
Несмотря на тектонические сдвиги отечественного авторынка, автодилеры Петербурга демонстрируют поразительную контрастность результатов. За 2024 год продавцы автомобилей в городе на Неве улучшили выручку на 12%, нарастив ее до 428 млрд рублей, при этом совокупный убыток приблизился к финансовой яме размером в 230 млн рублей.
Как считали
По данным Автостата, в Петербурге 136 локаций, где расположены 207 дилерских центров. В рамках проведенного исследования в аналитическую выборку были включены 103 компании, чей годовой финансовый оборот по результатам предыдущего отчетного периода превысил 100 млн рублей. Они образуют консолидированную структуру, состоящую из 27 автодилерских групп.
Чемпионы по запасам

Падение продаж, которое определяло авторынок РФ с осени прошлого года, привело игроков из Петербурга к противоречивым результатам.
Крупнейший автодилер — «Рольф» — сумел значительно сократить кубышку (на 37,2%, с 10,7 млрд рублей до 6,7 млрд рублей годом ранее). Судя по всему, компания стремилась минимизировать риски затоваривания, тем не менее сохранила лидерство по абсолютной сумме товаров на складах с внушительным отрывом от ближайших конкурентов. Если опустить за скобки запчасти и сопутствующие товары и предположить, что на складах на конец года остались только автомобили, то при средневзвешенной цене в 3,11 млн рублей (цифру по итогам марта вывел Автостат), у «Рольфа» их скопилось чуть более 2 тыс. штук.
У 13 из 27 ГК запасы, напротив, увеличились. Особенно выделяются «Лада Кудрово» (1 юрлицо) с ростом запасов на 251,33% (56 шт.) и «Автопортрет» (6 юрлиц, 457 автомобилей) с увеличением на 103,46%. Возможно, они рассчитывали их нарастить в надежде на будущее восстановление рынка или пользуясь снижением закупочных цен, но это не точно. В любом случае в сравнении с «Рольфом» они оказались в более выигрышной позиции.
Среди компаний с наибольшими запасами на конец года можно выделить «Автоцентры» Валентина Анкудинова — 3,95 млрд рублей (7 юрлиц, 1271 автомобиль) и «Интер Авто Тим» — 2,79 млрд рублей (8 юрлиц, 897 автомобилей).
Компания «Ключавто» из Краснодара (в городе на Неве представлена компаниями «Оргтехстрой» и «Сбсв-Ключавто Олимп») чистила склады наиболее агрессивно и сумела сократить их на две трети (62,44%).
Все вместе петербургские автодилеры к концу года скопили на парковках 14,7 тыс. машин.
«Снежный ком» кредитов

В условиях падения продаж рост кредиторской задолженности говорит о том, что финансовый баланс оставляет желать лучшего. Когда выручка падает, а долги перед поставщиками растут, на текущие расходы компании вынуждены брать заемные средства. Такая динамика может привести к эффекту «снежного кома», когда выбраться из долгов без радикальных мер будет уже трудно.
Особенно заметно увеличение кредиторки у небольших и средних компаний. «Экспо Кар» показал рекордный рост в 987,10% — видимо, пытались удержать бизнес на плаву за счет отсрочки платежей поставщикам либо срезали ценники на машины, завлекая клиентов более выгодными условиями. В любом случае такая стратегия ведет к снижению маржинальности бизнеса и кассовым разрывам.
Наибольшую кредиторку на конец года накопили «Аларм-Моторс» — 5,7 млрд рублей (рост год к году на 36,17%), автоцентры Валентина Анкудинова — 4 млрд рублей (рост на 115,19%) и «Максимум» — 2,5 млрд рублей, хотя они как раз сумели сократить обязательства на 14,58%.
Общая закредитованность 27 групп компаний на конец прошлого года оценивалась в 34,7 млрд рублей, это на 47% больше, чем год назад.
Превзошли показатели 2021 года

