Пять с половиной часов развлеклись зрители, ненароком зашедшие в День Дурака, 1 апреля, в БКЗ "Октябрьский". Допинг-концерт, как его обозвали организаторы, был полностью посвящен пятой годовщине со дня создания "Чаплин-Клуба". Его хозяева, артисты клоун-мим театра "Лицедеи" - коллектив, который считается самой интеллектуальной клоунской группой - решили показать свои лучшие и самые любимые зрителями номера.
В этот день почтить своим присутствие БКЗ решил и сам полпред по СЗФО Виктор Черкесов. Слухи о его возможном приезде распространились среди актеров зедолго до начала представления. Перед входом в концертный зал "расчистили" для его транспорта, а на ближайших к БКЗ улочках стояли сотрудники ДПС. Губернатор Владимир Яковлев, хорошо знакомый с Чаплинклубовцами, не приехал. Однако прислал письмо с поздравлениями с юбилеем.
Само представление началось традиционно, но от этого не менее захватывающе - со знаменитой "визитной карточки" "Лицедеев" - песенки "Блю канари...". Шутка ли, но этому номеру ни много, ни мало, а 18,5 лет. Ее автор, один из старожилов театра, Роберт Городецкий, в далеком 1983 году, достав из шкафа запылившуюся пластинку, просто решил ее прослушать. Номер родился сразу, через две минуты, когда клоун подошел к зеркалу и, посмотрев на свое отражение, сказал: "Городецкий - вы гений!". В тот же вечер были нарисованы костюмы. Тогда в номере участвовали Николай Терентьев и Валера Кефт, давно покинувшие труппу.
Атмосфера, царившая как и в зале, так и на сцене, отвечала традициям самого "Чаплин-Клуба", где во время представлений артисты частенько вовлекают в свои номера публику. Так что зал ничуть не удивился и даже не дрогнул, когда его попросили подняться, каждого зрителя повернуться на 90 градусов, потом нагнуться, поднять правую руку и ...поднять кресло. Проведение операции закончилось невинно: те зрители, чьи кресла были помечены крестиком, поднялись на сцену, где для них были приготовлены обычные столики. Избранные так и наблюдали за происходящим на сцене, находясь непосредственно на ней.
За кулисами же, как всегда царила "творческая атмосфера", в народе называемая полным бардаком. В тесных гримерках, буквально сидя на своих же гастрольных чемоданах, переодевались и впопыхах накладывали грим артисты. То и дело обнаруживалась нехватка костюмов, отсутствие перчаток, тут же уточнялось расписание и порядок выходов на сцену. Новоиспеченный Чарли Чаплин - Юрий Герцман - судорожно искал усы, надеясь из приклеить обычным ПДФ.
Неожиданным для всех стало появление Виктора Шендеровича. Общаясь с артистами, он делился своими воспоминаниями об Аркадии Райкине, тут же пародируя его манеру говорить: "Его вкрадчивого тихого голоса так боялись! Он мог подойти к артисту и спросить, какой монолог тот читает, а потом спокойно попросить отдать ему эту роль. Или, смотря комическое представление сидеть с каменным лицом и только тогда, когда зал уже лежал от смеха, сказать только одну фразу: "Смешно". О себе Виктор Шендерович рассказал: "Я не политик, не актер, не писатель. Я больше режиссер и драматург".
Юрий Гальцев, когда-то тоже начинавший с "Лицедеями", заметно больше надоедал зрителям, чем обитателям закулисья. Выйдя на публику, пародист так и не смог остановиться, пока не выдал весь свой репертуар. Пожарная машина, которую организаторы пригнали для следующего номера - "Бани" - перегрелась от ожидания и выплеснула на сцену всего одну струю пены, не сумев окатить первые ряды зрителей.
Отработав по полной программе и вздохнув с облегчением, артисты уже было собрались поехать в ресторан "Академия", куда их всех пригласили отпраздновать пятилетие клуба. Но автобус, который должен был всех отвезти, уехал гораздо раньше. Но и эта первоапрельская шутка не смогла омрачить обманутых "дураков".
Александра Медведева
Фонтанка.ру