Сейчас

+18˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+18˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 16

2 м/с, с-в

768мм

28%

Подробнее

Пробки

4/10

Эдуард Акопян: 20 лет спустя

4180
ПоделитьсяПоделиться

Главного всеволожского архитектора Эдуарда Акопяна убили в тот момент, когда редакция готовила публикацию про одну частную историю, ставшую трагедией для семьи бизнесменов, проживающей на территории Всеволожского района Ленобласти. Эта история наглядно демонстрирует дикость российской действительности в нескольких километрах от блистательного Санкт-Петербурга.

Всеволожская Кущевская

Юрий и Светлана Макаровы обратились в редакцию «Фонтанки» пару недель назад. История, которую они рассказали, охватывает более 20 лет их знакомства с убитым 29 января начальником Управления архитектуры и градостроительства администрации Всеволожского района Ленинградской области Эдуардом Акопяном.

О том, насколько эта драма действительно связана с уже покойным, хочется думать, разберётся следствие. Но история семьи Макаровых интересна не только в привязке к конкретному чиновнику и к конкретному преступлению. Она показывает, что происходит в нескольких десятках километров от культурной столицы России – Санкт-Петербурга, города, общественность которого совсем недавно была шокирована событиями в станице Кущевская Краснодарского края.

Сегодня Юрий Макаров – человек, переживший мощнейший психологический слом. Его супруга Светлана не скрывает, что связывает все свои беды с погибшим чиновником, и ещё несколько дней назад она заявила автору этих строк, что готова идти до конца.

- Я 12 лет смотрела криминальные сводки и ждала, когда же их поймают или когда что-нибудь произойдёт. Но сейчас я не испытываю никакого удовлетворения. Я не думала, что так будет, - сказала мне Светлана Макарова через несколько часов после убийства Эдуарда Акопяна. – Но с нами это точно не связано, - добавила она…

Родом из 80-х

Юрий Макаров познакомился с Эдуардом Акопяном в конце 80-х годов. Юрий был тогда преуспевающим бизнесменом – они с женой занимались похоронным бизнесом во Всеволожске. Это было сложное время, похоронные услуги востребованы, позволяли неплохо зарабатывать и обрастать полезными связями. Самыми частыми клиентами похоронщиков тогда были бандиты.

Кроме бюро ритуальных услуг Юрий Макаров имел свой автосервис – в 80-х штука тоже весьма редкая и востребованная. Юрий и Светлана всю жизнь прожили во Всеволожске, они чувствовали себя там дома и считали, что не нуждаются в криминальном покровительстве - и так все потенциальные покровители обращались с просьбами об оказании внеочередных услуг.

В конце 80-х годов к Макарову через общих знакомых обратился тогда ещё только осевший во Всеволожске Эдуард Акопян. У него угнали автомобиль. Юрий рассказал «Фонтанке», как он встретился со специальными людьми, договорился о возврате автомобиля, после чего восстановил его в своём автосервисе.

Юрий Макаров утверждает, что после этого эпизода он неоднократно предоставлял Эдуарду Акопяну «номиналов» - не совсем социально успешных личностей, на которых оформлялись земельные участки с целью дальнейшей перепродажи. В сделках с землёй, проводившихся при помощи его протеже, Макаров, по его словам, не участвовал. В том, что совершает незаконные поступки, себя не обманывал. Между Макаровыми и Акопянами завязалась семейная дружба – ходили друг к другу в гости, вместе отмечали праздники. Эдуард Акопян стал крестным отцом их дочери.

В конце 1990 года Макаровы решили построить хороший дом. Эдуард Акопян, по словам Макаровых, помог оформить земельный участок площадью 49 соток. К 1996 году дом был практически достроен.

В конце 2012 года Светлана Макарова заказала экспертную оценку стоимости дома и земельного участка. По мнению специалистов ООО «Абсолют Оценка», общая стоимость объекта составляет 51 388 000 рублей (чуть больше 29 миллионов стоит дом и чуть больше 22 миллионов - земельный участок). Для простоты восприятия можно перевести стоимость дома с участком в доллары – получается примерно 1,7 миллиона долларов.

Помогли друг другу

Летом 2001 года Юрия Макарова похитили. По его словам, ему позвонил некто Фрол (это бизнес-псевдоним известного с 90-х годов во Всеволожске предпринимателя) и попросил о встрече. С этой встречи Юрий не вернулся. Почти полтора месяца он провёл в частном доме в Новгородской области пристёгнутым цепью к скобе, вбитой в стену сруба, в наручниках. По словам Юрия, всё это время его почти не кормили, не выводили в туалет, регулярно избивали. Требование было одно: переоформить дом на людей, которых укажет Фрол. Юрий говорит, что подписал какие-то документы.

В конце лета ему удалось сбежать. Дома его не узнали: похудевший на 35 килограммов (с 80 до 45), с огромной бородой, он еле ходил, опираясь на две палки. Были перебиты колени, были огромные раны с гнилостными изменениями на обеих пятках и в районе копчика, многочисленные язвы. Юрий долго лечился, но в правоохранительные органы обращаться не стал. По его словам, боялся, что вообще убьют.

Во время отсутствия мужа к Светлане приехал Фрол, рассказал о якобы имевшем место долге мужа и о необходимости отдать дом. Светлана очень испугалась, но дом не отдала. Она обратилась к другу семьи Акопяну с просьбой о помощи. Тот, по словам Светланы, пожаловался на неожиданно возникшие собственные проблемы и сказал, что они помогут друг другу.

