
Власти Петербурга намерены провести масштабную реформу водного транспорта, с помощью которой рассчитывают обновить флот, усилить безопасность, получать больше налогов и сделать экскурсии по рекам и каналам более удобными для горожан и туристов. Правда, для этого придется менять и городское, и федеральное законодательство. Депутаты идею поддержали и создали очередную рабочую группу.
Что не так с организацией водных перевозок
Концепцию реформы представил заместитель председателя комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков в ходе заседания профильной комиссии в Законодательном собрании 21 апреля.
По словам чиновника, существующая практика организации прогулок по рекам и каналам создала сразу несколько проблем. Во-первых, флот попросту устарел. Сейчас в Петербурге работает 29 «Метеоров», средний возраст которых 37 лет: нормативный срок их службы истек. Отслужила свое и половина однопалубных и двухпалубных корабликов. Средний возраст судов типа «Москва» и «Нева» (всего их 28 штук) — 30 лет, типа «Мойка» (33 штуки) — 20 лет, типа «Фонтанка» (57 штук) — 18 лет. Формально суда соответствуют нормативам, но уровень этих требований весьма низок, пояснил Ваньчков. Из-за выбросов выхлопных газов страдает экология, а жители жалуются на шум.


Кроме того, из-за нехватки заправочных станций для водного транспорта часть корабликов обеспечивают топливом буксировщики: такой способ тоже не оптимален для окружающей среды. Внешний облик причалов нередко диссонирует с городской средой и не соответствует эстетике исторического центра. А уровень услуг, оказываемых перевозчиками, не всегда удовлетворяет горожан и туристов. Например, музыка и текст экскурсоводов из динамиков на палубе теплоходов доставляют неудобства местным жителям, чьи окна выходят на набережные.
Город недополучает налоги: по оценкам экспертов, которые привел чиновник, 35% объема водных перевозок находятся в «серой зоне». Всего в Петербурге 280 судоходных компаний и 600 судов с лицензией на перевозку пассажиров (400 маломерных и 200 регистровых). При этом в коммерческой деятельности по факту могут участвовать от 3 до 5 тысяч судов, сказал Ваньчков.

Наконец, страдает безопасность. Число происшествий на воде увеличилось почти вдвое в 2024 году по сравнению с 2023-м, а количество зарегистрированных административных правонарушений — на 21%. При этом еще больше инцидентов остались незафиксированными из-за недостаточной численности и оснащенности патрульной службы.

Что предлагает город
Предлагая пути решения проблемы, Дмитрий Ваньчков сразу подчеркнул, что представленная парламентариям концепция — это «начало большого пути» и «история на несколько лет».

Во-первых, необходимы единый дизайн и унификация инфраструктуры причалов. Сейчас в городе более 300 спусков, 158 из них свободны от аренды, 121 сданы в аренду судоходным компаниям и 21 городской причал общего доступа. Чтобы привести их всех к единому знаменателю, придется реконструировать городские причалы, а чтобы создать новые — передать 118 спусков набережных от ГБУ «Мостотрест» единому городскому оператору (эту функцию выполняет Агентство внешнего транспорта. — Прим. ред.). Также нужно модернизировать коммерческие пристани: 25 из 121 оборудовать электрозарядками. В идеале городские власти хотят добиться того, чтобы причалы, независимо от их статуса, были доступны для всех операторов судов, а также чтобы на всех причалах действовали льготы.


Для этого потребуется создать государственную информационную систему «Водный транспорт Санкт-Петербурга». Помимо управления причалами она позволит контролирующим органам обмениваться информацией друг с другом, чтобы выявлять и наказывать нарушителей. Также с ее помощью можно решить проблему «теневого флота». Если на каждом причале будет стоять турникет, на котором надо будет сканировать штрих-код билета, то ни один пассажир не пройдет неучтенным. А значит, власти смогут сопоставить фактический объем перевозок с количеством поступивших налогов, объяснил Дмитрий Ваньчков.

Во-вторых, нужен единый стандарт обслуживания пассажиров как на борту (кресла, туалеты, климат-контроль, аудиогид, спасательные средства, условия для пассажиров с ограниченными возможностями), так и на причале (тент, места для ожидания, безопасность нахождения на причале). Также вместо привычного «теплоход отправляется прямо сейчас», доносящегося из громкоговорителя, судовладельцам следует информировать пассажиров о маршруте и времени отправления через информационные панели на борту и на причалах.

