Неожиданные перемены произошли в субботу в Государственном Академическом театре оперы и балета имени Мусоргского (он же Михайловский). Новым гендиректором театра, вместо народного артиста Станислава Гаудасинского, стал миллиардер и руководитель группы фруктовых компаний JFC (той самой JFC, что готовит реконструкцию универмага «Фрунзенский») Владимир Кехман. Сам же Станислав Леонович, совмещавший посты директора театра и его худрука, оставил за собой только второй пост, согласившись на предложенное ему «понижение».
Разговоры о том, что в театре ожидаются серьезные кадровые перестановки, появились во второй половине апреля. Фамилия Владимира Кехмана в это время уже была на слуху - бизнесмен является главным фигурантом в скандале вокруг сноса Фрунзенского универмага.
Первые переговоры на тему кадровых перестановок состоялись 19 апреля. По некоторым сведениям, для инициаторов этой перестановки они оказались не так, чтобы очень успешными. Станислав Гаудасинский воспринял идею в штыки и развернул «боевые действия». Например, не пришел 4 мая на переговоры с главой Комитета по культуре Николаем Буровым (за что, по нашим данным, получит административное взыскание), а в субботу был намерен собрать в театре совещание коллектива. Однако, по сведениям «Фонтанки», в это же самое время и должна была решиться судьба театра. К середине дня стало известно, что совещания коллектива не будет. Устав театра с разделением должностей директора и худрука был переписан и утвержден заранее. К 16 часам о кадровых переменах заговорили уже как о свершившихся - после того, как состоялась встреча председателя Комитета по культуре Николая Бурова, Станислава Гаудасинского и Владимира Кехмана, на которой был достигнут компромисс.
Для Петербурга подобные кадровые перестановки – не прецедент. История с Михайловским театром напоминает инцидент в Петропавловской крепости, руководить которой был назначен менеджер и управленец Александр Калякин. Тогда Борис Аракчеев (бывший руководитель) устроил скандал на весь город, не пожелав остаться на «вторых ролях», и даже пытался подать иск в суд на свое «незаконное» увольнение. Но передумал. А теперь возглавляет музей истории религии (не подотчетный городским властям). Еще один пример прихода в культурное учреждение классического «управленца» - история с Ильей Черкасовым – бывшим генеральным директором «Зенита», уже более года руководящим петербургской Филармонией.
В ситуации с театром оперы и балета возникает закономерный вопрос: зачем все это Владимиру Кехману – человеку, состоявшемуся в бизнесе и далекому от культуры? Все-таки от театра оперы и балета, как, например, от глобального проекта с универмагом «Фрунзенский», прямой прибыли не получишь. Мы попытались прояснить этот вопрос у Владимира Абрамовича. Но он, к сожалению, рассказывать о мотивах своего стремления к прекрасному не захотел. В его окружении говорят о невероятном в наше время – мол, в жизни каждого человека случается момент, когда он задумывается о смысле жизни и том, что успел сделать для вечности. Для Кехмана якобы настал именно такой момент, и он решил «поднять» Михайловский театр – пятый императорский. По нашим данным, глава JFC готов привлекать в театр до 5 миллионов долларов в год прямых инвестиций и собирается подключить к руководству оперой и балетом такие фигуры как Любовь Казарновская и Фарух Рузиматов – это для него своеобразный социальный проект.
Впрочем, есть и другая версия – на 175-летие театра правительство Петербурга собирается выделить серьезные деньги, и хочет «поставить» на их распределение менеджера, которому может доверять. Этой версии, по нашим данным, придерживаются многие сотрудники театра, которые считают, что ничего «поднимать» в театре вовсе не надо. Впрочем, есть среди театралов и те, кто полагает: театр уже «зарос нафталином» и его нужно срочно реанимировать, а приход Кехмана может «взорвать» атмосферу, вдохнув в него новую жизнь.
Еще несколько дней назад все участники процесса кадровой перестановки делали вид, что ничего не происходит. Вице-губернатор Петербурга Сергей Тарасов, курирующий в правительстве города вопросы культуры и участвовавший в разрешении этой ситуации, заверил корреспондента «Фонтанки», что ничего фатального не произойдет: «Театр оперы и балета имени Мусоргского, один из императорских театров, не ждет никаких концептуальных изменений – этого просто не может быть. Но в преддверии 175-летия театра его менеджерские кадры нуждаются в усилении". "Станислав Гаудасинский останется на посту художественного руководителя театра, а вот кандидатура директора еще обсуждается. Фамилия Владимира Кехмана действительно называлась в качестве одного из вариантов, но он не единственный и никакого решения по этому вопросу пока нет», - заявил нам вице-губернатор Петербурга Сергей Тарасов несколько дней назад.
Председатель комитета по культуре Николай Буров в то же время ситуацию комментировать отказался, аргументировав это тем, что пока никаких решений не принято. Также несколько дней назад сам Станислав Гаудасинский заявил нам, что ожидает встречи с губернатором города Валентиной Матвиенко, только после которой он сам будет понимать сложившуюся ситуацию. По его словам, эта встреча должна была состояться 7 или 8 мая, когда Валентина Матвиенко вернется в город. Гаудасинский серьезно рассчитывал на этот разговор, так как, по его словам, такое решение, по его мнению, должно приниматься на самом высоком уровне.
Но, по всей видимости, теперь обсуждать ситуацию с главой города уже поздно. Власти сделали все, чтобы избежать повтора скандальной ситуации, которая случилась вокруг кадровых перестановок в Петропавловской крепости. Видимо поэтому решение, которое планировалось принять после возвращения главы города из отпуска, в долгий ящик откладывать не стали, чтобы кардинальными мерами опередить появление скандальных заявлений и ультиматумов. По данным "Фонтанки", представление Владимира Кехмана коллективу Михайловского театра состоится уже в понедельник, 7 мая.
Справка:
Станислав Леонович Гаудасинский. C 1980 г. — главный режиссер Ленинградского государственного академического Малого театра оперы и балета (ныне Санкт-Петербургский театр оперы и балета имени М.П.Мусоргского). Родился 4 марта 1937 года в Ивановской области. Работал в различных театрах страны, постановщик оперных спектаклей в России и за рубежом. Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. C 1997 года - художественный руководитель-директор. Народный артист России, лауреат Государственных премии России, профессор, заведующий кафедрой оперной режиссуры в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова. Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры. Лауреат премии "Золотой софит" за лучшую работу режиссера.
Кехман Владимир Абрамович, президент ЗАО «Группа Джей Эф Си». Родился в 1968 году в Самаре. После учебы в Самарском государственном педагогическом университете работал в должности заместителя генерального директора самарского «Росоптпродторга», руководил брокерской компанией «Град» (Самара), был вице-президентом компании «Олби-джаз» (Санкт-Петербург). Основатель бизнеса JFC и с 1996 г. руководитель группы компаний JFC. В компетенцию г-на Кехмана входит стратегическое управление группой. Все ключевые компании, входящие в холдинг JFC, подконтрольны Владимиру Кехману.
Михаил Гончаров,
Александра Медведева
Фонтанка.ру
Фруктовый король выйдет на сцену
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