтичную Испанию, что там частенько было плохо и некомфортно.
Мое испанское приключение завершилось больше двух лет назад. Сейчас кое-что изменилось. Конкуренция в сфере трудоустройства привела к тому, что появились фирмы, которые сопровождают и опекают своих клиенток на всем пути к заграничному месту работы, помогают советами, держат связь с ними и с оставшимися дома родственниками, организуют их визиты к уехавшим на заработки за кордон. Это, конечно, здорово. Но все же очень многое зависит от честного ответа себе на вопросы: зачем ты едешь, на какой срок, чем готов поступиться ради заработка, сколько денег хочешь заработать и на что. Сформулировав ответы, гораздо легче двигаться к желанной цели.
Татьяна Васильева,
специально для «Фонтанки.ру»
Испанская коррида: деньги против гордости
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