Сегодня в выпуске: "В лучшем случае могу дать в морду". Подробности из жизни и смерти криминального милиционера? Немецкие марки и российские аппетиты.
"В лучшем случае могу дать в морду".
Под таким заголовком «Коммерсант» в субботу на питерских страницах в материале Андрея Смирнова рассказывает о собрании так называемых «народных целителей в Петербурге: «В четверг вечером в ДК имени Шелгунова состоялось отчетное собрание медицинской Ассоциации народных целителей. Петербургские костоправы, биоэнергетики, хилеры и провидцы выбрали себе нового президента и единогласно одобрили курс организации».
Как отмечает автор публикации, «Целители и целительницы съезжались кто на чем: большинство - на такси и классических "жигулях", четверо - на джипах, трое пришли пешком. Зал был заполнен наполовину, но 100 человек для кворума оказалось достаточно, и президент ассоциации Наталья Шарейко начала отчитываться за работу в прошлом году. Большая часть бюджета (210 тыс. рублей) ушла на работу со СМИ, которые упорно не желали общаться с лидерами экстрасенсов на безвозмездной основе. Но вся пиар-работа пошла насмарку из-за не вошедших в ассоциацию отщепенцев: «Названный внук бабы Нюры Денис Миронов продолжает рекламировать массовые целительские сеансы на задних страницах газет. Всякие Серафимы гарантируют чуть ли не излечение от рака на четвертой стадии - это подрывает доверие общества к народной медицине, - посетовала госпожа Шарейко».
В основном, «...выступавшие ограничились панегириками в адрес руководства ассоциации, после чего экстрасенсы единогласно утвердили годовой отчет и приступили к выборам президента, вице-президентов и президиума... Пришлось экстрасенсам выбирать президента на безальтернативной основе - в списке остался только председатель профсоюза специалистов в области энергоинформатики Владимир Тонков. Он начал тронную речь еще до голосования: - Я вам сразу скажу: буду избран - легко не будет. Я уже стал притчей во языцех. Я несдержан на язык, могу в морду дать. - Тут господин Тонков подумал и добавил: - В лучшем случае. В худшем - буду действовать через правоохранительные органы. Загонять в ассоциацию не будем, но сделаем так, чтобы вне ее работать было проблематично. Будем добиваться полной легализации нашей деятельности и контроля за ней. Я считаю, что профессионалом целитель становится не тогда, когда рак заговором лечить может, а когда только заявляет о каком-то своем умении. А вот дальше - пусть отвечает за свои слова или учится и занимается этим бизнесом по правилам. Никакого целительства с лицензией валеолога больше не будет».
Подробности из жизни и смерти криминального милиционера?
«Убийство старшего инспектора спецслужбы милиции Евгения Маликова явилось самым громким преступлением из числа совершенных в Петербурге за последнее время. Трагическая смерть капитана элитной правоохранительной структуры стала ударом не только для его близких, но и для руководства ГУВД. Каждый день выясняются новые шокирующие подробности», сообщает в субботу «Невское время».
По данным «НВ», «...милиционер, имевший в распоряжении весьма дорогостоящие автомобили, мог быть либо достаточно крупным бизнесменом, либо не последним человеком в одной из многочисленных "милицейских крыш". Но уже тогда нам было понятно, что человек, чья официальная зарплата - лишь тощий приварок к неофициальным доходам, служил в милиции из-за удостоверения сотрудника спецслужбы и права ношения оружия. Но того, что выяснилось чуть позднее, мы все же не ожидали... бизнесмен в милицейской форме, подозреваемый в совершении заказных убийств - это уже слишком. Одно из уже прозвучавших публично обвинений в адрес Евгения Маликова - убийство мончегорского бизнесмена Александра Караваева, погибшего нынешней весной в Приморском районе Петербурга. 37-летний уроженец Норильска занимался нелегальными поставками в наш город редкоземельных металлов и руды, содержащей таковые. 22 апреля Караваева расстреляли из двух пистолетов во дворе дома N 15 по Липовой аллее.
«Следователь, в чьем производстве находится дело об убийстве Караваева, сказал: в имеющихся в его распоряжении документах фамилия Маликова не упоминается... Сам следователь Маликова "и в глаза не видел", но ему известно, что капитан встречался с оперативниками из "убойного" отделения Приморского РУВД и проявлял большой интерес к ходу расследования. Более того, корреспонденту "НВ" неофициально сообщили, что Маликов якобы действительно был готов заплатить за "свертывание" работы по уголовному делу».
