Как провести общее собрание собственников дома, если всем некогда
Помните активистку из известного советского фильма? Всех обойдет, возьмет по пятьдесят копеек на общее дело и расписаться заставит, что действительно сдавали. Утомительный персонаж, признаемся, но очень нужный.
Особенно полезен был бы такой общественник, когда надо собрать в одном месте вечно занятых или отсутствующих жильцов многоквартирного дома. Ну а поскольку на дворе XXI век, наша Шурочка — это мобильное приложение.

Зачем необходимо общее собрание собственников?

Для любого улучшения, которое затрагивает придомовую территорию, места общего пользования или управление многоквартирным домом, требуется согласие соседей. Чтобы его получить, проводят общее собрание собственников (ОСС). Согласно Жилищному Кодексу РФ, это не просто встреча людей, живущих в одном здании, а орган управления, который принимает решения с помощью голосования.
Формы голосования прописаны в статьях 44.1 и 47.1 Жилищного Кодекса РФ. Их всего три.
Очное:
все присутствуют лично, обсуждают вопросы, принимают решения

Заочное:
проводится опрос с помощью бумажных форм или информационной системы

Очно-заочное:
жильцы встречаются на собрании, а потом сдают заполненные бланки к определенному времени

Какие проблемы решает собрание?

Если жильцы соберутся вместе и проголосуют, перед ними откроются весьма привлекательные возможности. Озеленить двор или организовать парковку, закрыть въезд для машин или купить мебель в подъезд, снизить тарифы на обслуживание от управляющей организации или даже сменить ее — все эти задачи будут им по силам.
Собственники имеют право не только благоустраивать свой дом и пространство вокруг него, но и зарабатывать на общем имуществе. Двор, подъезд, крыша, чердак, фасад — все это принадлежит жильцам и может быть монетизировано. Интернет-провайдер, к примеру, обязан каждый месяц платить за использование подъезда для размещения своего оборудования. Обычно эти деньги либо уходят управляющей компании, либо не поступают вовсе. Решением собственников можно передать средства в распоряжение дома. Таким же образом жильцы могут использовать платежи за размещение техники операторов мобильной связи, рекламных конструкций и т.д.

Почему сложно организовать общее собрание? Говорят, в некоторых домах на это уходят годы.

По-настоящему надолго процесс затягивается, когда не удается набрать кворум. Возникают сложности и с набором необходимого для принятия решения числа голосов. Прямо сейчас, например, планируют увеличить необходимый минимум проголосовавших за смену управляющей компании. По итогу принять такое решение в большом доме будет почти нереально.

Подготовка и проведение собрания включает несколько этапов, и на каждом из них инициативных соседей ожидают трудности. Для начала необходимо организовать предварительную встречу, чтобы понять настроение соседей. Потом придется самостоятельно понять все тонкости: как собрать актуальный реестр собственников, составить повестку, правильно уведомить владельцев помещений, подсчитать голоса и понять, набран ли кворум, оформить протокол, чтобы его никто не смог оспорить. Ошибешься в одной детали — придется начинать все с начала.
Сегодня это можно сделать в специальном мобильном приложении. Называется оно, конечно, не Шурочкой, а английским словом Butler, что значит «дворецкий».

Сервис Butler помогает проводить собрания с наименьшими усилиями со стороны собственников. Он берет на себя сложные юридические и организационные вопросы — жильцам остается лишь нажимать кнопки в приложении. Butler значительно упрощает привычные процессы, экономит время и силы, а также минимизирует риск ошибки.
Есть ли способ организовать собрание, потратив минимум сил и времени?

Есть ли способ организовать собрание, потратив минимум сил и времени?

Сегодня это можно сделать в специальном мобильном приложении. Называется оно, конечно, не Шурочкой, а английским словом Butler, что значит «дворецкий».

Сервис Butler помогает проводить собрания с наименьшими усилиями со стороны собственников. Он берет на себя сложные юридические и организационные вопросы — жильцам остается лишь нажимать кнопки в приложении. Butler значительно упрощает привычные процессы, экономит время и силы, а также минимизирует риск ошибки.

Чем сервис отличается от похожих онлайн-площадок?

