Афиша Plus Театры Куда пойдем сегодня Якутская девица-богатырь, хор в кокошниках, два «Гамлета» и Достоевский из Индии. Гид по фестивалю «Балтийский дом»

Якутская девица-богатырь, хор в кокошниках, два «Гамлета» и Достоевский из Индии. Гид по фестивалю «Балтийский дом»

11 151

Петербургскую осень давно уже не представить себе без фестиваля «Балтийский дом». И это не только сила многолетней привычки. За свою внушительную историю он ни разу не обернулся «пустышкой», даже в сложные времена умудряясь собирать впечатляющую афишу. С 1991 по 2000 год фестиваль был конкурсным, с 2001 года сменил концепцию — упразднил выбор лучших, а спектакли стал собирать по принципу соответствия заявленной теме конкретного форума.

В этом году в качестве девиза фестиваля предложено «Место силы», что более чем оправдывает появление в афише спектаклей из Якутии, Тибета, Казахстана, Индии, но не только их. Местом силы сегодня становятся и отдельные театры, которыми руководят большие художники: к примеру, московский театр «Сатирикон» Константина Райкина или Гродненский театр кукол, уже четверть века связанный с именем большого мастера Олега Жюгжды. Подробности — в гиде «Фонтанки».

Фем-оптика по-якутски, по-казахски и по-русски

Из трех спектаклей афиши, где женщины становятся не просто главными героинями, а точкой отсчета всей истории, только один поставлен женщиной — спектакль из Алматы, тем интереснее интрига.

Якутская девица-богатырь, хор в кокошниках, два «Гамлета» и Достоевский из Индии. Гид по фестивалю «Балтийский дом» | Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Якутская девица-богатырь, хор в кокошниках, два «Гамлета» и Достоевский из Индии. Гид по фестивалю «Балтийский дом» | Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник:

предоставлено фестивалем «Балтийский дом»

Откроется фестиваль 5 октября в 19:00 на большой сцене «Балтийского дома» полуторачасовым якутским спектаклем «С грозными очами, с острым кулаком девушка-богатырь Кыыдаан» (16+). Его постановщик Сергей Потапов родом из Якутии, из Сунтарского улуса, а имя его по-настоящему звучит как Сэргэ́ и означает у якутов коновязные священные столбы, которые еще и являются символом древа жизни, связывающим три мира: верхний (где обитают светлые божества «айыы») — срединный (человеческий) — нижний (мир злобных духов «абаасы»). С последними и будет сражаться девушка-богатырь из древней якутской легенды олонхо (так называются и отдельные легенды, и живой по сей день якутский эпос в целом), которую соплеменник режиссера Кыыл Уола (имя переводится с якутского как Сын Зверя), кадровый охотник и народный сказитель, отыскал и пропел впервые в 1943 году. Русский вариант имени этого человека — Сергей Зверев, и имя это теперь носит Национальный театр танца республики Саха (Якутия), потому что Кыыл Уола еще и создал танцевальную якутскую культуру.

Именно этот театр и приглашен в Петербург, но взгляд на известный сюжет режиссер Потапов предлагает весьма неожиданный. «В олонхо всегда есть богатырь, — говорит режиссер, — который должен защищать срединный мир. А кто его спрашивает, хочет он этого или нет? Вот мы немножко об этом задумались. Потому что у нас богатырь — это хрупкая девушка, которая должна выполнить свою богатырскую миссию. Я оттолкнулся от нестыковки формы и содержания. И еще мы там немного очеловечили этих „абаасы“. Обычно в легендах злой — значит, однозначно злой, одной краской. А мы показали их чувства. Конечно, они более эмоциональные, чем мы. Когда они страдают, то в два раза сильнее страдают, когда любят, то в два раза сильнее любят. У одного из персонажей даже появился настоящий драматизм, потому что он погибает от своей страсти к девушке-богатырю».

Спектакль построен как синтетическое зрелище, где в реальном времени будут звучать народное якутское пение — тойук и аутентичные музыкальные инструменты: например, ох-саа-кыл, музыкальный лук, концы которого стянуты струной из конских волос, или айаан — духовой инструмент, имитирующий крики животных, название которого происходит от слова «айаатыыр» (горланит, ревет).

В «Женитьбе» (16+), поставленной в Театре им. Моссовета его худруком Евгением Марчелли, показ которой намечен на 7 октября на основной сцене «Балтдома», главная героиня Агафья Тихоновна — тоже хрупкое, нежное, юное создание, буквально переполненное витальной энергией и жаждой жизни (роль в очередь играют Ника Здорик и Анастасия Белова). Беда ее в том, что вокруг нее — одни старики-самодуры: манипуляторы, как Кочкарев — Валерий Яременко, инфантилы, как Подколесин — Александр Яцко, и обладатели иных известных пороков: сластолюбцы, стяжатели, etc.

Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
+1
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»

Из сильных образов в спектакле — хор девушек в кокошниках, несокрушимая традиция, структурирующая девичьи переживания, направляющая взрывной темперамент главной героини в сторону законно-обусловленного брака. И есть в спектакле еще один замечательный бонус — неожиданно-интеллигентная сваха в исполнении Ольги Остроумовой, долго ожидавшей роли на родной сцене и вот дождавшейся. Беда только в том, что ни ум, ни тонкость, ни искренняя забота свахи о своей юной подопечной не уберегут ни ее Агафью, ни саму героиню Остроумовой от бессмысленной жестокости мира, которым управляют старики.

А вот из Казахстана приедет спектакль более оптимистичный, повествующий о том, как сильная женская воля и красивая, хотя и трагическая, женская судьба сломили-таки консерватизм железобетонной патриархальной системы. В одном из ключевых произведений казахской литературы XX века, романе «Ұлпан» Габита Мусрепова, имя которого теперь носит молодежный театр из Алматы, приглашенный на фестиваль, главная героиня меняет историю целого рода, а затем и народа.

Молодой режиссер Гульназ Балпеисова — ученица Римаса Туминаса, в свое время постоянного гостя и «домового» «Балтийского дома», — в плане почерка и постановочного стиля оказалась наследницей своего Мастера по прямой. Ее неистовая режиссерская энергия наполняет сцену яркими образами, а по ритму и звуку — сродни рок-концерту. Такая форма как нельзя лучше подходит для истории о женщине-легенде, дочери героя Артыкбая, которая в конце XIX века росла в казахской степи ловкой и дерзкой, заменяя родителям сына, вышла замуж за сослуживца отца, Енесея, бия старшего султана Чингиза, человека доблестного, захватившего в бою с повстанческим войском Кенесары 200 воинов в плен, очень богатого и обласканного властями, но привлекли Улпан не его деньги, не слава и даже не муки, как некогда Дездемону в Отелло.

«Меня нельзя продать, меня нельзя купить», — сказала она своему высокопоставленному жениху, и он, что удивительно, принял ее такой, какая она есть.

Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
+1
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»

Под покровительством мужа и при его поддержке начала Улпан свою борьбу за новый уклад жизни — полуоседлый, с внятным планированием и справедливым распределением имущества, а по сути и прежде всего — за равные права обитателей аула и особенно за права женщин. Разумеется, для старейшин Улпан немедленно стала злейшим врагом, и не кто-то, а сам родной брат мужа сыграл роковую роль в ей судьбе. Но даже оставшись вдовой, героиня сохранила мужество продолжать свой путь, и именно ее имя в современном Казахстане ассоциируется с мифологическим образом Родины-матери. Спектакль «Ұлпан» (16+) будет показан 9 октября в 19:00 на большой сцене «Балтдома».

Два «Гамлета»

Редко какой фестиваль осмеливается поместить в афишу два спектакля на один сюжет, тут требуется особая вера в зрителя. Но балтдомовский зритель воспитывался десятилетиями на лучших театральных созданиях, и ходит он на фестивальные показы не за каноническими историями, а за их нестандартными интерпретациями, что нынче ему гарантировано.

«Гамлет»-первый родился в аудитории ГИТИСа, в мастерской выдающегося театрального педагога Олега Кудряшова, получил название «Я — Гамлет. Ошибка» и мгновенно стал хитом, билеты на который раскупались за пять минут после появления в Сети, — и это в Москве с ее насыщенной до предела зрительских возможностей афишей. Педагог курса Татьяна Тарасова поставила спектакль о детях, получивших от старшего поколения вместо любовного напутствия во взрослую жизнь разрушительный урок внутрисемейной ненависти.

Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
+1
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»

На сцене — в изобилии сильные визуальные метафоры: рюкзак с пеплом отца у Гамлета за спиной, ванна, наполненная землей, — передвижное кладбище, толкаемое могильщиками. Помимо шекспировских слов, здесь звучат цитаты из Хайнера Мюллера, Ингмара Бергмана, Яна Фабра, а в единый текст все они собраны драматургом Екатериной Златорунской. Показы пройдут на площадке ЦЕХЪ Театра 10 октября в 20:00, 11 октября в 14:00 и 19:00. 18+.

Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»

«Гамлет»-второй приедет из Тибета, и это первые в истории гастроли тибетского театра в России. Любопытно, что это тоже студенческий спектакль — на сцену выйдут выпускники специального тибетского курса Шанхайской театральной академии. Мастер курса, он же режиссер спектакля «Гамлет» Пу Цуньсинь — ведущий актер Народного театра Пекина, председатель Ассоциации китайских драматургов — соединил на сцене шекспировскую классику и тибетскую этнику. На сцене при этом — «черный кабинет» и молодые люди в черных строгих одеждах. Искать сегодняшние смыслы в тибетском прочтении предлагается 11 октября в 19:00, 12 октября в 13:00 на большой сцене «Балтийского дома» (16+).

Новые друзья

Помимо Тибета, из тех краев, театры откуда сложно было себе представить в качестве участников фестиваля «Балтийский дом» в былые времена, в афише обнаружились Бахрейн и Индия.

Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
+2
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»

Из Бахрейна — островного государства у восточного побережья Саудовской Аравии с полуторамиллионным населением — в Петербург приедет два камерных спектакля в жанрах монодрамы и хореодрамы, оба созданы в театре «Гильгамеш». Монодрама «Шрок Мириам» — судьба женщины, рассказанная ею самой. «Истории подобны ткани: люди их кроят, сшивают и превращают в одежду, которую носят. Соседки собираются вокруг швейной машинки, я шью для них одежду, рассказываю истории, и мы болтаем обо всём на свете», — говорит героиня по имени Мариам. При рождении она буквально светилась, так что мать добавила к ее имени еще одно слово — «шрок», восход. Но в процессе жизни светлого оказалось значительно меньше, чем темного. Процесс переосмысления реальности по-бахрейнски в его женском изводе и станет сюжетом спектакля, который может быть интересен как минимум в качестве просвещения: малая сцена «Балтдома», 13 октября, в 21:00. 16+

Хореодрама носит название «Полная тишина». Тут стоит вспомнить настойчивую рекомендацию «мозговеда» Татьяны Черниговской иметь в виду, что для нашего мозга не существует фоновой информации, и устраивать ему минуты тишины. Спектакль по сути визуализирует и озвучивает посредством саунд-трека эту же проблему — проблему мира, в котором звук не прекращается никогда: 91 комната, 13 октября, 21:00.

Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
+1
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»

А вот гости из индийского города Мумбаи (бывший Бомбей), чье население (для сравнения) составляет 12,5 миллиона человек, привезут произведение по мотивам более чем знакомого российскому зрителю текста — «Братьев Карамазовых» Достоевского. Но, что отдельно замечательно, этот самый патологичный с точки зрения состояния психики героев, демонстрирующий разрушительную силу страсти на грани фола сюжет, театральная компания «Синематограф» уложила в час и сорок пять минут сценического времени и предлагает зрителям возраста 16+.

Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
+2
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»

Вообще-то режиссер Раджат Капур славится своим умением превращать шекспировские трагедии в комедии, так что удивляться не приходится. Между тем сам режиссер спектакля «Братья Карамжале» обещает, что и драма, и детектив, и любовный роман останутся на месте. Полюбопытствовать можно будет 15 октября в 19:00, глядя на большую сцену «Балтийского дома».

«Проклятые» художники

Как всегда во времена катастроф, самый тяжелый груз вестников правды и неизбежных мучеников несут художники в самом широком смысле этого понятия. XXXV «Балтдом», что очень для него органично, завершится тремя спектаклями, где герои — люди уникального таланта, спасительного для кого угодно, только не для них самих.

Так, Гродненский театр кукол привезет спектакль Олега Жюгжды «Сымон-музыка» по поэме белорусского поэта Якуба Коласа, создававшейся в 1911-1025 годах. Удивительные деревянные куклы, грубо струганые, но на редкость живые в руках белорусских артистов-виртуозов, расскажут историю бедного музыканта-самоучки, которому пришлось делать выбор между коммерческим существованием, придворной службой и свободой, обрекающей на нищету. И выбрать свободу, потому что только она позволяет сохранить талант и любовь: малая сцена «Балтдома», 16 октября, 19:30, 17 октября, 19:00. 12+

Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
+2
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»

В спектакле «Сирано де Бержерак», поставленном Константином Райкиным на сцене родного театра «Сатирикон», выбор у героя-поэта гораздо сложнее. Тут к врожденному уродству (которое еще и метафора того печального факта, что общество видит в настоящих поэтах некую аномалию, угрожающую комфорту), добавляется юношеское самолюбие и самого Сирано, и его дерзкой возлюбленной Роксаны, а главное — война. Герои этого «Сирано» живут в мире поэзии буквально — среди исписанных стихами листков, но одна реальная пуля необратимо сокрушает всё, что могло обернуться счастьем.

Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»
+1
Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»Источник: предоставлено фестивалем «Балтийский дом»

«Мы сделали спектакль про человека, который живет из себя: так, как видит мир, — сказал сам Райкин. — Он гениальный поэт, он драчун, смельчак и может остановить спектакль и выйти один против всего зала, и при этом робеет перед красавицей и не верит, что она может его полюбить. Являясь умнейшим, остроумным, талантливейшим, он проигрывает во всем: и в карьере, и в семейной жизни. Вот такой неудачник-одиночка, на которого хочется во многом быть похожим. Сирано — это про красоту поражения». Большая сцена «Балтдома», 18 октября, 19:00. 16+

Вариацией подобных размышлений станет, как случается со всеми поэтическими моноспектаклями Константина Райкина, и его персональный выход один на один с залом. На сей раз Райкин «Своим голосом» прочтет стихи Пушкина и Давида Самойлова. Кто хоть раз бывал на подобных встречах с большим артистом, подтвердит, что это нельзя пропустить: на большой сцене «Балтдома», 16 октября, 19:00. 12+

Жанна Зарецкая, специально для «Фонтанки.ру»

Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE4
Смех
TYPE_HAPPY2
Удивление
TYPE_SURPRISED4
Гнев
TYPE_ANGRY8
Печаль
TYPE_SAD4
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
19
Гость
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5