Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Все офисы – под ударом

Все офисы – под ударом

569
фото сайта tehnologia.info

Верховный Суд России разъяснил вопросы привлечения к уголовной ответственности за приобретение, использование и продажу пиратской продукции. Покупка даже тысячи контрафактных дисков не сделает вас преступником, пока вы не будете дарить или раздавать купленные носители. Особые рекомендации касаются и руководителей организаций, в офисах которых обнаружили компьютеры с пиратским софтом.

В принятом 26 апреля постановлении пленума Верховного Суда России обобщается практика рассмотрения уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака. Главная цель – отделить преступников, использующих чужие произведения или товарные знаки с целью извлечения прибыли, от простых пользователей («Фонтанка» уже писала о спорных вопросах ).

Пираты судебного моря

Необходимым условием наступления уголовной ответственности за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров является совершение указанных деяний в целях сбыта. А, значит, покупка даже тысячи DVD в целях личного просмотра не будет караться по статье 146 Уголовного кодекса РФ .

Однако под сбытом Верховный Суд России подразумевает не только продажу, сдачу в прокат или мену (платное использование), но и безвозмездное предоставление нелицензированной копии другим лицам любым способом (в том числе дарения, бесплатного распространения в рекламных целях, размещения в сети Интернет). То есть если друг попросил вас купить в другом городе или на рынке диски, доверчивый покупатель совершит преступное деяние.

Правда, уголовное дело даже против продавца, взятого с поличным, можно будет возбудить, только если стоимость прав на изъятые (купленные, хранимые, перевезенные или проданные) произведения превысит 50 тысяч рублей. Для оценки контрафактных дисков рекомендовано исходить из розничной стоимости оригинальных (лицензионных) экземпляров произведений на момент совершения преступления, помноженной на количество таких дисков. В сумму включается также копии произведений, принадлежащих различным правообладателям. А значит, если, например, изъяты два десятка сборников с дюжиной фильмов на каждом, «пирату» могут вчинить нарушение авторских прав на 84 тысячи рублей (если считать цену лицензионного диска с одним фильмом за 350 рублей). При этом, согласно разъяснениям пленума ВС, наступление преступных последствий в виде фактического причинения ущерба правообладателю значения не имеет.

В то же время «апрельские тезисы» Верховного Суда России подводят черту под вопросом уголовной ответственности владельцев компьютеров. Сложно представить, сколько и каких нелицензионных программ надо поставить на домашний компьютер, чтобы их розничная цена превысила 50 тысяч рублей. Например, Microsoft Windows Vista (Home Basic Rus) с пакетом Office (2003 Professional) потянет максимум на 20 тысяч рублей.

Поносов: ты не прав?

Через два дня после публикации разъяснений Верховного Суда России Верещагинский районный суд приговорил директора средней школы села Сепычево Пермского края Александра Поносова к штрафу в размере 5 тысяч рублей за использование нелицензионного программного обеспечения Microsoft. Сумма нанесенного принадлежащей мультимиллиардеру Биллу Гейтсу корпорации оценили в 266 тысяч рублей (более 250 тысяч рублей считается особо крупным размером). Первоначально дело было прекращено в виду малозначительности, а сам подсудимый доказывал, что программное обеспечение на закупленные его школой компьютеры устанавливала фирма-поставщик.

Мотивировочная часть оглашенного 7 мая приговора пока не обнародована, но некоторые вопросы дела «школьного пирата» отражены в постановлении пленума Верховного Суда России. Например, констатируется, что уголовное дело может быть прекращено в отношении лица, впервые совершившего преступление, если оно примирилось с потерпевшими и загладило причиненный им вред, либо в связи с деятельным раскаянием. Представили Microsoft неоднократно официально заявляли, что претензий к директору сельской школы не имеют, а хотя бы частично «загладить причиненный вред» Александр Поносов мог просто удалив нелицензионный софт с компьютеров. Хотя и каяться в совершенных грехах он не спешил.

Верховный Суд России также напомнил, что преступление является умышленным, а, говоря об ответственности должностных лиц, в качестве примера приводит ситуацию, когда «руководитель предприятия любой формы собственности, поручающий своим подчиненным незаконно использовать авторские или смежные права». То есть обвиняемый должен осознавать, что совершает преступление (устанавливает пиратский софт или дает указание его использовать). А объективный суд обязан признать невиновным руководителя, который даст хотя бы малейший повод предполагать, что он был уверен в легальности программного обеспечения. Поэтому не исключено, что руководствуясь этими разъяснениями вышестоящий суд вновь отменит решение по делу Поносова, уже полностью оправдав директора сельской школы.

Меж тем, как пишет сегодняшний «Коммерсант», Минфин отказался выделить из федерального бюджета деньги на легализацию программного обеспечения в российских школах – около 2,9 млрд рублей до 2009 года. Такой механизм предполагала программа легализации ПО в школах, представленная Мининформсвязи в апреле. Таким образом, 1 сентября ученики вновь сядут за компьютеры с пиратскими версиями Windows, а уголовная ответственность ляжет на директоров школ.

Диск оставь, компьютер отдай

В то же время к коммерческим компаниям могут быть применены куда более жесткие санкции, чем штраф в 5000 рублей, которым в худшем случае отделается Александр Поносов. Любое нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода по статье 7.12 КоАП грозит не только штрафными санкциями (для организаций – до 40 тысяч рублей), но и конфискацией оборудования, используемых для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений, и иных орудий совершения правонарушения.

Страх административной, а не уголовной ответственности вынудил руководство компьютерных клубов (интернет-кафе и т.д.) быть более осмотрительными в использовании софта. Обнаружив нелицензионные программы, правоохранительные органы на законном основании изымали сами компьютеры, на которых были установлены пиратские копии. Такие же меры могут быть применены в отношении любых коммерческих организаций: цель их деятельности – извлечение прибыли, а контрафактные программы используются для достижения этой цели.

Павел Нетупский, специально для «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях