Начало второго полугодия ознаменовалось сменой ценников на маршрутах коммерческого пассажирского транспорта. Три крупных коммерческих оператора Санкт-Петербурга, выигравшие в прошлом году конкурс на пассажирские перевозки - «Третий парк», «Питеравто» и «ПТК», подняли цену в среднем на 10%. Перевозчики утверждают, что подорожание вызвано ростом цены на бензин, которая даже превышает инфляцию, отчего им приходится работать чуть ли не в убыток.
В сложившейся ситуации комитет по транспорту лишь может развести руками. В соответствие с договорами, которые в начале 2006 года заключили частные перевозчики с ним, они имеют право изменять стоимость проезда на коммерческом маршруте не ранее срока, указанного в маршрутном задании (он истек в мае-июне 2006 года). На практике стоимость проезда на коммерческих маршрутных такси не изменялась почти полтора года, за исключением единичных маршрутов. Одной из причин, сдерживающих рост тарифов, стало достигнутое в 2006 году увеличение на 30% автобусов, обслуживающих социальные маршруты, стоимость проезда на которых регулируется правительством Петербурга, а это существенно сократило интервалы движения на основных пассажироемких направлениях. Но объективные обстоятельства – инфляция и сезонное снижение пассажиропотоков - стали причиной одномоментного увеличения стоимости проезда на ряде коммерческих маршрутов.
Очевидно, что за прошедшие с момента заключения договоров с маршрутными перевозчиками полтора года изменилась себестоимость перевозок. По данным органов государственной статистики, цены только на дизельное топливо выросли на 5-7%, индексы потребительских цен составили 7,4% в 2006 году, и 4,7% за первое полугодие 2007 года, произошло удорожание комплектующих частей для автобусов, а также повышение заработной платы во всех отраслях экономики города, включая транспортную. В силу указанных причин предприниматели вынуждены пойти на повышение оплаты проезда на маршрутах, обслуживание которых осуществляется по принципу полной самоокупаемости затрат. Стоимость на социальных маршрутах, а также цена билетов длительного пользования, осталась без изменений.
На сегодняшний день только в Петербурге закрыты два автобусных парка и 4 трамвайных. Ликвидированы филиалы «Пассажиравтотранса» в Колпино, Пушкине, Зеленогорске, Песочном и Кировске. «Ненужные» ГУПу площади автобусных парков взяли в аренду коммерческие перевозчики, благо вся инфраструктура для обслуживания транспорта там есть. Количество государственных автобусов неуклонно снижается, как и трамваев. Ежедневно в парках нашего города утилизируется несколько единиц подвижного состава, принадлежащего государству.
Напомним: начало 2007 года было ознаменовано тем, что выигравшие в конкурсе коммерческие перевозчики потребовали пересмотреть условия распределения бюджетных субсидий на обслуживание муниципальных маршрутов. В городе снято более 100 километров трамвайных путей, закрыты некоторые маршруты троллейбусов, а часть автобусных (около 30%) теперь обслуживаются частниками, на которых и легла нелёгкая задача пассажирских перевозок в городе. Отчасти именно этим и было вызвано повышение стоимости проезда на «социале» в феврале месяце, несмотря на то, что ещё в январе 2006 года при аналогичном повышении на 2 рубля городские власти просили потерпеть и обещали, что увеличение цен не будет в ближайшие два года. И вот, спустя полгода после роста оплаты на «социале» - повышение тарифа проезда на коммерческих маршрутах. Теперь стало ясно, кто рулит ситуаций на рынке пассажирских перевозок. И виной тому не нерадивость чиновников, а отсутствие нормальной законодательной базы, которая бы позволила комитету по транспорту жёстко регулировать положение дел.
Распределяет бюджетные деньги среди перевозчиков теперь новый ГУП «Организатор перевозок». Однако предприятие может регулировать выпуск на линию только муниципального общественного транспорта, но фактически не имеет никаких рычагов воздействия на коммерсантов. Равно как и не может проконтролировать их, поскольку в городе существует около 600 коммерческих маршрутов, на которых работает более 6000 машин.
Но на пути к благой цели улучшения качества обслуживания пассажиров стоит нынешнее руководство ГУПов. В частности, «Горэлектротранс» получает некую сумму на работу одного наряда трамвая или троллейбуса, устанавливает расписание этих видов транспорта. Водитель делает 4 рейса строго по графику, хотя мог бы больше, - от этого страдают пассажиры. Повлиять на сложившуюся ситуацию «Организатор перевозок» не в силах. В то же время конкуренты-коммерсанты имеют возможность выпускать на дублирующий маршрут большее количество подвижного состава, и каждый водитель заинтересован в большем количестве поездок. Новое поколение маршруток в Санкт-Петербурге уже оборудовано рациями, когда шоферы, связываясь друг с другом, корректируют интервал прямо на трассе, а ГЭТ работает по старинке.
В результате во многих районах города сложилась ситуация: в маршрутку садятся уже не столько потому, что быстрее (они тоже стоят в пробках), а потому что другого транспорта нет. Остро стоит вопрос перемещения горожан и одним лишь строительством новых магистралей её не решить. Городу, как воздух, необходима действенная законодательная база, а также ясная, чёткая, а главное выполнимая концепция «Реформы и развития городского общественного транспорта», основная роль в которой будет отведана самым экологичным и экономичным транспортным средствам. Первым проектом, который должен компенсировать нехватку кольцевой линии метро и в какой-то степени решить транспортную проблему многих спальных районов – это надземный экспресс.
Владимир Федоров,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Стоимость проезда в маршрутках повысилась
Смольный опять критикуют за транспортную реформу
Смольный обвинили в необоснованном повышении тарифов
Цена маршрута выросла законно
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