Сейчас

0˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

0˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как -2

1 м/с, вос

773мм

85%

Подробнее

Пробки

1/10

«Это должны быть сотни миллионов рублей». Сколько нарушений накатали электросамокатчики в Петербурге с начала года

10676
Фото: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
ПоделитьсяПоделиться

Самокаты по итогам года принесут Петербургу не только неудобства, но и копеечку. Такой вывод можно сделать из ответа регионального УГИБДД на запрос «Фонтанки». Из него следует, что за 11 месяцев 2023 года в отношении нарушителей правил дорожного движения на средствах индивидуальной мобильности составили 1 589 административных материалов. Сумма потенциальных штрафов по ним, согласно КоАП, может составить 1,2 млн рублей. Цифра скромная, но сам факт ее наличия интересный.

До чего докатились

В сентябре этого года на Адмиралтейской и Дворцовой набережных установили первые в Петербурге знаки 3.35 — «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено». В зоне их действия запрещается передвигаться в том числе на «любимом» транспорте горожан — электросамокатах. Главный вопрос был в том, как сотрудники дорожной полиции будут следить за исполнением запрета и ловить нарушителей.

Сами инспекторы в разговоре с «Фонтанкой» подробно объясняли, почему работа в этом направлении пока не может быть эффективной. Во-первых, на самокатах в основном катаются подростки, серьезного наказания они получить не могут. Во-вторых, ездят без документов, а если нарушителем оказался приезжий, установка его личности занимает дополнительное время. В-третьих, штрафы мизерные, да и вообще бегать за самокатчиками для офицеров как-то несолидно.

Тем не менее норма заработала. Комитет по транспорту вместе с сотрудниками ГИБДД выходил на совместные рейды, ну и вне публичного поля, очевидно, велась работа.

Сколько нарушений зафиксировали власти

Как сообщил в ответ на запрос «Фонтанки» Алексей Круглов, врио заместителя начальника полиции — начальника УГИБДД ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти, несоблюдение требований знака 3.35 влечет ответственность по части 2 статьи 12.29 КоАП РФ (Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения). Всего за 11 месяцев 2023 года в отношении нарушителей на средствах индивидуальной мобильности на территории Петербурга по этой статье составлено 1 589 административных материалов.

В динамике рассмотреть, как менялось количество административных материалов, составленных в отношении нарушителей на СИМ, не получится, поскольку ранее такого понятия не было в ПДД. Изменения вступили в силу с 1 марта 2023 года. До этого ПДД рассматривало электросамокатчиков преимущественно как пешеходов, что, конечно, слабо соотносилось с действительностью. Для пешеходов штрафы самые низкие, и догнать их, чтобы наказать, в разы проще.

Будут ли устанавливать новые знаки

Также в ответе сообщается, что в 2023 году по инициативе УГИБДД начальник полицейского главка Роман Плугин направил обращение к губернатору Александру Беглову, в котором профильным комитетам города предлагалось рассмотреть два предложения: в качестве пилотного проекта установить запрет на передвижение на СИМ по Дворцовой и Адмиралтейской набережным, а также проработать аппаратно-программный запрет использования СИМ сервисами аренды на отдельных территориях и участках городских дорог. По первому предложению ДОДД Петербурга разработал схемы организации дорожного движения, предусматривающие установку новых знаков, и направил в УГИБДД.

«Схемы рассмотрены, знаки установлены. По результатам правоприменительной деятельности будет принято решение о расширении и продолжении проекта», — ответил Круглов на вопрос «Фонтанки» о возможном расширении зоны действия знаков, запрещающих движение СИМ, на другие улицы города.

«Пока в режиме пилотного проекта работают только те знаки, что нами были установлены», — сообщили «Фонтанке» в пресс-службе комитета по транспорту.

Что с этого городу

Согласно КоАП, часть вторая статьи 12.29 влечет штраф в размере восьмисот рублей. Для сравнения: первая часть предусматривает наказание для пешеходов и пассажиров транспортных средств (велосипедов и СИМ) — 500 рублей штрафа. Третья часть тоже касается тех, кто непосредственно управляет движением, но делает это в состоянии опьянения. Для них штраф сейчас составляет 1–1,5 тыс. рублей.

Учитывая, что процент оспаривания таких, условно пешеходных, штрафов довольно мал, можно экстраполировать: если каждое административное постановление превратилось в 800-рублевый штраф, общая сумма взыскания могла составить около 1 271 200 рублей.

Как следует из Бюджетного кодекса, штрафы за нарушение ПДД зачисляются в бюджет региона по месту нахождения должностного лица федерального органа исполнительной власти, наложившего штраф. Например, штрафы за превышения скорости, фиксируемые камерами на дорогах, составляют «серьезную часть» неналоговых поступлений в бюджет Петербурга. За 11 месяцев этого года неналоговые доходы бюджета составили 82 млрд рублей.