Крупнейший игрок «Рольф» за минувший год потерял почти треть выручки (26,27%), на треть продажи упали у «Ключавто» (-32,28%). «Автополе», «Автопродикс» и «Карс Фэмили», напротив, впечатляюще подросли (+106,85%, +101,04% и +113,63% соответственно). Рекордсменом с ростом выручки более чем в 2000% стала компания «Лада Кудрово». Впрочем, секрет успеха прост: компания открылась только в 2023 году и сделала ставку на продажи автомобилей АВТОВАЗа, чья сравнительно невысокая цена позволила занять на рынке доминирующую позицию даже в условиях падающих продаж. Даже по итогам марта, когда все упало на 46%, автомобили Lada занимают крепкую треть рынка.
В сравнении с докризисным 2021 годом картина еще интереснее. Многим дилерам удалось трансформировать бизнес-модели и превзойти себя в разы.
К примеру, «РРТ» нарастил выручку на 637,20%, с 2,1 млрд до 15,6 млрд рублей, «Автопортрет» прибавил 456,95%, с 2,9 млрд до 16,5 млрд рублей. Немного отстало «Автополе» (рост на 437,39%), что, вероятно, указывает на успешное расширение присутствия на рынке.
Наибольшие потери за четыре года понесли Холдинг Major (падение на 66,86%), «Ключавто» (снижение на 55,24%) и «Вагнер» (снижение на 38,92%), что говорит о заметном ослаблении позиций на рынке.
Суммарно все автодилеры Петербурга выручили 428 млрд рублей, это на 13% больше, чем годом ранее, и на 35% больше, чем в докризисном 2021 году.
Закончили год с убытком

В 2021 году совокупная чистая прибыль автодилеров составляла внушительные 11,47 млрд рублей. Пожалуй, те времена компании вспоминают со слезами на глазах, ведь по итогам 2024-го отрасль показала общий убыток в 226,56 млн рублей. И если в сравнении с прошлым все упало на 109,17%, то относительно 2021-го — более чем на 5000%.
На этом фоне выделяется «ГК Мега-Авто» — чистая прибыль выросла на 2722,18% по сравнению с 2023 годом (с 7,46 млн до 210,48 млн рублей). Но, впрочем, если заглянуть в более ранние периоды, можно заметить, что 2022 и 2021-й были не так уж и плохи.
Прибыль «Города Русских Машин» подросла на четверть в 2024-м и на 60,14% относительно докризисного 2021-го. «Рольф» за тот же период уронил прибыль на 523,64%, но поднялся на 11,32% в 2024-м.
Катастрофические убытки получили 6 из 27 компаний. И это еще не предел, уверяют в Ассоциации автодилеров: если «полет в бездну» не остановить, то к концу года в убытках погрязнет треть автосалонов.
Вместо послесловия
На этой неделе участники Ассоциации автодилеров обсуждали, как российские дилеры справлялись в 2024 году с выполнением плана продаж, поставленного «восточными партнерами» (других официальных поставок у нас, собственно, и нет). Выяснилось, что россияне справились с планом на 76% (909 тыс. шт. продано при плане в 1,2 млн). Не очень бойко разбирали JAC (53% выполнено из 25 тыс.) и Changan (59% от 180 тыс.). Особенно критичная ситуация у Forthing и Dongfeng, которые выполнили только 5% от плана. Серьезные проблемы у SWM и Wey — продали только по 12% от запланированного.
Для того чтобы расшевелить покупателей, дилеры вынуждены идти на беспрецедентные скидки, но это не очень-то помогает — по итогам марта продажи новых легковушек сократились на 46%. Неудивительно, что при таком раскладе у китайцев опускаются руки: уже за первых два месяца этого года они сократили импорт на 49%, до 58 тыс. автомобилей. И это притом что в структуре китайского экспорта доля РФ (в 2024 году) составляла скромные 3,2%. Так что если китайцы совсем потеряют к нам интерес, то несильно и расстроятся. А может, потери бойца даже не заметят.
Ранее «Фонтанка» рассказывала о том, как крушение двух танкеров с мазутом изменило жизнь на черноморском побережье.