
Есть традиционные праздники встречи весны. В России вот закончили отмечать Масленицу. А в Лос-Анджелесе в театре «Долби» в ночь на третье марта как обычно раздали статуэтки «Оскар» — золотистые, не хуже блинов. Уж скоро премии Американской киноакадемии перевалит за сотню лет — сейчас прошла 97-я церемония. Кажется, всё это надоело давным-давно. А глядишь — и снова все следят за гонкой кандидатов. Правда, в этот раз, надо сказать, и состязание было по-настоящему напряженным и непредсказуемым. В прошлом году, в общем, понятно было, что победит «Оппенгеймер».
В нынешнем — во всех основных номинациях нос к носу шли сразу несколько видных кандидатов. Масштабный «Бруталист», старающийся заинтриговать триллер «Конклав», тщательный байопик «Никому не известный», экстравагантные мюзиклы «Злая» и «Эмилия Перес», впечатляющая «Дюна»… Но всех их почти полностью разгромила «Анора» Шона Бейкера. Из шести важнейших номинаций она победила в пяти, в том числе взяв статуэтки за «лучший оригинальный сценарий», «лучший монтаж», «лучшего режиссера» и как «лучший фильм». Может, это и не самое большое количество «Оскаров», но трагикомедия про секс-работницу все равно побила несколько рекордов. Во-первых, фильмов, которые брали главный приз и в Канне, и на «Оскаре», всего ничего: «Потерянный уик-энд» Билли Уайлдера, «Марти» Делберта Манна и «Паразиты» Пон Джун-хо. Теперь вот ещё «Анора».
Кроме того, за одну церемонию сразу четыре «Оскара» брал только Уолт Дисней в 1954-м — за разные работы. Получается, Шон Бейкер — единственный кинематографист в истории, который в один год выиграл статуэтки за монтаж, сценарий, режиссуру и фильм — и все это за «Анору».
И даже Юру Борисова, за которого слегка обидно — только его обошли, не дав «лучшую роль второго плана», — отметил в речи Роберт Дауни-младший, пообещав ему светлое будущее и назвав роль «прорывной».
«Анора» уже получала награды за режиссуру от Гильдии кинорежиссеров и за лучший фильм — от Гильдии кинопродюсеров. Обычно это признак хороших шансов на «Оскар». Но почему же она так пленила академиков? Похоже, тут соединились нервная, чувствительная, будто спонтанная режиссура и манера съемки — и вполне традиционная, пусть и грустноватая, мораль сказки. Тут соединились и ромком, и роуд-муви, и комедия, и взаправдашняя драма; это немного про любовь, слегка про деньги, но больше всего — про понимание поверх социальных, классовых и национальных барьеров.
Кроме того, фильм человечнейшим образом показывает секс-работницу, возвращает ей личность и волю. Закономерно, что и исполнительница главной роли Майки Мэдисон, тщательно работавшая над образом, общавшаяся со стриптизершами и учившая русский, — заслужила свою награду.
Шон Бейкер «Анору» задумал сделать еще в конце 90-х, между прочим — изначально с Алексеем Серебряковым в той роли, которая досталась Юре Борисову.
Вообще, режиссер постоянно снимает кино о маленьких людях Америки, униженных и оскорбленных, так сказать. И собственная режиссерская карьера Бейкера — тоже как своеобразный сюжет: он давно уже стал признанным мастером, но как-то был отмечен, в основном, на инди-фестивалях типа «Санденса»: за свои первые семь фильмов он заслужил лишь одну только оскаровскую номинацию. Теперь вот справедливость торжествует. Хеппи-энд.
Другая триумфальная арка, не такая масштабная, — у фильма «Бруталист». Эдриен Броуди элегантно взял «Оскар» за роль уцелевшего в Холокосте архитектора Ласло Тота. И закольцевал тем самым собственную историю 22-летней давности, когда он получил статуэтку за роль другого выжившего, Владислава Шпильмана, в «Пианисте». Броуди в фильме, что тут говорить, великолепен, и даже история с тем, что его реплики на венгерском были откорректированы нейросетью, не омрачила его успех.
А вот сам фильм Брэйди Корбета далеко не такой блестящий, и впрямь похожий на странное, чересчур громоздкое сооружение. Впрочем, снят он действительно безупречно, даже если чуточку вычурно, по старомодной технологии VistaVision. Так что его оператор Лол Кроули по праву взял статуэтку. Как и композитор Дэниэл Блумберг, написавший мощный, тревожный саундтрек к фильму — более, пожалуй, модернистский, чем само довольно консервативное кино Корбета.
Лучшей песней назвали El Mal из «Эмилии Перес» в исполнении Зои Салданы — она же, кстати, получила и «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана. Вообще, комедийный мюзикл о мексиканском наркоторговце «Эмилия Перес» был лидером по количеству номинаций в этом году — аж 13. Однако вокруг фильма клубились скандалы. Мексиканцы оскорбились тем, насколько клюквенно показана их страна, режиссер Жак Одиар выдал несколько крайне неудачных заявлений, продемонстрировав полное незнание реалий. Вдобавок актриса Карла София Гаскон отметилась расистскими постами в соцсетях. Всё это уничтожило шансы «Эмилии». И снова показательно: не хватило понимания и терпимости.
Кажется, об этой же тенденции — победа картины «Нет другой земли», получившей награду как лучший документальный фильм: совместное израильско-палестинское кино, рефлексия о том, как израильская армия выселяет арабов из их деревень.
И в категории «Лучший анимационный фильм» победил всеми обласканный «Поток»: милейший латвийский мультфильм о том, как странная компания животных: капибара, лабрадор, лемур и птица-секретарь — спасаются от неизвестного наводнения. Людей здесь нет, ни единой реплики в мультфильме не звучит — да и не нужно.
Более того, «Поток» был номинирован и в категории «Лучший иностранный фильм», как какой-нибудь важный «Вальс с Баширом», мультфильм уже получил «Золотой глобус» и с успехом прошел в Канне.
А это значит, что ощущение повсюду примерно одно и то же. Капибары, лемуры и коты, русские, американцы и армяне — все по-своему оказываются понятны. Этого понимания в наши дни жутчайший дефицит: все устали и хотели бы научиться уживаться на одном плоту. Не то пойдем ко дну — это понятно и без слов.
Матвей Пирогов, специально для «Фонтанки.ру»
Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».