Нынешний размер штрафов для самокатчиков, разумеется, устраивает далеко не всех. В конце сентября в правительство направили сенаторский законопроект, предусматривающий, в частности, штрафы до 30 тысяч рублей за пьяную езду на электросамокате (в случае отказа от медосвидетельствования). Столько же нарушитель в рамках инициативы рискует заплатить за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД. Главный вопрос к проекту закона в том, что все еще непонятно, как контролировать соблюдение этих правил — например, как фиксировать превышение скорости самокатом. Как говорил один из авторов инициативы, сенатор Артем Шейкин, механизмы контроля еще предстоит прописать в других отраслевых законах, и это прорабатывается совместно с Минтрансом.

Выгодный бизнес

У сервисов аренды электросамокатов также есть внутренняя система санкций за те или иные нарушения правил использования их имущества. Сами компании неохотно говорят о штрафах, но комитет по транспорту называл сводные данные на конец этого сезона: более 3 млн предупреждений, около 8 тысяч штрафов и 14 тысяч заблокированных аккаунтов.

Головные компании тройки крупнейших российских кикшерингов зарегистрированы в Москве и платят налоги там. По данным СПАРК, ООО «Вуш» при выручке почти 7 млрд рублей и чистой прибыли 658,7 миллиона заплатил в 2022 году 45,1 млн рублей налогов. ООО «Шеринговые технологии», под которым работает сервис «Юрент», закончило прошлый год с выручкой 2 млрд рублей, чистой прибылью 37,5 млн и налоговыми выплатами на сумму 11,1 млн рублей. Обе эти компании — участники проекта «Сколково», который, в том числе, предоставляет и налоговые льготы. Для сравнения: второе юрлицо «Юрента», «Юрентбайк.ру», с выручкой также около 2 млрд и большим штатом сотрудников, выплатило 138,9 млн рублей налогов. ООО «Яндекс.Микромобильность» с выручкой 1,3 млрд и убытком 726 млн рублей заплатило 84,6 млн рублей налогов.

Возможно, в следующем году самокаты смогут приносить казне больше денег. Как ранее писала «Фонтанка», законопроектом о регулировании работы кикшерингов занимаются депутаты Заксобрания. Комитет имущественных отношений разрабатывает постановление правительства, которое определит порядок предоставления участникам рынка городской земли в аренду под стоянки. К нему должна появиться территориальная схема размещения самокатных парковок в городе.

«Полторы тысячи самокатных штрафов? Покажите мне одного человека из этих полутора тысяч, кто был оштрафован. Показал бы этот протокол, что он оштрафован, что у него был самокат. Это для истории полезно было бы», — прокомментировал информацию о штрафах для самокатчиков глава парламентской комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Алексей Цивилев.

Он отнесся к этой цифре с таким же скепсисом, как к заявлениям кикшеринговых компаний о десятках миллионов компенсаций, которые они выплачивают пострадавшим в инцидентах с их самокатами. По словам депутата, он не встречал ни одного человека, который бы получил подобные выплаты, а по статистике, которую привел парламентарий в разговоре с «Фонтанкой», травмы получили тысячи людей, из них около 890 — несовершеннолетние.

«Да, они (взысканные государством штрафы. — Прим. ред.) пойдут в бюджет города, но учитывая, что у кикшеринговых компаний миллионы поездок в городе Санкт-Петербурге, все нарушают, полторы тысячи штрафов — это капля в море. Это все равно что их нет по такому количеству поездок», — говорит Цивилев.

Например, «Юрент» рассказал, что количество поездок на платформе сервиса за сезон выросло в 2,4 раза, с 29 до 70 миллионов. Общее число поездок на самокатах «большой тройки», по данным Ассоциации микромобильности, выросло почти вдвое, со 103,5 до 208 миллионов. Whoosh, чьи акции торгуются на бирже, отметил рост финансовых показателей и отчитался за 9 месяцев 2023 года о росте чистой прибыли на 89% год к году.

На днях глава Минпромторга Денис Мантуров на заседании госкомиссии по антиконтрафакту заявил, что в России ввели обязательную сертификацию электросамокатов. Это должно предотвратить участившиеся случаи причинения вреда жизни и здоровью граждан. Растут они, как известно, в связи с ростом количества самокатов. В Петербурге, например, по словам Цивилева, кикшеринги хотят расширить общий парк с 42 до 60 тыс. электросамокатов в следующем сезоне.

«Самокаты будут сертифицированы, в них будут вставляться чипы. Вот когда чипы появятся и они будут обязательны для проезда, как номера, мы увидим реальные штрафы. Это должны быть сотни миллионов рублей в том объеме роста услуги, который они планируют сделать — 60 тысяч самокатов, которые пользуются нашими дорогами и тротуарами», — считает депутат.

Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру».

Фото: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»

ЛАЙК1
СМЕХ4
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ4
ПЕЧАЛЬ3

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close