В-третьих, власти города намерены внедрить единую систему продажи билетов. Это будет выгодно самим операторам, которые сейчас тратят много денег на услуги посредников, отметил Дмитрий Ваньчков. Пассажирам тоже будет удобнее ориентироваться: сейчас не всегда понятно, какое судно приплывет и сколько будет стоить экскурсия. Оператором такой системы может стать город: через пункты Городского информационно-туристического бюро, пункты продажи на причалах или же единую информационную систему. Но может появиться и единый коммерческий оператор.
В-четвертых, чтобы стимулировать судовладельцев обновлять флот, нужно предложить им налоговые льготы и другие преференции. К примеру, комитет по транспорту предлагает обнулить ставку налога на имущество и транспортный налог для судов на электротяге, также снизить для них стоимость швартовки к городским причалам. Кроме того, чиновники рассчитывают на программу льготного лизинга и субсидии из федерального бюджета для производителей таких корабликов. Со своей стороны, город готов расширять сеть зарядных станций на городских причалах.

В-пятых, для обеспечения безопасности понадобится усилить патрульную службу и создать ситуационный центр для межведомственной координации. Но, чтобы реализовать задуманное, придется вносить изменения как в городское, так и федеральное законодательство — как минимум чтобы обеспечить переход на экологически чистые суда, увеличить число автозаправок для водного транспорта и запустить фотовидеофиксацию правонарушений.

Зампредседателя комитета по природопользованию Михаил Страхов поддержал идею обновления флота и усиления контроля, но поинтересовался, достаточно ли у города штрафстоянок для судов-нарушителей. Заместитель главы комитета по развитию туризма Петербурга Илья Баннов также поддержал инициативы, но отметил, что часть изменений возможно внедрить с помощью саморегуляции: к примеру, операторы водных экскурсий уже пообещали в этом сезоне не использовать громкоговорители и выдавать пассажирам наушники.
Что решили депутаты
С выводами чиновников согласились депутаты. Глава комиссии по транспорту Алексей Цивилев отметил, что водного транспорта стало чересчур много, что создает пробки на реках и каналах и загрязняет акваторию. При этом рынок монополизирован, и небольшие игроки не всегда могут получить доступ к причалам.
Депутат Наталия Астахова высказал опасения, что идея создания «красивых» причалов столкнется с теми же сложностями, что проект «умных остановок». Также, по ее мнению, инициатива городских властей по созданию единой инфраструктуры может привести к переделу рынка, причем не в пользу малого бизнеса. «Хотим как лучше, а получится как всегда», — резюмировала она. Представитель КПРФ Вячеслав Бороденчик попросил раскрыть статистику водных происшествий, которые привели к травмам людей. Однако с ходу назвать число таких случаев представители Смольного и правоохранительных органов не смогли.
В итоге парламентарии проголосовали за то, чтобы, перед тем как одобрить концепцию, создать рабочую группу — 2 008-ю по счету — и пригласить туда МЧС. Правда, это может затормозить реформу, предупредил коллег Алексей Цивилев. «А чего торопиться, пусть петербуржцы спокойно живут», — отозвалась Наталия Астахова.
Что думает бизнес
Представители самих перевозчиков в рамках заседания комиссии не высказывались. Однако ранее генеральный директор судоходной компании «Нева Тревел» и заместитель президента ассоциации владельцев пассажирских судов Юрий Набатов рассказывал «Фонтанке», что пока бизнес не во всем разделяет идеи Смольного — например, не видит необходимости в создании единого билетного оператора. По словам Юрия Набатова, такие агрегаторы есть: к примеру, билет можно купить на сайте городского туристического портала. Но большая часть продаж идет непосредственно на причалах: решение прокатиться часто принимается импульсивно и в зависимости от погоды.
Что касается обновления флота с учетом влияния на окружающую среду, то необходимость этого оценят сами перевозчики. К примеру, само судно может быть старым, но иметь современный двигатель, пояснил он. Ассоциация владельцев пассажирских судов сейчас получает статус саморегулируемой организации, рассказал Юрий Набатов. Когда это будет сделано, АВПС намерена провести ревизию флота своих участников, чтобы проверить, какой процент нуждается в обновлении, и далее планомерно переводить суда на более высокие экологические стандарты