Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Город Мариинскому театру готовят четвертую сцену на Лермонтовском проспекте

Мариинскому театру готовят четвертую сцену на Лермонтовском проспекте

25 868
Источник:

На Лермонтовском проспекте дом Иоффа превратится в новую сцену Мариинского театра. Проекта еще нет — только концепция, ее 30 мая обсудили на заседании президиума городского отделения ВООПИиК. Сроки подгоняют давно назревшая необходимость закрыть историческое здание театра на реконструкцию, и вопрос, где на ее время разместить труппу и куда звать зрителей.

«Нам поставили очень сложную задачу: в существующем здании, которое является выявленным объектом, сделать новую, уже четвертую сцену Мариинского театра — современную, функциональную, с правильным сценическим оборудованием, с хорошей большой сценой, которой там никогда не было (в доме Иоффа. — Прим. ред.)», — рассказал руководитель «НИиПИ Спецреставрация» Игорь Пасечник. Его компания разработала пока что только концепцию реконструкции дома Иоффа на Лермонтовском, 14 под новую сцену театра.


Вместимость нынешнего зала предстоит увеличить в несколько раз. Сейчас (ранее здание было кинотеатром) там помещается 250 зрителей. Пасечник пояснил: Валерий Гергиев сказал, что ему нужно не меньше 800 мест, иначе эта история не будет иметь никакого смысла.

Для этого предстоит «раскопать» где-то один, а где-то и два подземных этажа, а само здание в самой главной, колосниковой, части сцены необходимо увеличивать в высоту.

Пасечник рассказал, что во всей доступной сохранившейся архивной информации не удалось найти боковой фасад, каким его задумывал сам архитектор Иосиф Лангбард. Боковой фасад «провалился на метр», а ритм окон — случайный, констатировал спикер. В качестве догадки он высказал предположение, что при реконструкции в 1916 году просто использовали стену, сохранившуюся от предыдущего строения, — жилого дома.


Здание подверглось следующей реконструкции в 1920-е годы, когда его переделали под кинотеатр, убрали все излишества и оставили только сцену с экраном и добавили балкон. В 1930-е годы здание реконструировали еще раз: балкон снова переделали, как и лестницы.

По итогам изучения состояния здания («НИиПИ Спецреставрация» зашла на объект еще при предыдущем заказчике в 2018 году) «крыша свое отжила». Балки деревянных ферм прогнили настолько, что «гниль можно вытаскивать руками». «По всем расчетам мы поняли, что крышу надо менять», — сетует Игорь Пасечник.

1 из 7
Источник:
Источники:

Отделка появилась при послевоенной реконструкции, как и мраморные ступени, и балясины. Сейчас всё это числится в предмете охраны, несмотря на то, что это изменения уже позднего периода. Здание на Лермонтовском проспекте было передано Мариинскому театру в конце 2023 года.

Пока только концепция

На заседании президиума городского ВООПИиК представлена была именно концепция, которую компания сделала «на свой страх и риск», и она не является проектом, подчеркивали авторы.

Руководитель архитектурной мастерской АРМ2 (связана с НИИПИ Спецреставрация) Мария Шапченко пояснила: решение проблемы размещения сцены нашлось в сохранении длины и ширины исторических фасадов и докомпоновки участка, которое занимает здание. Благодаря этому удалось вместить сцену, на которой возможно даже танцевать балет и обеспечить возможность эвакуации.

1 из 3
Источник:

По словам Шапченко, было множество вариантов архитектурных решений. В итоге удалось восстановить отметку исторической кровли в сохраняемой части, которую выявили по иконографии. «Дальше мы уже надстраиваем необходимые объемы, надстраиваем еще один этаж для того, чтобы докомпоновать фасад и увидеть его целостное восприятие, и надстраиваем объем зала и колосников над сценой. Так как сбоку нет технологического пространства, всю технологию необходимо перемещать наверх», — обрисовала Мария Шапченко перспективы.

Основной вход предложено выделить на лицевом фасаде, докомпоновав его навесом. Фасады — отреставрировать и сохранить все оконные и дверные проемы. На подземном уровне, как вариант, могут разместиться гардероб и приветственная зона. В оформлении зала авторы, по словам Шапченко, вдохновлялись концепциями и рисунками самого архитектора Лангбарда.

Авторы сами предложили доработать концепцию и разработать варианты с «современными вещами», чтобы не стилизовать под историю и чтобы увеличенный объем не «задавил» историческую архитектуру.

Новая сцена нужна для реконструкции старой

От Мариинского театра на заседании ВООПИиК присутствовал бывший вице-губернатор Петербурга Марат Оганесян, который сейчас занимает должность помощника худрука театра по строительно-инвестиционной деятельности. Он рассказал, что историческое здание будет закрываться на реконструкцию, и площадка на Лермонтовском остро необходима театру.

Оганесян, как он сам пояснил, попытался объяснить нужду театра в новом здании. «Дело в том, что исторический театр эксплуатируется достаточно сложно: мы каждый год проводим очень много мероприятий для того, чтобы здание поддерживать в необходимой форме, — объяснил Марат Оганесян. — И мы сейчас очень плотно с Валерием Абисаловичем занимаемся тем, чтобы приводить историческое здание театра в соответствие с современными требованиями».

Марат Оганесян пояснил, что от новой сцены в доме Иоффа зависят и сроки закрытия исторического здания. Однако только на разработку полноценного проекта нужно не менее полутора лет. «Новая сцена, конечно, всех проблем не решит, но серьезно облегчит театру задачу. При правильном подходе проект на Лермонтовском можно реализовать достаточно быстро», — добавил Оганесян.


Он обрисовал также и будущее новой сцены: «Мы все-таки видим здесь такую молодежную историю. Этот театр позволит сейчас многим труппам других регионов приезжать в Санкт-Петербург. И если им скажут, что, может быть, рано выступать на исторической сцене или второй сцене Мариинского театра, а здесь они могут показать свое искусство».

В итоге президиум решил принципиально поддержать возможность реконструкции и приспособления объекта, констатировал необходимость доработки и рекомендовал воздержаться от стилизации нового объема здания.

В 1916 году угловой участок и существующее здание приобрел купец второй гильдии З. Ш. Иоф. Хозяин задумал обустроить в здании театр миниатюр с кинотеатром во дворе. Перестройка здания велась по проекту архитектора Иосифа Лангбарда. Театр миниатюр ликвидировали после 1917 года, с 1923 года в здании располагался театр «Нью-Стар». С 1931 года кинотеатр носит название «Ударник», с 1950-х — «Рекорд». Тогда же в восточном фойе кинотеатра был организован концертный зал. В настоящее время здание не эксплуатируется.

Ирина Корбат, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях