Как сообщает ArtPiter.ru, 14 декабря в Русском музее (Корпус Бенуа) стартует грандиозный выставочный проект "Абстракция в России: XX век". Впервые в проекте Русского музея примут участие питерские галереи и выставочные залы - одновременно с выставкой в ГРМ на 23 площадках пройдут более 30 выставок абстрактного искусства. Столь впечатляющая масштабность абстрактного замысла потребовала мобилизации всех художников Петербурга, которые прямо или косвенно могли быть заподозрены в приверженности к абстрационизму или просто даже неуважении к реалистическому искусству. Самой популярной шуткой в художественной среде Петербурга стали слова: "Теперь все питерские художники стали абстракционистами".
Между тем, проект Русского музея и в самом деле обещает стать городским фестивалем абстрактного искусства. На одной лищь - главной - выставке в Русском музее будут представлены более двухсот произведений живописи и скульптуры из собрания музея, которые были созданы на протяжении всего XX века. В распространенный несколько месяцев назад список художников-абстракционистов вошли более 150 имен, и этот перечень не был окончательным.
Абстрактное искусство русского авангарда будет представлено работами К.Малевича, В.Кандинского, П.Филонова, М.Ларионова, А.Родченко, а также Л.Поповой, И.Пуни, М.Матюшина, Б. и М. Эндеров и др. Послевоенная абстракция 1950-1970-х годов будет представлена именами Владимира Стерлигова, Павла Кондратьева, Владимира Волкова, Владимира Жукова, Бориса Калаушина, Леонида Ткаченко, Александра Агабекова, а также представителей неофициального искусства: Евгения Михнова-Войтенко, Алексея Леонова, Леонида Борисова, Глеба Богомолова, В.Михайлова, В.Видермана и др. Новое поколение абстракционистов 1980-1990-х годов будет представлено работами Елены Губановой и Ивана Говоркова, Р.Шаламберидзе, Г.Григоряна, А.Гарева и других художников.
Питерские галереи, музеи и выставочные залы очень серьезно отнеслись к историческому призыву Евгении Петровой к сотрудничеству, которое прозвучало на встрече заместителя директора Государственного Русского музея с художественной общественностью Петербурга в мае 2001 г. 23 галереи в течение полутора месяцев выдадут на гора более 30 выставок обстракции. Откроет выставочный марафон абстракции 29 ноября галерея "Д-137". Ее эстафету продолжат: Галерея "НАИВ" (30.11), Бизнес-центр "Северная столица" (30.11), Navicula Artis и Музей нонконформистского искусства (01.12, 12.01), "Невограф" (03.12), "СПАС" (06.12, 24.12), Галерея Марины Гисич (06.12, 01.03), "Валенсия" (07.12), "НоМИ" (14.12), "Форум" (15.12), Музей Ахматовой (15.12), Митьки-Вхутемас (16.12), "Сельская жизнь" (16.12), Музей Фрейда (16.12), "На Обводном" (16.12), "Арт-гавань" (17.12), "Арт-коллегия" (17.12), "Гильдия мастеров" (17.12), "Борей" (18.12), Музей городской скульптуры (18.12), "Дельта" (18.12, 05.01, 19.01), IFA (18.12, 10.01).
Как сообщает портал «Музеи России», в галерее "Д137" с 30 ноября по 19 декабря пройдет выставка "Абстракция в России. ХХI век. Новейшие технологии" в рамках совместной с Государственным Русским Музеем акции "Абстракция в России. ХХ век". На выставке будут представлены: Сергей Сергеев (Санкт-Петербург) "Компьютерная живопись", Сергей Шутов (Москва) "Videofeedback" (Обратная связь). B XXI веке к традиционным технологиям создания произведений искусства прибавились новейшие: цифровые, компьютерные, электронные.
Ярким примером использования новейших технологий для создания абстрактных произведений являются работы Сергея Сергеева и Сергея Шутова, демонстрируемые в рамках проекта Государственного Русского Музея "Абстракция в России. ХХ век". В экспозиции Сергея Сергеева представлена компьютерная живопись, посвященная исследованию психологии палимпсеста. Палимпсесты - структуры, содержащие стертый (забытый, вытесненный) текст или образ, поверх которого написан иной, иногда с прежним, но чаще с другим содержанием, текст, лик или образ. Сквозь новый текст иногда проступает прежний. В широком смысле - наша память и наша культура имеет структуру палимпсеста (наслоения). Принцип палимпсеста распространяется на любую семиотическую систему, содержащую в своей основе универсальные образы. Сергеев Сергей воссоздает из бессознательного "линзы", которые, по сути, являются энграммами, то есть структурами запечатления памяти. Несмотря на то, что художник использует в работе компьютер, изображения создаются вручную. Последовательность процессов совпадает, художественный "текст" пишется с нуля, и любой его образ рукотворен - меняется лишь инструмент.
Абстрактные изображения Сергея Шутова Videofeedback имеют отношение к методике построения пространства, самоорганизации цвета и композиции, медитативной демонстрации жизни физических процессов, взаимоотношений электронов - не структурированных с антропоцентрических позиций и глубоко закономерных с точки зрения героев выставки, света и времени, единства противоположностей хаоса и космоса. Videofeedback - процесс, происходящий при записи видео камерой собственного монитора. Видео-камера получает свет от монитора и затем возвращает этот сигнал на монитор моментом позже. Задержка вызывает изменения видеоизображения, выдавая многократное видео-эхо. С камерой правильно нацеленной на свой монитор, используется оптический эффект зеркала. С помощью видеокамеры можно влиять на видеоизображение, регулируя параметры: масштаб, фокусировку, диафрагму (ирис) и др. Регулировка цвета и управление яркостью TV, также влияет на видео изображение. Возможна установка объектов между камерой и дисплеем монитора. Videofeedback - нелинейная двухмерная модель с высокой скоростью дублирования цикла (60 ѓц). Исследованиями Videofeedback как нелинейного, самоорганизующегося формирования структуры занимаются такие дисциплины как фрактальная геометрия, теория хаоса, бифуркации, проблемы времени и многие другие.
По материалам ArtPiter.ru