
Кирха Борхерсдорфа в Зеленополье
В Калининградской области чуть больше пяти лет назад появилось волонтерское движение «Хранители руин». За это время добровольцы провели субботники на территории десятков заброшенных исторических зданий, для нескольких из них нашли шефов и разработали три полноценных туристических маршрута с посещением руин. Проект «Серебряное ожерелье» с «Фонтанкой» попросил рассказать о самых интересных маршрутах и объектах руководителя «Хранителей руин» Василия Плитина.
«Уже не заброшка, а эстетика руин»
Василий зарабатывает на жизнь, работая поваром в калининградском кафе. А в свободное время занимается сохранением культурного наследия региона. В юности он учился на истфаке БФУ имени Канта, не закончил, но большой интерес к историческим деталям остался. Это совпало с желанием заниматься общественно важными делами.
«Я много путешествую по области. В какой-то момент, когда мы с ребятами были рядом с очередной кирхой и видели, какое всё заросшее, никому не нужное, заваленное мусором, родилась идея попытаться что-то с этим сделать», — рассказывает Василий.
Еще до того, как запустить «Хранителей руин», он ответил для себя на важные вопросы, которые касаются прошлого и будущего Калининградской области. Поскольку до Второй мировой войны эти земли относились к Восточной Пруссии, все исторические здания — это образцы старой европейской архитектуры. Как к этому относиться русскому человеку? Разные люди отвечают для себя на этот вопрос по-разному, в советское время некоторые культурные объекты были без сожалений снесены (например, Кёнигсбергский замок).
«Для меня здесь дом. И остатки немецкой архитектуры я воспринимаю нормально, как свою собственность. Это, например, замки и кирхи Тевтонского ордена и последующих эпох. Сейчас они находятся на моей земле, поэтому я несу за них ответственность. Каждый человек, каждый гражданин, на мой взгляд, должен принимать посильное участие в судьбе своего региона, а не только работать и заниматься личными делами», — рассуждает Василий.

Василий Плитин
Он уверен, что жителям необходимо сообща создавать гармоничную среду вокруг. А для Калининградской области именно заросшие, окруженные мусором руины — одна из заметных проблем.
«Хранители руин» появились в 2020 году. Движение началось с проведения субботников и воскресников, с создания тематических каналов в соцсетях, с уклоном в краеведение. Если поначалу в уборке территории вокруг руин участвовал только сам Василий с друзьями, то сейчас среднее количество волонтеров на такой акции достигает порядка 80: на каких-то точках может быть 20, на других 120.
«Мы предлагаем не называть наши акции субботниками, потому что это как будто что-то из советского прошлого, из-под палки. Условно: не придешь на субботник, не получишь хорошую оценку за четверть. У нас всё добровольно, позитивная атмосфера, поэтому мы позиционируем это скорее как перформанс или фестиваль», — рассказывает Василий.
Волонтеры убирают мусор и, по согласованию с региональной службой охраны объектов культурного наследия, проводят бережное благоустройство территории. Например, это может быть создание аккуратного газона. Существующий грунт стараются не нарушать, поскольку в нем могут быть ценные исторические артефакты, еще не исследованные археологами. Во время благоустройства его посыпают сверху плодородной землей, чтобы сохранить на будущее.


«Если говорить о пользе результатов такой работы, то туристы, местные жители, представители власти и церкви заезжают на эти объекты и видят позитивные изменения. После этого в их головах могут появляться новые идеи о том, как дальше с этим работать. Это уже не забытая заброшка, а эстетика руин — то, что не стыдно показать», — рассуждает Василий.
Он отмечает, что при создании движения «Хранители руин» исходил из идеи принятия руин как явления.
«Эта идея витает воздухе, не я ее придумал. Больше 30 лет я живу в Калининградской области, вижу руины. Многие из них никто не восстанавливает, по разным причинам. И я подумал: может быть, это их новая сущность? Их можно просто принять и работать с ними как с историческим памятником, носителем памяти о прошлом. Можно не ругаться, не обвинять кого-то, а искать конструктив и объединяться для того, чтобы повлиять на ситуацию», — говорит Василий.
Как берут шефство над руинами
«Хранители руин» в какой-то момент пришли к идее персонального шефства над руинами. Руководитель движения признается, что поначалу сам не очень верил, что кто-то захочет бескорыстно вкладывать значительные средства и силы в сохранение остатков старой архитектуры. Но желающие нашлись. Нередко это оформляют официально, договариваясь с собственником руин — обычно это РПЦ.
За несколько лет «Хранители» нашли 15 шефов и арендаторов разрушенных кирх, из них 12 по сей день продолжают поддерживать там порядок. Есть люди, у которых в попечении сразу несколько объектов. В некоторых других случаях человек брал кирху под шефство без участия «Хранителей руин», но это произошло уже в заданном тренде на благоустройство и современное использование таких объектов.


