Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Выставки Куда пойдем сегодня От Достоевского до СИЗО. В Эрмитаж «зашли» два десятка «Блудных сыновей» художников-осужденных

От Достоевского до СИЗО. В Эрмитаж «зашли» два десятка «Блудных сыновей» художников-осужденных

18 348
Источник:

Наверное, еще никогда публика на эрмитажном вернисаже не была такой подтянутой, собранной и, можно сказать, «монолитной»: в атриуме Главного штаба открывали выставку — подведение итогов конкурса живописи и ремесла осужденных, и весь центральный блок зрительных рядов заняли люди в темно-синей форме — сотрудники УФСИН и курсанты Университета ФСИН России.

Смотрели выставку «с пристрастием» — внимательно, выстроившись в очередь и двигаясь стройно от картины к картине. Такого порядка не видел ни один музей мира, наверное, даже в пандемию.

Художников, по понятным причинам, на вернисаж не приглашали. Хотя конкурс шел долго, с начала осени (участники — со всей России: сначала в сентябре-октябре проводили отборочный тур на местах, потом в ноябре — на региональном уровне, и только теперь привезли в Петербург), вполне возможно, кто-то уже мог за это время выйти на свободу.

Зато пришли члены жюри конкурса во главе с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским и члены Общественного совета при ФСИН, заседание которого состоялось позже прямо в этом же здании. Говорили о благой миссии конкурса, исцеляющей силе искусства и даже единении народа.

Темой конкурса было «Искупление и возрождение»: в колониях желающим было предложено создать произведения (живопись, художественную роспись по дереву или выжигание по дереву) по мотивам картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».

«Есть такое слово — «инклюзия», которое мы сейчас очень много употребляем, оно в примитивном смысле — для того, чтобы те, кто плохо видит, видели бы хорошо, — выступил у микрофона Михаил Пиотровский. — А инклюзия для музеев — это делать то, о чем говорят музеи, доступным всем, кому это трудно. Кому это трудно бывает физически, политически, экономически, в силу судьбы. Это возможность приобщить к музею, к музейному размышлению людей, которые находятся в местах заключения, где очень многие находят в себе такое желание творить. Я как член общественного совета бывал там и видел, сколько выставлено вещей, сколько людей стремятся как-то себя выразить. И вот здесь возникла такая возможность вступить в диалог с величайшей картиной мира, полной множества смыслов. Только об её содержании — уже даже не об искусстве Рембрандта, а о философии, — пишутся целые книги. В церквях по всему миру висят репродукции этой картины».

В своей речи Михаил Борисович перекинул мостик к прошлым проектам Эрмитажа, когда эту же картину осмыслял по-новому режиссер Александр Сокуров, задававшийся вопросом: что будет делать блудный сын дальше, после того, как получит прощение, — как себя поведет?

1 из 11
Источник:

Директора Эрмитажа отблагодарил за идею и «за самую лучшую площадку в мире, где можно выставить самые-самые дорогие, самые ценные работы», начальник УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал-майор внутренней службы Игорь Потапенко, добавив, что «ценность — не в деньгах, не в истории, а ценность в той душе, которую вкладывают в работу» (а души в эти работы, заверил генерал-майор, было вложено немало).

«Вот он скоро вернётся домой, — вообразил начальник петербургского УФСИН судьбы своих подопечных. — Будет он победителем [этого конкурса] или не будет — я не знаю, из тех финалистов, которые присутствуют здесь, работы представлены от Камчатки до Калининграда. Но его родные, его близкие, его дети, его семья — будут знать, что его работа выставлялась в нашем прекрасном городе».

Изучая картины на выставке, «Фонтанка», было, удивилась, как хорошо заключенные помнят шедевр западноевропейского искусства, но потом оказалось, что распечатанные образцы им все-таки выдавали. Большинство авторов тщательно выписывали одежды и причудливые головные уборы героев сцены. Но многие вносили вольные изменения — причем зачастую далеко уходя от сюжета.