Он не только предоставляет жителям платформу для голосования, но и погружается в детали того, как проходит собрание — и стремится довести его до конца. Butler заинтересован в долгосрочных отношениях с собственниками, поэтому для него важно, чтобы уже первое собрание прошло на высоком уровне и чтобы изменения, вынесенные на голосование, были приняты.
Понятный интерфейс и простая регистрация отличают сервис от некоторых государственных площадок, в работе которых бывает очень сложно разобраться.
Сотрудники Butler оперативно решают проблемы жильцов и готовы консультировать их по всем возникающим вопросам. При использовании многих государственных ресурсов ответа от поддержки иногда приходится ждать несколько дней или даже недель.
Если голосование происходит в системе, управляющая компания не сможет вмешаться в него. В отличие от ГИС ЖКХ Butler — закрытая система, доступ к которой есть только у инициатора собрания и его участников.
Вы скачиваете на телефон версию для iOS или Android, регистрируетесь в приложении. Чтобы подтвердить личность, нужно прикрепить фото паспорта или авторизоваться через Сбер ID.

Указываете адрес помещения, которым владеете. Butler автоматически делает запрос в Росреестр и получает выписку. Если данные совпадают с теми, которые вы указали, право собственности подтверждается в системе. После этого можно инициировать голосование, которое длится от 7 до 60 календарных дней.

Как только инициатор создает собрание в приложении, всем зарегистрированным жильцам приходит пуш-уведомление. Также необходимо оповестить собственников о предстоящем голосовании в той форме, которая была ранее выбрана на собрании. Если владельцы квартир не определили способ уведомления, по умолчанию используется рассылка заказных писем. Далее — вы изучаете вопросы, затем начинается голосование.

Система автоматически подсчитывает набранные голоса и формирует протокол. Жильцы выгружают его из приложения, распечатывают, отдают на подпись председателю и секретарю собрания. Бумажный протокол уходит в управляющую компанию, и уже она направляет его в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ).
Как начать пользоваться Butler?

Как начать пользоваться Butler?

Вы скачиваете на телефон версию для iOS или Android, регистрируетесь в приложении. Чтобы подтвердить личность, нужно прикрепить фото паспорта или авторизоваться через Сбер ID.

Указываете адрес помещения, которым владеете. Butler автоматически делает запрос в Росреестр и получает выписку. Если данные совпадают с теми, которые вы указали, право собственности подтверждается в системе. После этого можно инициировать голосование, которое длится от 7 до 60 календарных дней.

Как только инициатор создает собрание в приложении, всем зарегистрированным жильцам приходит пуш-уведомление. Также необходимо оповестить собственников о предстоящем голосовании в той форме, которая была ранее выбрана на собрании. Если владельцы квартир не определили способ уведомления, по умолчанию используется рассылка заказных писем. Далее — вы изучаете вопросы, затем начинается голосование.

Система автоматически подсчитывает набранные голоса и формирует протокол. Жильцы выгружают его из приложения, распечатывают, отдают на подпись председателю и секретарю собрания. Бумажный протокол уходит в управляющую компанию, и уже она направляет его в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ).

Сколько стоит голосование через приложение?

Жильцы могут бесплатно использовать Butler как площадку для проведения ОСС — сбора голосов, обработки бюллетеней, подсчета кворума и т.д. Без должного опыта провести собрание по всем правилам трудно, поэтому сервис предлагает помощь. В список дополнительных услуг входят подготовка повестки, составление реестра собственников, обход квартир для сбора бюллетеней, юридическая консультация и т.д.
— На дополнительных услугах мы практически не зарабатываем, — объясняет Борис Голиков, сооснователь Butler. — Делаем ставку на то, что жильцы, заинтересованные в изменениях, будут возвращаться к нам с запросами, которые сложно реализовать самостоятельно: сменить управляющую компанию, перейти на спецсчет, установить во дворе шлагбаум и т.д. Мы, в свою очередь, монетизируем нашу работу с подрядчиками.
Борис Голиков
CEO и сооснователь сервиса Butler
Решения, принятые в Butler, будут иметь законную силу?
Да, так как эта форма проведения собрания прописана в Жилищном Кодексе РФ. В пункте 2.1 статьи 47.1 говорится, что заочное собрание можно организовать «в системе», а пункт 13 разрешает использовать как государственные, так и «иные» платформы. К последним как раз и относится Butler. Протокол, который создается приложением, соответствует требованиям Приказа Минстроя №44/пр от 28 января 2019 года, так что и тут все вполне легитимно.
Что делать, если кто-то из соседей не сможет или не захочет воспользоваться приложением?
Никаких проблем: для любителей традиционного голосования есть бумажные бюллетени. Администратор собрания распечатывает их прямо из приложения. Он же вносит в систему результаты голосования и загружает фото бюллетеня. По словам создателей Butler, эта процедура занимает меньше минуты. Голоса на бумаге, как и поданные онлайн, подсчитываются автоматически.
Всегда найдутся соседи, которым некогда или просто лень. Можно ли с этим что-то сделать?
Чтобы собрание состоялось, необходим кворум — участие людей, которые совместно владеют более чем половиной общего имущества.
Для принятия решения необходимо определенное количество голосов, отданных в его пользу. В зависимости от типа вопроса возможны четыре варианта:
Большинство от общего числа голосов