Первой под шефство от «Хранителей руин» была взята кирха Борхерсдорфа (XVIII в.) в Зеленополье. Она находится на расстоянии около 13 километров от Калининграда. Эти руины уже были одним из объектов, который приводили в порядок волонтеры, но нашелся человек, готовый поддерживать ее состояние на постоянной основе. Им оказался известный в регионе гид, руководитель туристической компании Константин.
Бизнесмен уже несколько лет обеспечивает содержание газона вокруг исторической постройки и следит за ее состоянием.
Еще один пример взятой под попечение руины — кирха Шёнвальде (XIV в.) в поселке Ярославское. Это около 14 километров от Калининграда. Руины оформила в пользование сотрудница службы охраны объектов культурного наследия Мария. Всё началось с того, что она вместе с «Хранителями руин» занималась проведением реставрационной школы в Зеленополье.
«Мария заинтересовалась идеей и попросила найти ей тоже объект, которым она могла бы заниматься. Объектов таким мы знаем много. Говорим: „Мария, выбирай, какой тебе нравится“. Она выбрала бывшую кирху, от которой осталась только башня. Стены наполовину разрушены, территория была абсолютно ужасная, заросшая борщевиком, мусором», — вспоминает Василий.

Кирха Шёнвальде
Волонтеры «Хранителей руин» помогли Марии привести территорию кирхи в порядок. После этого совместными усилиями сделали там газон. Юридически оформленное право пользования помогло привлекать к этому объекту спонсоров. Так Марии удалось организовать противоаварийный ремонт, поменять кровлю на башне, сделать подсветку.
Добровольцы активно вовлеклись в помощь с этим объектом и занялись консервацией стен, чтобы остановить их разрушение. В 2025 году Мария при поддержке «Хранителей руин» и партнеров обустроила внутри кирхи сад гортензий. В августе прошел фестиваль-открытие кирхи Шёнвальде.
«На сегодня эта кирха — знаковый пример эстетики руин в нашей области. Это то, куда стоит ехать и смотреть: как выглядит наша идея», — рассказывает Василий.

Кирха Шёнвальде
Еще одно историческое здание, которому повезло, — это кирха Домнау (XV в.) в поселке Домново. Около 40 километров от Калининграда. Ее арендовала у РПЦ молодая пара предпринимателей — Полина и Влад. У них своя туристическая база на берегу Правдинского водохранилища. Кирха Домнау заинтересовала их в том числе как дополнительное место притяжения туристов.
В советское время в здании кирхи был элеватор, в современной России оно долгое время пустовало, но неплохо сохранилось.


«Мы провели здесь два больших субботника. Во время одного из них к нам подъехали ребята, спросили: „А что вы тут делаете?“ Мы объяснили, и ребята заинтересовались, связались с православной церковью, арендовали объект», — вспоминает Василий.
Он называет Домнау готическим собором, поскольку она масштабнее многих других кирх. И самое интересное: в ней сохранились средневековые фрески. Исследования показывают, что их замазали в эпоху реформации, теперь их можно увидеть из-под осыпающегося верхнего слоя краски.
В 2024 году «Хранители руин» провели в Домнау реставрационную школу вместе с Союзом реставраторов России. В 2025-м организовали ее там же сами, с привлечением профессионального реставратора.
«Мы смогли достаточно большие участки росписей аккуратно расчистить, подготовить к дальнейшему сохранению. Это уникальный объект», — отмечает Василий.
Арендаторы отремонтировали крышу кирхи, убрали советские перегородки, организовали внутри культурное пространство с музеем и концертной площадкой.