Так, один из победителей перенес место действия в современную комнату с полосатым диваном и пейзажем с вулканами на стене (автор Николай С. отбывает наказание в исправительной колонии-6 по Камчатскому краю). Еще один художник воспользовался приемом «картины в картине» и изобразил заключенного, стоящего посреди своей камеры и любующегося собственным творением — картиной «Возвращение блудного сына», процарапанной на облупившейся стене с зарешеченным окном.

Еще один автор сделал центром картины фантастические облака и сквозящий через них свет. Некоторые рисовали на месте отца служителя церкви. А у кого-то сыном оказался и вовсе грудной ребенок.

Но после завершения церемонии многие подходили к одной картине, не награжденной дипломом: ее автор, Александр М. из Псковской области, копировал не Рембрандта, а иллюстрацию к «Преступлению и наказанию» Федора Достоевского. И его кающийся сын стоит на коленях не перед своим отцом, а на площади, перед всем народом, и его согбенное тело с опущенной головой выражает чувства героя.

Источник:

Возле этой картины корреспонденту «Фонтанки» встретился Андрей Ургант, также выделивший эту работу среди прочих.

«Потому что это Раскольников, потому что это базарная площадь, потому что здесь очень много символов. И чем больше ты знаешь про историю мирового искусства и нашего отечественного искусства, тем она сильнее впечатление производит», — пояснил свой выбор он.

Так Достоевский в контексте конкурса оказался вольным переносом сюжета о блудном сыне на российскую почву.

«Да, он действительно русский человек, но это планетарная история, абсолютно космическая, — не согласился с таким наблюдением «Фонтанки» Ургант. — Неважно, в какой стране ты родился: добро и зло везде одинаково, милосердие везде одинаково, прощение, покаяние... Какая разница, кто ты, — ты можешь быть королем, а можешь быть шутом, а можешь быть нищим — никакой разницы нет».

Члены жюри на вернисаже поделились ощущениями от проделанной работы. Художник Расих Ахметвалиев рассказал, что поначалу, когда ему предложили сотрудничать с УФСИН, не хотел соприкасаться с этой «темной стороной жизни», но позже изменил свое мнение и стал заниматься проведением выставок в колониях.

«Я, привыкший выставки открывать в галереях, в другой обстановке, когда вокруг красивые люди, шампанское, все такое, — увидел слезы мужчин, осужденных, которые пытаются что-то мне сказать, когда смотрят на картину. Я долго потом не мог успокоиться», — вспомнил он.

«Я думаю, что вы заметили по конкурсным работам, и это очевидно, что большинство авторов ассоциирует себя с блудным сыном, — обратила внимание член жюри, член Союза художников России Румяна Внукова. — И мы, наверное, так воспринимаем их. И я хотела бы обратить внимание на то, что в притче библейской есть не только младший сын, там есть еще и старший сын — история, на которую мы не сразу обращаем внимание. Старший сын в библейской притче не просто не рад возвращению младшего сына — он с негодованием говорит отцу, возмущается тем, что отец с большой любовью принимает сына, прощает его безоговорочно. Я себя сейчас в данной ситуации, думаю, как и многие из вас, ассоциирую именно со старшим сыном и задаю себе вопрос: а я готова ли с радостью встретить этих людей с открытым сердцем? Вот такие конкурсы, их значимость еще и в том, что это повод для личной и социальной рефлексии. Для того, чтобы мы глубже поняли чувства этих людей — они действительно искренние, глубокие, — и для того, чтобы наши сердца стали мягче, чтобы мы стали более открытыми для них».

Всего отборочные этапы конкурса прошло 47 работ, из них 8 были признаны победителями в трех номинациях. Выставка в атриуме Главного штаба Эрмитажа идет всего три дня — 26 по 28 марта. После этого, если так решит Общественный совет, картины поедут по всем пенитенциарным учреждениям Петербурга и Ленобласти, а в дальнейшем останутся в музее Крестов (СИЗО №1).

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
29
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях