Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Выставки Куда пойдем сегодня Лень до Босха доведет, или Неудачное свидание Вергилия. Эрмитаж заглянул в старонидерландскую гравюру

Лень до Босха доведет, или Неудачное свидание Вергилия. Эрмитаж заглянул в старонидерландскую гравюру

22 217
Источник:

До 2 июня в эрмитажной Галерее графики можно посмотреть выставку мастеров старонидерландской гравюры. Это не только первая экспозиция на тему, но и старт ее комплексного изучения в музее. Хронологически выставка охватывает небольшой, но важный период 1510–1580-х годов. В это время Антверпен принял у Рима пальму первенства по производству гравюр, и созданные в Нидерландах произведения разошлись по миру аж до Перу.

Рассказ о гравюре начинается с «нидерландского Дюрера» — Лукаса ван Лейдена. По словам куратора выставки Александра Конева, научного сотрудника Отделения гравюр Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, именно ван Лейден первым прославил свою страну в этом искусстве. Исследователи отмечают в его работах не только мастерство штриха, но и тонкость тонального перехода — от более глубокой линии с черным тоном к сероватым полуоттенкам (то есть видна работа с тоном, а не только с линией). Это особенно хорошо можно заметить на более ранних оттисках (медная доска по мере изготовления оттисков стирается, поэтому, кстати, тираж гравюр ван Лейдена измеряется лишь сотнями экземпляров).

Источник:

Как правило, резчиками были не сами художники, а нанятые мастера, но кто-то все делал сам (вроде того же Дюрера в Германии — сын ювелира, он в совершенстве владел этим искусством). Насчет ван Лейдена пока не все известно: скорее всего, самые важные свои работы он выполнял сам, а другие отправлял в мастерскую.

Разным тематикам, жанрам и форматам гравюр ван Лейдена первый зал выставки посвящен целиком. И можно найти массу интересных сюжетов.

«Например, «Вергилий в коробе» — сюжет, популярный в позднем Средневековье и в раннем Новом времени, который восходит к целой арке сюжетов немецкого Возрождения, связанных с женской властью, — рассказывает Владислав Статкевич, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства. — Он рассказывает о том, что Вергилий пожелал романтических отношений с девушкой, договорился с ней о встрече, но она находилась в башне и должна была поднять знаменитого поэта в корзине или коробе к себе наверх. Однако была лукава, подняла поэта до середины башни и оставила его так висеть до утра, когда все узнали, что он назначил это свидание. Такие сюжеты сатирические, нравоучительные — это часть такой гуманистической традиции, восходящей к Эразму Роттердамскому и многим другим знаковым фигурам эпохи».

Источник:

Второй зал эрмитажной выставки посвящен романистам — художникам второй трети XVI века, которые ориентировались на классическое искусство Италии. Здесь представлены листы из популярных серий Франса Флориса «Подвиги Геркулеса», «Семь свободных искусств», «Пять чувств», работы Ламберта Ломбарда и Хартина ван Хемскерка.

Источник:

В этом же зале на себя обращает внимание фриз «Обычаи и образ жизни турок», созданный по композициям Питера Кука ван Альста и растянувшийся на 4,5 метра. Это единственная ксилография на выставке (остальное — гравюра на металле). Считается, что рисунки фриза были проектами шпалер для султана Сулеймана I, однако их не использовали. Во всяком случае, появление турецкой тематики в нидерландской гравюре — следствие открытия Османской империи в XVI веке для Европы, после чего туда направилось немало художников.

Источник:

«Когда нидерландская гравюра к середине века уже окрепла, приобрела репутацию, издатели, в первую очередь Иероним Кок, всё больше обращают внимание на разные национальные черты своего искусства, и ключевую роль в это время играет Питер Брейгель Старший, — продолжает экскурсию по выставке куратор Александр Конев, переходя к третьему залу. — Там были и сатиры, и босхианские фантасмагории, и пейзажи. Пейзаж в это время в гравюре занимает очень важное место, это гордость Нидерландов: их поругивали итальянские мастера за владение фигурой, а вот пейзаж — это то, в чем они считались непревзойденными мастерами».

Забавная деталь: издательство Иеронима Кока издавало гравюры, заимствующие мотивы его тезки Иеронима Босха, и на них — для улучшения продаж — указывали его имя, что не соответствовало действительности. Сейчас это затрудняет исследователям подлинную атрибуцию работ.

«Под Босха работали самые различные мастера второй половины XVI века, этим занимался и Питер Брейгель Старший, — поясняет Владислав Статкевич. — Вы увидите прекрасную гравюру «Искушение святого Антония», которая заимствует многие босхианские находки. Однако много было и мастеров неизвестных, имена которых интересно, но сложно установить. Этот поиск продолжается».

Источник:

Некоторые гравюры в этом разделе представляют собой сценки народного театра — клюхты (фарсы).

«Мы встречаемся с таким образом, как «Извлечение камня глупости», которое высмеивает человеческую глупость и то, как люди недалекие могут обращаться к шарлатанам, и те их обманывают», — показывает научный сотрудник одну из работ. К слову, в голландском языке само выражение «вырезать камень» означает «обмануть».

Глупость для общества позднего Средневековья и раннего Нового времени неразрывно связана с пороками, а потому и на выставке в Эрмитаже они размещены рядом. Соседние работы «Тщеславие» и «Лень» относятся к серии Брейгеля «Семь смертных грехов». У них стандартная позднесредневековая структура: аллегорическая фигура помещена в центре, вокруг — развитие сюжета. В случае с ленью, ее воплощает женщина, спящая на ослике в окружении демонических фигур в духе Босха, занятых чем-то трудноописуемым (но явно дающим понять, что до добра лень не доведет).

Источник:

Ведущим европейским центром издания гравюр Антверпен и с ним Нидерланды в целом становятся к 1560-м.

«Очень много издателей обращаются к самым разным художникам, нанимают граверов, издают гравюры абсолютно разной тематики, во множестве жанров, форматов, — описывает Александр Конев. — Антверпен — торговый город, то есть всюду, куда оттуда доплывают корабли, эта гравюра распространяется. Она часто «не шедевр», но входит в визуальную культуру времени: ее следы можно найти в Перу, в России».

Из всех сюжетов центральное место в начале 1570-х занимает религиозная гравюра — потому что это время кровавых событий, противостояния католиков и протестантов. Собственно, поэтому выставка и заканчивается 1580-ми — временем распада Старых Нидерландов на протестантскую Голландию и католическую Фландрию.

Наибольшей популярностью в то время пользовались небольшие (по 6–8 листов) серии по Ветхому и Новому завету, такие «истории в картинках», которые позже собирались в сборники. В XVII веке доски приобрел издатель Клас Янсзон Висхер, выпустив «Библию Пискатора» — самую знаменитую Библию в картинках XVII века, также представленную на выставке.

«Для России это тоже очень знаковая вещь: со второй половины XVII века на неё опираются иконописцы, мастера фресок, гравёры — она есть почти во всех библиотеках, включая библиотеку Петра I, — рассказывает Александр Конев. — Недавно ей была посвящена выставка в Третьяковской галерее. Мы показываем, откуда она «выросла».

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях