Вскоре производители программного обеспечения и их дилеры будут отмечать праздник: вступят в силу поправки к Уголовному кодексу РФ, усиливающие ответственность за продажу нелегальных дисков. Жесткость наказания – основной довод в пользу покупки лицензионного софта, используемого дилерами Microsoft и других компаний. Предложить покупателю качественный продукт они не считают нужным.
Многие отечественные производители на пиратов особенно не жалуются. Например, «Гарант», «КонсультантПлюс», «1С» продают не «бумажку с обещаниями», а качественный сервис. О надежности Windows сложено не мало анекдотов, а гарантийные обязательства Microsoft только подтверждают объективность народного творчества.
400 отдай, 5 получи
В фирменной коробке лицензионного продукта Microsoft Office XP Prof (цена по прайсу – 400 долларов) журналист «Фонтанки» нашел гарантийное обязательство, напечатанное на нескольких языках. В нем производитель ограничивал свою ответственность за ущерб компьютеру, информации и др. имуществу пользователя, который мог быть нанесен использованием легального программного комплекса. Срок гарантии – 6 месяцев (как нематериальный объект (программа) может изнашиваться, не разъяснялось). Но даже если пострадавшему от «надежной» программы пользователю и удастся доказать вину Microsoft, американская корпорация в гарантийном талоне ограничила свою ответственность пятью долларами США (!).
Отказываясь от ответственности, Билл Гейтс фактически признает, что сам не верит в безотказность продаваемой по высоким ценам программы. К тому же вряд ли кто-либо за 5 или даже 500 долларов будет судиться, пытаясь доказать, что именно Office виноват в уничтожении информации (расходы на адвокатов значительно превысят возможное возмещение). Зато в рекламных листовках проводимых Microsoft кампаний указывается: «Пиратские копии могут работать неустойчиво или же просто не устанавливаться. Ответственности за содержание пиратских дисков никто не несет».
Что же кроме такой «надежности» предлагается пользователям? Согласно обещаниям – техническую поддержку от производителя. Линии поддержки действительно есть. Журналист «Фонтанки», будучи пользователем легального Microsoft Office XP, попытался получить помощь. Консультант удостоверилась в легитимности используемого продукта, после чего поинтересовалась эксплуатируемой операционной системой: «У нас нет данных, какой Windows у Вас установлен. Поэтому Вы не могли легально установить Office и мы не будем оказывать услуги по его поддержке».
Дешевле заплатить
Совсем иная ситуация вокруг многих других программных продуктов. На лотках очень редко можно увидеть, например, пиратский бухгалтерский комплекс «1С». В Москве удалось обнаружить даже диск с «КонсультантПлюс» за 1000 рублей. Но особого ажиотажа вокруг покупки таких копий не наблюдается.
Во-первых, если честно, жалко было отдавать тысячу за «кота в мешке». Покупатель не защищен от приобретения пустого диска или системы годовой давности. Во-вторых, даже если на лотке оказалась свежая работоспособная база, то уже через месяц пользоваться ей будет действительно небезопасно. Ежемесячно только в одну из баз «КонсультантПлюс» включается (или редактируется) более 5 тысяч документов! В Налоговый кодекс РФ в течение года вносятся десятки поправок.
Аналогичная ситуация и с бухгалтерскими пакетами. Зачем ставить программу, а потом вручную каждый день переносить данные из неправильной формы платежки? А штраф за поданную по недействительной форме декларацию многократно превышает стоимость легального софта.
По стопам Поносова
Подобные стимулы покупки легального программного обеспечения Microsoft не считает нужным предлагать. Вместо этого его дистрибьюторы открывают «Штабы оперативного реагирования» и «Горячие линии по переходу на лицензионное программное обеспечение». Одна из главных новостей «антипиратского фронта»: «Пермский краевой суд отменил постановление суда по делу директора Сепычевской средней школы Александра Поносова …».
Грозит ли ужесточение наказания простым гражданам, использующим нелегальный Windows и Office у себе дома? Во-первых, уголовная ответственность предусматривается только за незаконное использование объектов авторского права, совершенное в крупном размере. Крупным считается ущерб правообладателю, размер которого превышает 50 тысяч рублей. На эту сумму можно поставить и Windows (OEM-поставка Vista Home Basic – 4 тысячи рублей), и Office (2003 Standard – 6 тысяч рублей) и многое другое.
Во-вторых, широко рекламируемые Microsoft поправки внесены в часть третью статьи 146 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает ответственность за незаконное использование объектов авторского права (в т.ч. приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта) при наличии отягчающих вину обстоятельств: в особо крупном размере (более чем на 250 тысяч рублей), или группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой, или с использованием своего служебного положения. Теоретически под эту статью попадает и директор школы или иной организации, и системный администратор.
Я не знал
По мнению члена Научно-консультативного совета Верховного суда России Геннадия Борзенкова, обязательным условием применения статьи 146 УК – прямой умысел нарушителя. То есть надо доказать, что лицо осознавало общественную опасность своих действий, предвидело возможность или неизбежность их наступления, а также желало того.
А откуда простой пользователь или директор знает, что на диске за 100 или 200 рублей содержится нелегальное программное обеспечение? Товар продается в магазине, на нем стоит какая-то голограмма, продавец выдает кассовый чек? И уж точно нельзя представить, что, устанавливая у себя дома Windows, петербургский школьник или студент желает нанести существенный вред мистеру Гейтсу. В крайнем случае можно говорить о косвенном умысле (лицо не желало опасных последствий, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично), что исключает применение к «пирату» уголовного наказания.
Антон Одынец, специально для «Фонтанки.ру»
Дубинка вместо сервиса
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