Светлана говорит, что по просьбе Акопяна отдала ему документы на дом под обещание быстро оформить дом с участком на неё и детей (на тот момент права собственности на дом не были оформлены). Таким образом, Светлана рассчитывала раз и навсегда поставить точку в вопросе о собственнике дома и участка. Акопян, по словам Светланы Макаровой, сказал ей, что документы на её дом помогут ему в решении и собственной проблемы: он якобы покажет их в качестве гарантии собственной платёжеспособности в связи с якобы возникшим собственным долгом.

После передачи документов на дом Акопяну Фрол, по словам Светланы, перестал её беспокоить. Взаимосвязи между пропажей мужа, претензиями Фрола и действиями Акопяна она на тот момент не увидела. Они продолжали дружить семьями.

Продали и успокоились

Когда Юрий Макаров подлечился, Фрол с мрачными ребятами спортивного телосложения приехал вновь. Возобновились угрозы, по словам Светланы, жить стало страшно. В октябре 2001 года Светлана Макарова подписала договор купли-продажи своего дома. Покупателями стали две женщины: Инга Балахнина и Татьяна Свирчук. Обе они – родственницы Эдуарда Акопяна.

По словам Светланы, договор она подписала практически добровольно. Приехал друг семьи Эдуард Акопян и сказал, что хочет помочь: давайте, мол, съездим к нотариусу, переоформим дом на моих родственниц, предъявлять претензии ко мне никто не посмеет, а вы не пострадаете – я ваш друг, крестный вашей дочери, поэтому можете доверять мне во всём. После продажи дома Фрол больше не приезжал, зато якобы регулярно приезжал Эдуард Акопян и успокаивал: мол, не волнуйтесь, всё в порядке, вам теперь ничто не угрожает.

Макаровы продолжали жить в своём доме, а потому немного успокоились. Дочь Макаровых вышла замуж, Эдуард Акопян как крестный отец принимал участие в венчании.

Пропасть, чтобы не погибнуть

В 2002 году Фрол появился вновь и стал требовать, чтобы Макаровы выписались из дома. Светлана - к Акопяну: мол, как же так получилось, ты же обещал? Друг семьи якобы сказал, что от него уже ничего не зависит и дом придётся продать. Но будто бы обещал помочь обзавестись новыми земельными участками: часть можно будет продать, а на вырученные деньги построить новый дом. Светлана выписываться из дома отказалась.

В июне 2002 года Фрол со своими друзьями-спортсменами навестил Макаровых вновь. Он предложил Юрию спуститься в гараж поговорить. После этого разговора Юрия срочно госпитализировали. Его так сильно избили, что пришлось удалить селезёнку. Некоторое время спустя Юрия Макарова избили вновь. Но Светлана выписываться из дома и выписывать детей снова категорически отказалась. Тогда Юрий решил, что ему следует исчезнуть – ведь избивали исключительно его, Светлану и детей не трогали.

В конце лета 2002 года Юрий Макаров пропал. Светлана думала, что мужа убили, но дом продолжала отстаивать. Эдуард Акопян продолжал приезжать к ней в гости, дарил подарки своей крестнице. Но некоторое время спустя Фрол и Акопян, по словам Светланы, стали приезжать практически одновременно, оба стали требовать, чтобы она с детьми выписались из дома. Более того, Светлана Макарова обнаружила объявление о продаже своего дома. Фрол стал привозить в дом к Макаровым потенциальных покупателей.

Светлана рассказывает, как Фрол как-то встретил на улице её дочь, которая возила только что рождённого ребёнка в коляске. Фрол заглянул в коляску и сказал:

- Ну что, растёте? Растите, растите. По следам папаши пойдёте…

Дочь стала бояться выходить на улицу, ребёнка выносили гулять на балкон.

Летом 2003 года Светлана написала заявление в РУБОП. По её словам, после того, как туда вызвали Фрола, он позвонил ей и пожелал недолгой жизни. Других результатов от обращения в правоохранительные органы не было.

10 лет спустя

Светлана попыталась расторгнуть договор купли-продажи дома в суде. Она судится с 2003 года до сего дня. Пока безрезультатно. В какой-то момент к Макаровым приехали судебные приставы и заварили калитку. В доме в этот момент находились дочь Светланы со своим мужем и с малолетним ребёнком, у которого в тот день была высокая температура. Калитку пришлось сломать, но выдворить Светлану и её детей из дома так и не удалось.

В августе 2011 года Юрий Макаров вернулся во Всеволожск. Он скрывался почти 10 лет.

- Я узнал, что дом реально отбирают, и вернулся. Кроме того, мне надоело бояться, - сказал он.

В июле 2012 года в следственном управлении УМВД РФ по Всеволожскому району Ленинградской области было возбуждено уголовное дело в отношении Игоря Акопяна, родного брата всеволожского чиновника. Его обвиняют в рейдерском захвате строительного ООО «Всеволожский ДОК». Его действия квалифицированы по части 4 статьи 159 УК («мошенничество, совершённое организованной группой или в особо крупном размере»). Это дело сейчас расследуется.

В январе 2013 года Светлана написала заявление в ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и обратилась в редакцию «Фонтанки». Её заявление заканчивается так:

«Прошу привлечь Акопянов … и их подельников к уголовной ответственности и прошу принять меры по защите меня, моей семьи, детей, внуков, нашего дома».

29 января Эдуарда Акопяна убили выстрелом в затылок.

Свой дом Макаровы не освободили.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close