Туристические маршруты
«Хранители руин» придумали несколько туристических маршрутов по Калининградской области, которые проходят через разные исторические объекты, в том числе разрушенные.
Идея в том, чтобы присматривать за руинами на этих маршрутах, поддерживать их в чистом виде и благоустраивать пространство вокруг. А кроме этого — проводить по этим маршрутам и отдельным их локациям экскурсии.
Еще в 2022 году энтузиасты создали АНО Центр изучения и сохранения исторических руин в Калининградской области «Хранители руин». Это помогает привлекать инвесторов и собирать деньги на свою работу.
Самый известный, проработанный и ухоженный маршрут — «Готическое кольцо». Он проходит через города Гвардейск, Знаменск, Железнодорожный, Правдинск, Багратионовск, поселки Домново, Владимирово, Гвардейское, Ермаково, Дружба и другие.

Из категории «Эстетика руин» на этом маршруте можно посмотреть, например, кирху Борхерсдорфа в Зеленополье, кирху Удервангена в Чехово, кирху Абшвангена в Тишино, кирху Альменхаузена в Каштаново, замок Гросс Вонсдорф в Курортном.
Отдельной сетью точек внутри «Готического кольца» обозначены заброшенные руины: в частности, кирха Мульдшена в Перевалово, кирха Ауглиттена в поселке Прогресс, кирха Гросс Энгелау в Демьяновке, кирха Кляйн Шёнау в Октябрьском.
Инициативу поддержало правительство Калининградской области. Министерство культуры и туризма региона профинансировало установку нескольких стендов, указателей и скамеек рядом со знаковыми историческими объектами. Кроме этого, «Хранители руин» получают субсидии на благоустройство.
Помимо «Готического кольца», есть «Полесское кольцо». Оно объединяет города Полесск, Гвардейск и Гурьевск, а также другие туристические и природные локации. Среди главных точек маршрута — замок Нойхаузен, кирха Гросс Легиттена, кирха Меляукена, замок и пивоварня Лабиау, кирха Шёнвальде и маяк в Заливино (объект Музея Мирового океана). Кроме них, можно увидеть кирху Арнау, замок Вальдау, кирху Хайлигенвальде, замок Тапиау, кирху Петерсдорфа, замок Таплакен, кирху Гросс Скайсгиррена, кирху Аугстагиррена и другие.

«На каждом кольце есть города и объекты, которые являются сердцевиной маршрута. В Полесске это замок Лабиау, до которого пока не дошли инвесторы и не восстановили его. Вот мы едем смотреть этот замок, а по дороге заглядываем на объекты, которые „Хранители руин“ привели в порядок. С самим замком мы тоже помогаем», — рассказывает Василий Плитин.
Еще одно важное направление — «Самбийское кольцо». Его детальная карта пока не разработана. Речь о западе Калининградской области, где находятся известные курортные города Зеленоградск и Светлогорск.
«У пруссов была земля Самбия, как раз на этой территории сейчас находится Зеленоградский район. Побережье очень развито, а зона внутри, на расстоянии от моря — это словно выжженная земля. Разваливающиеся посёлочки, руины. Кажется, там нечего показать. Но мы считаем, что туризм пляжный может сочетаться с просветительским», — рассказывает Василий Плитин.
В «Самбийское кольцо» входят древнее городище Варген, кирха Куменена в поселке Кумачево, усадьба Грюнхоф в Рощино, руины кирхи Рудау в Мельниково, кирха Шаакена в Жемчужном, замок Нойхаузен в Гурьевске.
Кроме основных трех, есть идеи еще для шести маршрутов, которые будут интересны с точки зрения истории и туризма. Они находятся на стадии разработки. «Хранители руин» уже ухаживают за некоторыми объектами на этих направлениях и иногда проводят там экскурсии.

«Перестаем видеть врага в памятниках»
В «Хранителях руин» отмечают, что работ по сохранению культурного наследия, его осмыслению и благоустройству в Калининградской области — явно не на одно поколение. Сейчас этот процесс, кажется, на подъеме, и его нужно будет продолжать и продолжать.
«Мне кажется, общество воспряло, чувствует эту волну. И государство чувствует, и церковь чувствует. Может быть, настало то время, когда мы, русские люди, здесь, перестаем видеть врага в исторических памятниках предыдущих эпох, мы это присваиваем. Концепция эстетики руин помогает в этом. Да, в наследие нам достались руины. Ничего страшного. Облагородим их и будем ими любоваться», — говорит Василий Плитин.

Больше тайных троп, живых историй и необычных мест — в нашем telegram-канале «Серебряное ожерелье» с «Фонтанкой». Подписывайтесь, ваше следующее путешествие начинается здесь.