«Еще одно преступление, которое связывают с именем Маликова, - убийство Андрея Богачева по кличке Боцман, совладельца гостиницы "Карелия" (напомним: отеля, являвшегося местом службы капитана). Труп Андрея Викторовича нашли 5 января нынешнего года в канализационном колодце во дворе школы N 180 (улица Маршала Тухачевского, 29), расположенной напротив "Карелии". Кто застрелил Боцмана до сих пор неизвестно, но дело, возбужденное по факту его гибели, находится в производстве у следователя, которому досталось и дело об убийстве Маликова».
«Теперь уже известно, что убийцей капитана был 25-летний житель Якутии Алексей Котик. Утром 10 июня он был задержан в квартире родителей. В тот же час сыщики схватили и сообщника киллера - 46-летнего Владимира Гнутова... На допросах они признали свою вину и рассказали, что выслеживали Маликова в течение двух недель. Когда привычки и распорядок дня старшего инспектора были изучены, пришло время действовать... Алексей Котик подрядился в убийцы за 3500 долларов».
« «... в Управлении спецслужбы милиции автора этих строк пытались убедить в том, что автомобили Маликову давали "покататься" друзья-приятели из числа бизнесменов. Мы решили проверить эту версию. По госномеру Т 922 АХ 78 сиявшего светло-серым лаком "мерседеса-320" без особого труда удалось установить, что он числится за ровесником капитана, неким Борисом Новгородцевым. Автомобиль 1993 года выпуска был зарегистрирован на имя Бориса Владимировича 20 февраля нынешнего года... Евгений Маликов пользовался "мерседесом" не просто по доверенности на вождение. У него имелась генеральная доверенность на этот автомобиль, дающая право на его продажу. И товарищи погибшего говорят, что "мерседес" оплатил Маликов. Машины он менял как перчатки: то ли в конце прошлого года, то ли в начале нынешнего Евгений Васильевич продал "БМВ", после этого недолго владел джипом "гранд чероки", но сбыл и его. (Надо ли говорить, что и эти автомобили числились за другими людьми?) Последнюю в своей жизни машину - белую "тойоту супра" - он приобрел утром 7 июня, за полдня до гибели.... За этот автомобиль Маликов отдал отнюдь не последние деньги - в карманах убитого обнаружили пять с половиной тысяч долларов. На шее капитана покоилась массивная золотая цепь, на пальце красовался перстень с бриллиантом, да и часы тоже были не из дешевых. В карманах старшего инспектора нашлось место и для трех мобильных телефонов, оформленных, подобно лимузинам, на разные имена».
«В прокуратуре говорят о трех версиях убийства капитана Маликова. И лишь одна из трех не связана с бандитами из города Мончегорска, торгующими редкоземельными металлами. По двум другим версиям причиной выстрелов у "Карелии" была месть: в первом случае - за смерть Александра Караваева, во втором - за огромные убытки, понесенные благодаря Маликову одной из мончегорских преступных группировок. Известно, что с "подачи" капитана на станции Малая Вишера недавно была задержана цистерна с семнадцатью тоннами золотосодержащего шлама, нелегально отправленными из Мончегорска на переработку в Петербург. Хозяева груза лишились полумиллиона долларов».
По мнению автора статьи, «...в месть милиционеру, честно выполнившему свой долг, верится с трудом. Случается, что убивают неподкупных следователей. Бывает, гибнут и оперативники, ставшие обладателями смертельно опасной для кого-то информации. Редко, но бывает. Но мстить "правильному менту"? Не "по понятиям" это!... Другое дело, если сотрудник "органов" активно играет на чьей-то стороне и имеет с этого немалый навар. Тут уж он воспринимается отнюдь не как "государев человек"... В прессе уже оглашена версия, в соответствии с которой Маликов действовал в интересах одной из мончегорских преступных группировок, конкурировавших за "право" незаконных поставок в наш город золотосодержащего шлама; задержанная цистерна принадлежала "вражеской" группировке».
Подробности читайте в материале Георгия Арефьева «Жизнь и смерть капитана Маликова: факты и версии».
Немецкие марки и российские аппетиты.
Под таким заголовком в понедельник «Новая газета» на питерских страницах публикует материал Николая Донскова о борьбе за деньги, выделенные немецкой стороной на захоронение солдат Вермахта в России.