Не менее двух третей от общего числа голосов
Большинство от проголосовавших

100% общего числа голосов
Если вам достались апатичные соседи, Butler поможет их расшевелить. Для собственников, зарегистрировавшихся в приложении, компания использует обзвон через собственный колл-центр, рассылку SMS и электронных писем. На двери вешают карточки-хенгеры с QR-кодами и ссылками на приложение или страницу с деталями собрания. Также информационные материалы размещаются в лифтах и холлах. Все это дополнительные платные услуги, стоимость которых можно посмотреть здесь.
Butler помогает справляться с задачами, для выполнения которых требуется коллективное решение собственников. Среди них — снижение тарифов УК, закрытие придомовой территории, смена управляющей компании или провайдера услуг, доставшегося от застройщика, признание недействительным решения нелегитимного собрания, проведенного УК и т.д. Деньги на одобренные собранием улучшения собственники могут собирать прямо в приложении.

Один из востребованных сервисов платформы — перевод фонда капитального ремонта на специальный счет в коммерческом банке. По умолчанию ежемесячные платежи собственников поступают в «общий котел» региональному оператору, и хозяева квартир не могут контролировать то, как расходуются деньги. Средства, хранящиеся на спецсчету, принадлежат конкретному дому, поэтому жильцы могут ими управлять. Кроме того, появляется возможность начинать капремонт раньше, чем предусмотрено региональной программой, самим выбирать подрядчиков, следить за ходом работ и влиять на их качество. Список банков, в которых можно открывать специальные счета, есть на сайте Центробанка.

Сегодня, по наблюдениям Бориса Голикова, фокус в управлении многоквартирными домами начинает смещаться на собственников: они все чаще готовы брать инициативу в свои руки и менять то, что не решалось в их доме годами.
Какие еще возможности есть у Butler?

Какие еще возможности есть у Butler?

Butler помогает справляться с задачами, для выполнения которых требуется коллективное решение собственников. Среди них — снижение тарифов УК, закрытие придомовой территории, смена управляющей компании или провайдера услуг, доставшегося от застройщика, признание недействительным решения нелегитимного собрания, проведенного УК и т.д. Деньги на одобренные собранием улучшения собственники могут собирать прямо в приложении.

Один из востребованных сервисов платформы — перевод фонда капитального ремонта на специальный счет в коммерческом банке. По умолчанию ежемесячные платежи собственников поступают в «общий котел» региональному оператору, и хозяева квартир не могут контролировать то, как расходуются деньги. Средства, хранящиеся на спецсчету, принадлежат конкретному дому, поэтому жильцы могут ими управлять. Кроме того, появляется возможность начинать капремонт раньше, чем предусмотрено региональной программой, самим выбирать подрядчиков, следить за ходом работ и влиять на их качество. Список банков, в которых можно открывать специальные счета, есть на сайте Центробанка.

Сегодня, по наблюдениям Бориса Голикова, фокус в управлении многоквартирными домами начинает смещаться на собственников: они все чаще готовы брать инициативу в свои руки и менять то, что не решалось в их доме годами.
— Сфера ЖКХ в нашей стране очень закостенелая, многие давно смирились с тем, что бороться, например, с плохой управляющей компанией бесполезно, только нервы потратишь, — признает Борис. — А о том, что собственники вправе снизить тарифы или монетизировать общее пространство, большинство жильцов даже не слышали. Постепенно люди начинают понимать, что управление имуществом, которое принадлежит им по закону, — это их ответственность. В их силах сделать так, чтобы в доме стало хорошо. Жильцы подключаются к чатам, разбираются в тонкостях организации собрания, повышают грамотность в вопросах ЖКХ. И в ответ на этот тренд появляются современные инструменты для собственников.

Вслед за другими отраслями ЖКХ будет все активнее переходить в онлайн. За счет автоматизации многие процессы станут проще и доступнее, а значит, качество жизни будет расти. Мы рассчитываем, что уже в скором времени онлайн-собрания станут постоянной частью жизни большинства многоквартирных домов.
Материал подготовлен специально для ООО «Ремоут Индастриз».

Автор: Мария Семенова
Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Фотографии предоставлены пресс-службойООО «Ремоут Индастриз».
Иллюстрации: Adobe Stock
Дизайнер: Ольга Сергеева

Спецпроекты «Фонтанки.ру»

ЕЩЁ

Просмотров: 26523