По данным автора, «... в России есть люди, которые были бы не прочь погреть руки на миллионах немецких марок, которые ФРГ, в соответствии с межправительственным российско-германским договором, выделяет для перезахоронения на нашей территории погибших здесь в годы Второй мировой войны немецких солдат. По этой причине российская Ассоциация международного военно-мемориального сотрудничества "Военные мемориалы", которая специально создана в 1991 году для того, чтобы сотрудничать с немцами, чинит им препятствия, стараясь выжить из России немецких представителей. Делается это, как нетрудно предположить, для того, чтобы самостоятельно и бесконтрольно распоряжаться идущими из Германии финансовыми потоками».
Как отмечает газета, «"Центр немецкой культуры и примирения" категорически не согласен с такой трактовкой событий. Газету упрекают в необъективности. А представителей "Народного союза Германии" в России - в тяге к "красивой жизни" и разбазаривании средств. Заметим: Центр при этом радеет не за свои кровные, но за немецкие. Центр обвиняет Народный союз в несоблюдении российских законов и налогового кодекса. (Какие налоги должны платить немцы, занимающиеся благотворительной деятельностью на свои же деньги?) И, наконец, главное. "Для своих сынов Германия могла бы найти место в Германии", - считает председатель Центра Лариса Кнолль. Даже мертвые солдаты Вермахта все-таки захватили русскую землю, - подводит итог Центр примирения».
«Радетелей за немецкие деньги в России не занимать. Эта тема является больной еще для одной нашей организации - "Фонда взаимопонимания и примирения". В эти дни Фонд частенько упоминают в немецкой прессе, и тоже в связи с немецкими деньгами - средствами, предназначенными для выплаты компенсаций жертвам нацизма. И поминают, уж простите, совсем недобрым словом. Именно его считают виновным в пропаже десятков миллионов немецких марок, которые ушли "налево", так и не попав к тем, кому они были предназначены - бывшим подневольным рабочим, угнанным во время войны на работу в Германию и узникам немецких концлагерей. (В России этих выплат ждут около 380 тысяч жертв нацизма.) Как считают в Германии, в России давно разгорелась борьба за немецкие деньги между теми, кто должен их здесь распределять: ведь на российской территории этим занимаются не немцы, а специально созданная организация - "Фонд взаимопонимания и примирения". ...Как считают в Германии, люди, которые занимаются выплатой компенсаций в России, вместо того, чтобы работать над решением проблем, борются друг с другом за право бесконтрольно распоряжаться деньгами».
«В 1993-1995 годах Германия перевела "Фонду взаимопонимания и примирения" для выплаты компенсаций 400 миллионов немецких марок. 80 миллионов из них исчезли. Теперь, в 2001 году, речь идет о переводе следующего транша, сумма которого вдвое больше - 835 миллионов марок. Соответственно возросли и опасения немецкой стороны».
«Куда делись пропавшие миллионы? 400 миллионов марок, которые были переведены из ФРГ в 1993-1995 годах в адрес российского "Фонда взаимопонимания и примирения", проходили через коммерческие банки. Часть банков обанкротилась. К тому же Фонд сам занялся бизнесом, вложив средства в ценные бумаги, и в результате потерял немалые суммы. Дело завершил финансовый кризис 1998 года, многократно усугубив потери. В деле фигурируют и другие пикантные детали: дорогостоящие офисы в престижных районах Москвы и даже зарубежное представительство Фонда. Эта зловещая картина вскрылась после того, как в апреле 2000 года завершилась проверка деятельности Фонда российской Счетной палатой. Ревизоры Счетной палаты оценили потери "Фонда взаимопонимания и примирения" почти в 84 миллиона марок».
«Когда разразился скандал, директор Фонда Виктор Князев, долгое время единолично вершивший там все дела, был уволен. Генпрокуратура начала расследование. Князев, правда, не обвинен в мошенничестве, ему инкриминируют "превышение служебных полномочий". После увольнения Князева началась схватка за председательский пост. На это, в общем-то, не столь высокооплачиваемое место претендовало немало солидных людей. В конце концов, борьба завершилась назначением на пост председателя правления Фонда Натальи Малышевой, которая в свое время работала в Петербурге вместе с Путиным. Председателем Наблюдательного совета стала вдова Анатолия Собчака Людмила Нарусова».
«Нарусова уверяет общественность в том, что тяжелое наследие прошлого у "Фонда взаимопонимания и примирения" осталось позади, отныне все его дела будут кристально чистыми, а бухгалтерия прозрачной. И все же немцы боятся повторения прошлых ошибок... Как показывает опыт, изобретательности в прикарманивании чужих денег нашим соотечественникам не занимать. И аппетиты велики - никаких немецких марок не хватит».
Обзор прессы подготовил Вадим Мольков